Пенсионный фонд Японии: Капитальное мышление
Призыв учредить фонд национального благосостояния shtml
Пенсионеры Японии не могут не стареть, но могли бы они стать богаче? Огромный государственный пенсионный фонд страны, в который должны вкладывать средства все граждане, управляется из рук вон плохо. В прошлом году он потерял значительные средства (5,65 трлн иен, что составляет примерно 47 млрд долларов). Поэтому реформа этого фонда, возможно, уже не за горами, что чревато крупными последствиями для Токийской фондовой биржи.
Речь идет о крупнейшем в мире государственном пенсионном фонде, активы которого составляют 150 трлн иен. Однако этот капитал практически не работает. Две трети его размещено в 10-летних государственных облигациях Японии (JGB), доходность которых колеблется в пределах скромных 1,6% годовых. Управляют им бюрократы с недостаточным инвестиционным опытом. Прибыльность средств фонда в целом невысока - около 3,5% годовых (для сравнения: у государственных пенсионных фондов Норвегии и Швеции этот показатель равен примерно 7%, а в Канаде и Франции - около 10%). В прежние годы средства фонда растрачивались, например, на такие цели, как строительство курортов в совсем не подходящих для этого, но политически значимых местах.
Если прибыльность фонда не увеличится, то правительству придется либо сократить пенсии, либо повысить налоги. Ясно, что обе эти меры будут непопулярными. Чтобы улучшить показатели пенсионного фонда, группа политиков из правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) предложила направить часть пенсионного фонда в размере 10 трлн иен на создание Фонда национального благосостояния. Предполагается, что этим фондом будут управлять профессиональные менеджеры (необязательно из Японии), вознаграждение которых будет поставлено в зависимость от результатов работы. Фонд должен быть независимым от влияния бюрократов и политиков. Его рабочим языком будет английский.
Предыдущие попытки реформирования пенсионного фонда, равно как и попытки создания Фонда национального благосостояния, в который должны пойти также и валютные резервы, столкнулись с непреодолимыми препятствиями со стороны допотопной бюрократической системы Японии. Противники реформ говорят, что рисковые инвестиции подвергнут опасности общественные денежные средства. Чтобы преодолеть их сопротивление, предлагаемый фонд может придерживаться тех же пропорций размещения средств в JGB, что и действующий пенсионный фонд. Если фонду удастся добиться большей доходности активно инвестируемой части капитала, то общественное мнение, возможно, склонится в пользу увеличения соответствующей доли фонда и в пользу постепенного отказа от практики размещения его средств в надежные, но низкодоходные JGB, поясняет парламентарий от ЛДП Котаро Тамура. Этот план призван стать испытательным полигоном для создания в будущем гораздо более крупного инвестиционного пула.
Всякий долгосрочный отход от практики размещения средств в JGB может иметь очень серьезные фискальные последствия. Государственный долг Японии составляет примерно 180% ВВП - это самый высокий показатель среди промышленно развитых стран. Однако сейчас правительство имеет возможность очень дешево заимствовать средства - отчасти благодаря тому, что у него есть такой несвободный в своих действиях покупатель его облигаций, как пенсионный фонд. Если бы последний должен был искать более прибыльные активы на стороне, то правительству пришлось бы предлагать лучшие условия по своим облигациям, что привело бы к росту стоимости заимствований.
Некоторые чиновники опасаются того, что это может нанести вред национальной экономике, однако реальные последствия, по-видимому, могут быть более "коварными". Теперешние пенсионеры станут богаче, но, по всей видимости, за счет будущих налогоплательщиков, на которых ляжет бремя более дорогого государственного долга.
Реализация плана создания фонда национального благосостояния может принести ценные плоды и в более широком аспекте. Его сторонники надеются, что приток новых средств и более продуманные инвестиции подтолкнет вверх Токийский фондовый рынок, поскольку это будет стимулировать повышение эффективности работы японских компаний. Улучшение показателей фонда, возможно, побудит и частных лиц к более креативному инвестированию. Японские домохозяйства в настоящее время располагают совокупными активами стоимостью 1500 трлн иен, половина из которых заморожена в банковских депозитах с низкими процентными ставками. Привлечение этого капитала на рынок могло бы реально помочь защитить пенсионеров.
© 2008 The Economist Newspaper Limited. Все права защищены.
21 августа 2008г.
Взято здесь:
http://magazine.rbc.ru/economist/21/08/2008/226555.
Дополнение:
Sompo интересует прямое страхование в России
Как сообщила ВСС, топ-менеджеры японской страховой компании Sompo заявили о стремлении «напрямую оказывать страховые услуги своим японским клиентам» в России. Сейчас Sompo работает через представительство. Японских страховщиков интересуют каналы сбыта страховых услуг в России, в том числе возможности для прямого страхования, страхование ответственности работодателей (в Японии носит обязательный характер), а также страхование профессиональной ответственности врачей и архитекторов.
Взято здесь:
http://www.rbcdaily.ru/index6.shtml