5 мая 2016 года исполнилось 198 лет со дня рождения Карла Маркса - человека, изменившего мир. После прочтения очередной статьи из цикла С. Е. Кургиняна «О коммунизме и марксизме» решил изложить свои мысли относительно этой масштабной личности.
Впервые я услышал о Марксе на своей малой Родине. В то время в родном мне провинциальном городке в несколько десятков тысяч населения существовала улица Карла Маркса. Она брала начало на вокзальной площади, на которой стоял светло-зеленый памятник сыну юстиции советника Генриха Маркса. На этой улице моему отцу в конце восьмидесятых годов выдали квартиру, в которую мы переехали из тесной коммуналки.
Наступил 1991 год, улица Карла Маркса трансформировалась в улицу Московскую, памятник снесли, на его место поставили монумент Петру I. Почти сразу вслед за памятником и улицей исчезла возможность бесплатного получения квартир, а спустя десятилетие - и получения зарплаты, так как завод также растворился в вязком постперестроечном безвременье.
Я уверен, что большинство жителей не улавливают взаимосвязи между этими вроде бы несвязанными событиями. Общество к тому времени утратило стимул к борьбе. Ведь именно неистовая борьба автора «Манифеста Коммунистической партии» позволила воплотиться на практике праву каждого на бесплатное получение жилья, еще раз повторю - каждого. Пришедший капитализм, наверстывая упущенное время, отнял гарантированное право на труд, а, значит, и на гарантированный заработок.
«Высший идеал для Маркса - не застывшая истина, а борьба. Более того, Маркс воспринимает борьбу определенного типа как высшую истину», - пишет С.Е. Кургинян в своей статье. Со стиранием Маркса из русской топонимики уходил код исторической борьбы за освобождение человечества, потому что в России перепутали свободу с возможностью, не отрываясь от поедания мясного салата, смотреть телесериал «Рабыня Изаура».
Итак, Карл Маркс. Еще в школе, при написании одной из письменных школьных работ на тему выбора профессии, писал: «История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей; сама религия учит нас тому, что тот идеал, к которому все стремятся, принес себя в жертву ради человечества, - а кто осмелится отрицать подобные поучения?
Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это - жертва во имя всех; тогда мы испытываем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей».
И он, встав на путь, не согнулся. Вы только вдумайтесь: на этом пути он похоронил пятерых своих детей. Генри Эдвард Гай родился в 1849 году, умер через год; дочь Франциска родилась в 1851 году, умерла в 1852-м; ребенок, родившийся в 1857-м, умер до момента наречения именем. В 38 лет умерла старшая дочь Женни, названная в честь своей матери - единственной любимой женщины Маркса. Карл предлагал Женни оставить его и поехать к своей матери Каролин фон Вестфален, но она отказалась.
Вчитываясь в роман Серебряковой «Прометей», я понял, что нищета, в которой жили Марксы, внесла свою немалую лепту в такое трагическое развитие событий.
Когда умерла Франциска, у Марксов даже не было денег на гроб для малютки. Нехватка денег, долги, плохое питание, неуютное тесное съемное жилье - всё это было неотъемлемой частью жизни Маркса. Особенно это проявлялось практически на всем протяжении их пребывания в Лондоне.
Там же, в романе Серебряковой, описывается судьба Огюста Бланки, который из 75 своей жизни 37 лет в общей сложности провел в заточении. Но даже он не видел голод своих детей, он лично не хоронил их. Тут сразу на ум приходят некая аналогия со Сталиным, который не стал менять своего сына Якова на генерал-фельдмаршала Паулюса, тем самым обрекая его на явную смерть. Но даже этот сталинский поступок, по моему личному мнению, не идет в сравнение с жертвой, которую принес Маркс.
Маркс не свернул с выбранного в юности пути, ради счастья миллионов в будущем он принес огромную личную жертву. Мне трудно представить, что он пережил, хотя я прекрасно понимаю, что смерть детей в XIX веке была неотъемлемой частью той реальности.
Только после этого я во всей полноте начал понимать параллель титана Прометея и Маркса. Все смотрят на огонь, который Прометей передал людям, теряя из виду орла, терзающего за это печень Прометея. А для понимания полноты явления нужно видеть совокупность процессов в целом, без этого не видна человеческая драма, которая и зовется историей.
Зевс обрек Прометея на многие сотни лет мучений. Капитализм сродни Зевсу подверг Маркса жестоким испытаниям, но Маркс не бог, и фатум смерти не мог быть им преодолен. Но добытый Марксом огонь - сродни прометеевскому, он надолго осветил будущее человечества. И даже сейчас, в начале XXI века, тлеют еще алые угольки, изрядно притушенные мутирующим капитализмом.
И может быть, найдется субъект, который поднесет хворост и раздует вновь пожар красного огня. Знаменитая фраза «Есть такая партия»» должна обрести новое звучание в реалиях XXI века.
Сочинение к статье
«О коммунизме и марксизме - 52». Оригинал находится по ссылке
http://rossaprimavera.ru/essay/marks-i-zhertva-radi-chelovechestva