Термин «мягкой силы» был введен Джозефом Найем (бывший заместитель министра обороны, профессор Гарварда, бывший глава разведсообщества США) применительно к обеспечению глобальной мощи США, наиболее полно выраженной в докладе Пентагона в 2002 году: «США должны стремиться трансформировать однополярный момент в истории в однополярную эру, воспрепятствовав возникновению любого будущего глобального соперника». Най формулирует суть мягкой силы просто «нужно заставить объекты доминирования хотеть того, чего хотите вы». Ядром концепта является в значительной мере переработанные «тюремные тетради» Антонио Грамши, и озвученный в них принцип культурной гегемонии.
Американцы наверное лучшие в том, как гениальную идею, учение и т. п. использовать, технологизировать и применить на практике.
И так, кто же такой Грамши? Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламента, был арестован фашистами 1926 г., освобожден совершенно больным 1934 и умер 1937. Спустя 3 года после заключения ему разрешили писать, и он начал свой труд «Тюремные тетради». Впервые опубликованы в Италии 1948-1951 гг., в 1975 г. Вышло 4-х томное большое издание с комментариями. С тех пор переиздания на многих языках, кроме русского следует одно за другим. На русском языке вышла примерно четверть работы, а с начала 70-х годов, когда на всех парах были запускались процессы перестройки, на имя Грамши был наложен полный запрет. Причиной послужило то, что учение Грамши на полную катушку использовалось для удара по мозгам советского народа, который не имел иммунитете к такого рода воздействиям.
Если оценивать работы в целом, то речь идет о вкладе почти во все области гуманитарного знания философию, политологию, антропологию, культурологию, педагогику и др. В тетрадях описаны: развитие Марксизма, осмысление опыта протестантской реформации, Французской революции, русской революции 1917 г. и опыт фашизма. Здесь следует отметить, что Грамши работая на благо коммунизма, сделал множество открытий общенаучного знания, которым преспокойно воспользовались и враги коммунизма.
Если сегодня открыть крупную научную базу данных на слово «Грамши», то поражаешься, сколько много общественных явлений изучается при помощи теоретической базы, разработанной Грамши. Разжигания национальных конфликтов, история спорта в США и его влияние на массовое сознание, отсюда же идет индустрия развлечений, тактика церковной верхушки против борьбы против «теологии освобождения» в Никарагуа, особенности нынешней африканской литературы, эффективность тех или иных видов рекламы.
Один из ключевых разделов работ Грамши учение о гегемонии. Это часть общей теории революции как слома государства и переход к новому социально-политическому строю.
Согласно Грамши, власть господствующего класса базируется не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти не только принуждение, но и убеждение. Владение собственностью как экономической основы власти недостаточно, то есть господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается.
Таким образом, государство, какой бы класс не был господствующим, стоит на двух китах силе и согласии. Напомни, что концепт ненасильственной политической борьбы по Дж. Шарпу основывается на двух принципах:
- Авторитете власти (значит в момент дестабилизации нужно подрывать авторитет);
- Убежденность граждан в том, что государство превосходит их во всех ключевых ресурсах (значит, требуется блокировать ресурсы государства).
Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. Иными словами, принуждение лишь броня гораздо более значительного содержания. Более того, гегемония предполагает, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу, что в общем-то и называется легитимностью. Грамши дает такое определение: «Государство это вся совокупность практической и теоретической деятельности посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при это активного согласия руководимых».
Если главная сила государства и основа власти господствующего класса гегемония, то вопрос стабильности политического порядка и, напротив, условия его слома сводятся к вопросу о том, как достигается или подрывается гегемония. Кто в это процессе является главным агентом?
По Грамши и установление, и подрыв гегемонии «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли условие дестабилизации. Создание этого условия «молекулярная» агрессия в ядро. Это не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».
Яковлев А.Н.
Такое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина во главе с А. Н. Яковлевым в ходе перестройки, прежде чем в сознание народа было сильно повреждено культурное ядро. Советник Ельцина философ Ракитов откровенно пишет в академическом журнале: «Трансформация российского рынка в рынок современного капитализма требовала новой цивилизации, новой общественной организации, а следовательно, и радикальных изменений в ядре нашей культуре». На что в культурном ядре надо прежде всего воздействовать для установления или подрыва гегемонии? Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. «Массы как таковые, - пишет Грамши, - не могут усваивать философию иначе, как на веру».
Ракитов А.И.
В завершении поста уместно процитировать отрывок из произведения Диккенса «Оливер Твист», хорошо характеризующий вышеописанное: «Начиная с этого дня Оливера редко оставляли одного; почти всегда он находился в обществе обоих мальчиков, которые ежедневно играли с евреем в старую игру то ли для собственного усовершенствования, то ли для Оливера, - об этом лучше всех знал мистер Феджин. Иногда старик рассказывал им истории о грабежах, которые совершал в дни молодости, и столько было в них смешного и любопытного, что Оливер невольно смеялся от души и, несмотря на все свои прекрасные качества, не мог скрыть, что это истории забавляют.
Короче говоря, хитрый старый еврей опутал мальчика своими сетями. Подготовив его душу одиночеством и унынием к тому, чтобы мальчик предпочел любое общество своим печальным мыслям, старик теперь вливал в нее по капле яд, который, как он надеялся, загрязнит ее, навеки изменив ее цвет».
Сейчас колоссальные информационные "тонны" яда выливаются на народ Украины. У Оливера был иммунитет к данного рода воздействиям. Найдет ли все себе силы адекватно ответить на вызов братский народ.