Помнится, когда я только начинал учиться в МГИ, на первой или второй трехдневке рисовали мы рисунок. О чем? Какая тема рисунка? Не помню.
Помню, что особо не знал, чего такого нарисовать, поэтому рисовал, чего моим пальцам вздумается. И получился у меня танк-гибриб. Нижняя часть - ну такой себе танк и танк - правда, без гусениц и без башни. Колеса танка получились какие-то кривоватеькие, яйцеобразные. А вместо башни - человеческий торс - с руками, головой. Вот такое вот чудо фантазии выплыло.
Когда я предъявил это свое детище Люда, наш тренер, взяла и перевернула его таким образом, что ходовая часть "танка" оказалась вверху, а тот чувак - внизу. И спросила - не замечаю ли я чего-то такого... эдакого...? Я в упор не замечал ничего, кроме перевернутого вверх ногами гибрида. Видя, что намеки не проходят, Люда сказала: "Корона..." и улыбнулась. А Люда мастер по части так улыбнуться, что сразу видно - за этой улыбкой мнооого чего есть. И не факт, что этим с тобой поделятся.
"Какая корона?" - спросил я в некотором недоумении. Я в упор не видел никакий короны. Я понимал, на что намекает Люда, я и сам немного знал про сидящую во мне глубоко - глубоко нарцистическую часть, погребенную под пластом стыда, наросшего за много-много лет. И я стыдился в этом признаться. И в упор не видел короны. Хотя и честно пытался ее там обнаружить, но соотвествующий гештальт не складывался. Так и оставили.
На протяжении всего времени обучения - сначала на первой ступени, а потом и на второй, перевернутая внутрь себя корона постоянно проявлялась. Но в том то и дело, что она была перевернута, ретрофлексирована. И вместо того, чтобы заблестать во всей своей красе и величии - только периодически колола острыми зубцами то меня, то окружающих.
На второй ступени - особенно. Группа расширилась и моя замаскированная корона начала вступать в резонанс с вполне сформировавшейся и выставленной на всеобщее обозрение короной другого участника. Раздражение, злость, скрытая зависть, пренебрежение были моими ведущими чувствами по отношению к этому участнику.
К тому времени я уже увидел корону в том рисунке двухгодитчной давности. И она мне не понравилась. Была она какая-то ущербная и все время маячила перед глазами, когда я доставал рисунок. Подавлять себя становилось все труднее и труднее.
Все поменялось в начале лета, на супервизорской группе. Своим терапевтом я выбрал "коронованного" участника, причем тем самым опередив его - он тоже собирался выбрать меня своим терапевтом :)
Я собирался перевернуть и выставить напоказ свою корону, вступить в противостояние и конкуренцию, попытаться победить, будучи уверенным, что уж этот-то человек выдержит мой натиск, а потому - можно давить и напирать, не боясь разрушить.
Прошло все совсем не так, как я запланировал. Я был последним колиентом в трехдневке и уже во второй день я начал осознавать, что в общем-то делить-то нам нечего. И, если быть откровенным - даже и не хочется. Тем более, что, как показала моя работа терапевтом во второй день - мое крайне высокое самомнение о себе как о терепевте не имеет настолько мощных оснований, которые бы удержали эту корону. Что мне еще на этом поприще работать и работать над собой. Как ни странно это успокаивало. Несмотря на стыд за свои ошибки, за свою, местами, "терапевтическую слепоту", за неадекватное самомнение. Несмотря на это стало спокойнее. И работа с моим бывшим "конкурентом" за внимание группы и за достижения на поприще "психотерапевтического взросления" была построена не на противостоянии, а, скорее, на несколько робком, осторожном, но заинтересованном приближении друг к другу. Причем робком и осторожном с обеих сторон, за что я благодарен этому человеку. Это оказалось тяжело. Было бы гораздо легче кинуться в бой и разить врага направо и налево. Но я пошел по более трудному и опасному пути и горжусь этим.
Но корона снова спряталась. Она уже не была перевернутой, но она все еще продолжает маскироваться, становиться невидимой, как ортодоксальная мусульманка, скрывающая за хиджабом бушующее море страсти.