Виртуальный пластилин

Mar 20, 2015 00:13



Четвертого дня играл со своим ребенком в пластилин, попутно смотрел художественный фильм. Смотрел как стихийно, случайно и не упорядочено получаются фигурки. Подобно демиургу производилась, конструировалась реальность.

Вот пальчик прикоснулся и оставил «шрам на лике Великого Ничто». Фигурки и формы выглядели неуклюже, несимметричны, настолько несимметричны и неуклюжи, насколько реальны в этом не было сомнений. Про неуклюжесть и косность хорошо написал Томас Манн «Материя, будучи упрямой и косной, держалась за свою первобытную беспорядоченность, наотрез отказывалась принять угодную душе форму и всячески сопротивлялась организации».

Вот так в поисках взгляда между «скульпторами» ребенка и экраном телевизора я провел полтора часа. В ходе просмотра в размышления о реальности бытия, начала вторгаться виртуальность, надо сказать что содержание кинокартины этому значительно способствовало. А смотрел вторую серию первого сезона британского телесериала «Черное зеркало».



Вкратце передам содержание фильма. Действие происходит в то время, когда энергию производят велосипеды, точнее симбиоз человека (человека ли уже?) и велосипеда, что можно назвать динамо-машиной. Определенная часть общества должна трудиться на велотренажерах, попутно вырабатывая энергию для всего человечества, с одновременным сбросом своих калорий. За это они получают виртуальные баллы, деньги. Их можно потратить на еду, телешоу, изменения облика своего аватара (т.к. межличностное общение сведено к минимуму, но об этом ниже).



Кстати просмотр рекламы в этом обществе будущего изобилия, является обязательным, отказаться можно, правда заплатив. В не рабочее время, граждане проводят в изолированных друг от друга комнатах, окон нет, вместо стен дисплеи, а на них реклама и телешоу, телешоу и реклама.



При достижении на личном счете 15 миллионов, ты их можешь потратить на возможность выйти из низов поучаствовав в телешоу (что-то типа современной «минуты славы»). Так же 3 судьи выставляет оценки и направляют, если понравился на свои каналы: эротика, эстрада и др. Это напоминает анекдот аллюзию на русскую народную сказку, богатырь стоит перед камнем, на котором написано направо пойдешь не хрена не найдешь, налево пойдешь хрен найдешь, прямо пойдешь хрен сам тебя найдет.



После некоторых обрисовок содержания, я пересказ остановлю, отметив что двух главных героев фильма по очереди сломали, низвели до полного ничтожества. Потому что полностью атомизированный и отчужденный от реальности человек нечего не может, да и человек ли он после проделанных с ним операций. Человек, который крутит педали, как скот, в мерзком реальном мире, и перманентно подключен к виртуальности. В реальном мире у него нет ни друзей, ни врагов, ни родственников, ни соседей, ни любви, ни ненависти - ничего. Как там у Салтыкова-Щедрина: «Ни бога, ни идолов, ничего». Он просто выполняет тупые минимальные животные функции и безальтернативно подключен к виртуальной реальности. И это уже не человек, а постчеловек, виртуальный пластилин. Бытие отнято, цель украдена, смыслы подмели под диван, целостность разбилась на бесконечную мозаику животных инстинктов, понятия о добре и зле превращены в ничто.



Тут следует процитировать одного из концептуальных гуру постмодернизма Бодрийяра: «Реальное производится… с матриц и запоминающих устройств, с моделей управления, - и может быть воспроизведено несметное количество раз. Оно не обязано более быть рациональным, поскольку оно больше не соизмеряется с некоей, идеальной или негативной, инстанцией. Оно только операционально…».



Сериал «Черное зеркало» является манифестом мутирующего капитализма запада еще пока людям, которые на этом западе обитают. Манифест о том, кем они должны стать в ближайшем будущем. Скотоподобных рабов можно сокращать без зазрения совести и тени сомнения.
P.S. Поражают восторженные комментарии и отзывы на данный британский продукт на бескрайних просторах рунета. Люди за красивыми съемками, нестандартным сценарием просто не видят темный лик наступающей реальности. А она уже оскалила свою пасть.

трансгуманизм, Концептуальная война, Постмодерн

Previous post Next post
Up