Происхождение славян и Русского государства / Поморский миф

Mar 03, 2015 03:05

Происхождение славян и Русского государства (часть 4).
Поморский миф




САФУ имени М. В. Ломоносова - инструмент реализации Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
http://narfu.ru/university/

Главной целью сегодня должно стать использование истории поморов так, чтобы в будущем организовать "беспроигрышную лотерею" для нас [норвегов].
Реми Странд

Самым главным доказательством живой связи с Киевской Русью являются русские народные "старины"-былины.
академик Б.А. Рыбаков «Рождение Руси», 2012 г.

Поговорим о русских на Севере.



С чего начинает свою книгу "Рождение Руси" академик Борис Александрович Рыбаков?

С того, что описывает исследование крупного русского этнографа Павла Николаевича Рыбникова (1831 - 1885 гг.), изучавшего фольклор жителей Севера России:

"В 1860 году сосланный царским правительством на Север П. Н. Рыбников сделал открытие мирового значения, равное открытию исландских саг или финно-карельской "Калевалы": оказалось, что на далекой северной окраине России, под Архангельском, на Северной Двине и на берегах "Студеного моря" (Ледовитого океана), еще сохранились в живой памяти поэтические сказания о делах и подвигах людей Киевской Руси. Неграмотные сказители былин-"старин" бережно передавали из поколения в поколение торжественные, как гимны, сказания о Владимире Красное Солнышко, о борьбе с печенегами и половцами, о Добрыне Никитиче и крестьянском сыне Илье Муромце, о мужественной обороне родной земли, о смелости и благородстве русских богатырей… Перед крестьянами и рыбаками времен Достоевского и Льва Толстого, жившими "за тридевять земель" от Киева и южнорусских степей, вставали картины цветущего государства X-XI веков, его сложной напряженной жизни, когда приходилось и целинную пашню поднимать, и плыть на кораблях в заморские края, и прокладывать "дороги прямоезжие" через девственные леса, и всегда быть готовым покинуть пиршественный стол ради смертного боя со внезапно, как Змей Горыныч, налетевшим врагом…

Память простого народа, сохранившего в устной передаче почти до наших дней былины о важнейших делах Киевской Руси, является для нас мудрым наказом изучать это славное эпическое прошлое нашей Родины во всей полноте и многообразии доступных нам исторических источников" [Рыбаков Б.А., 2012 г. с. 7].

То есть крупнейший исследователь древней Руси говорит, что на Севере России местное население трепетно и бережно хранит в своей исторической памяти свою историю: историю "картины цветущего государства X-XI веков, его сложной напряженной жизни, когда приходилось и целинную пашню поднимать, и плыть на кораблях в заморские края, и прокладывать "дороги прямоезжие" через девственные леса, и всегда быть готовым покинуть пиршественный стол ради смертного боя со внезапно, как Змей Горыныч, налетевшим врагом", историю "живой памяти поэтические сказания о делах и подвигах людей Киевской Руси". Далее на 9 странице своей книги он еще раз говорит о данном исследовании (П.Н. Рыбникова) и акцентирует наше внимание:

"Но, пожалуй, самым главным доказательством живой связи с Киевской Русью являются русские народные "старины"-былины" [Рыбаков Б.А., 2012 г. с. 9].

И продолжает:

"Крестьяне [Севера] царской России, удаленные от Киева на тысячи верст, знали о Киевской Руси и из поколения в поколение передавали торжественные, как гимны, напевы былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, делах Руси тысячелетней давности" [Рыбаков Б.А., 2012 г. с. 10].

Получается, что здесь у нас сохранилось чисто русское самосознание, что не взирая "на тысячи верст от Киева" и "тысячелетние давности" жители Севера осознают себя русскими, глубоко связанными с русской культурой.

Тогда откуда здесь взялись поморы, как некий нерусский народ, со своим языком - "поморская говоря", со своим неоязыческим - гностическим (фашистским) самосознанием, и связями с Норвегией?

Давайте разбираться

«ПОМОРСКИЙ ВОПРОС»: ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, ЭТНОСЕПАРАТИЗМ, - под таким заголовком историк Дмитрий Семушин (к.ист.н.) в своей книге ""Поморский вопрос" и Русская Арктика" (2013 г.) описывает схему образования Поморского мифа:

"В Архангельской области «поморская идея» была включена в региональную идеологию с начала 1990-х годов, но актуализация поморской этничности началась лишь с начала ХХI века, когда появились реальные перспективы политической и экономической "торговли этнонимом". После 2002 года идет политизация начатого недавно этнического процесса. Действительная историческая поморская идентичность [как части русского народа проживающего на Севере России, см. ниже - KIM] была размыта уже к концу XIX в., а в XX столетии она полностью перестала быть актуальной <...>

В настоящее время в городах Архангельске, Северодвинске и Новодвинске предпринимаются попытки создать новую поморскую городскую идентичность, имеющую только воображаемую связь с исторической. Эта современная поморская идентичность является продуктом этноконструирования средствами современной культуры. Процесс создания новой поморской этнической идентичности идет через реидентификацию в искусственно создаваемых социальных группах - «воображаемых сообществах». Реально сегодня в регионе существует не одна поморская идентичность, а целое «поле идентичностей». Систематизация новой поморской идентичности сложна, поскольку, она достаточно неопределенна и сильно мифологизирована (проф. Юрий Шабаев). <...>

«Поморское возрождение» и «поморы» в Архангельске, на самом деле, есть городское этносепаратистское движение в основе своей из среды местной малокультурной и невежественной интеллигенции, лишь неумело маскирующей себя под настоящих исторических поморов [см. ниже - KIM]. <...>

Схема «Поморского возрождения», если очистить ее от словесной шелухи, довольно проста:
1. Поморы - не русские.
2. Поморы - это малочисленный коренной народ «Российского» Севера.
3. У поморов много общего с норвежцами, таким же коренным народом Севера.
4. Поморам надо возрождать и крепить связи с норвежцами, которые существовали ранее в ХVIII-ХIХ веках.
О пятом пункте, о возможном выходе из состава Российской Федерации, никто, разумеется, открыто не говорит, но он подразумевается, для чего, собственно говоря, и кружится в Архангельске с середины девяностых годов прошлого века весь этот «поморский хоровод». Это - хоть и потенциальный, но очень мощный фактор норвежского и иного влияния на Русский Север теперь, когда началась острая военно-политическая и разведывательная борьба за Русскую Арктику и её ресурсы. <...>

В основе попыток сконструировать новую поморскую идентичность лежат, на самом деле, политические и экономические интересы местных элит.

Региональная архангельская элита с начала 1990-х годов продвигает идею превращения Архангельска в экономическую и культурную столицу Европейского Севера России и объединения вокруг нее северных регионов. В результате поморская идея стала идеологией регионального общественно-политического движения, противопоставляющего себя федеральному центру под лозунгом создания «Поморской республики».

С начала 1990-х годов на первом этапе в официальное и публичное пользование для топонима Архангельской области было введено не имеющее четких географических границ понятие «Поморье».

В ХVI-ХIХ веках в местном употреблении Поморьем, на самом деле, именовался локальный район - Кемский уезд (Поморский берег современной Карелии).

Культурная работа, деятельность местных СМИ в Архангельске способствовали утверждению и закреплению понятия Поморье в повседневности.

Далее потребовалась некая титульная этническая составляющая для этого региона. Тут на местной политической сцене и появились «поморы»" [Семушин Д.Л. с. 17-19; http://www.iarex.ru/articles/31502.html].

Кто же стал создавать эту титульную нацию (этническую составляющую)?

Дадим слово ведущему специалисту по диффузионным сепаратистским войнам крупнейшей аналитической организации Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" (ассоциированного с Департаментом общественной информации ООН) Эдуарду Витальевичу Крюкову:

"Еще в 1987 году в Архангельском мединституте возник «студенческий кружок», где будущий врач И.Мосеев обсуждал с товарищами «поморскую идею». А в январе 1991 года в газете «Волна» появилась статья Мосеева «Мы - за Поморскую республику» со следующим заявлением:

«ЮНЕСКО разрабатывает план создания объединенных штатов Европы на основе существующих европейских государств. У Архангельской области есть реальная возможность в будущем стать одним из таких штатов».

Отметим, что в начале 90-х годов ХХ века сторонники «автономизации» своих регионов и получения ими широких политических и экономических прав активизировались по всей России. Вспомним хотя бы идеи «Уральской республики», «Сибирской республики», «Карельской республики», «Европейского Кенигсберга» и т.д. Так что молодому Мосееву было на кого равняться.



Иван Иванович Мосеев

И он явно действовал не в одиночку, а выражал позицию части региональной элиты, зараженной сепаратистскими настроениями. Именно эта часть элиты в тот момент начала требовать признания поморов «коренным малочисленным народом России».




Этот статус должен был предоставить жителям побережья не только льготы при ведении традиционных промыслов, но и отдельное

«право на владение и пользование традиционными территориями и природными ресурсами наравне с другими коренными народами Севера».

С 1992 года И.Мосеев участвовал в создании и деятельности нескольких поморских организаций, которые в ноябре 2011 года объединились в «Ассоциацию поморов Архангельской области».

В сентябре 2007 года состоялся I объединительный съезд поморов. В принятой Декларации, кроме предъявления права на территорию и ресурсы, содержались и такие программные пункты:
«Мы, поморы, коренной народ российского Севера, традиционно испокон веков проживающий в Архангельской, Мурманской областях, республике Карелия и Ненецком автономном округе, заявляем о своем праве на существование в качестве самостоятельного народа Российской Федерации, равного по правам другим коренным народам нашей страны.
Мы, поморы, заявляем о праве своего народа на сохранение и развитие собственного традиционного уклада жизни, культурного своеобразия и особой поморской этнической идентичности».

К этому времени лидеры «поморского движения» уже наладили тесные «культурно-исторические связи» с «норвежскими поморами».



Норвежский помор, первый почетный доктор САФУ, его сын руководитель НАТО, а он сам бывший министр МИДа и МВС Норвегии: Турвальд Столтенберг

Устраивались выставки, конференции, экспедиции, выпускалась соответствующая литература. Утверждается, что первые издания, посвященные восстановлению поморского языка («поморьской говори») спонсировались американским Фондом Форда и норвежским «Баренц-секретариатом». Сборник поморских сказок Мосеева (на русском, норвежском, поморском языках) в 2010 году частично оплатили норвежцы.
Вряд ли «поморское движение» в Архангельской области могло развить такую активность без «административного ресурса», причем не только на региональном уровне (где мэр и губернатор участвуют в мероприятиях поморов). Но для такой активности была еще нужна и «интеллектуальная подпитка».
В 90-е годы, в период сокрушительного разгрома «либеральными реформами» всех отраслей советской экономики, науки и культуры, свой вклад в разработку поморской тематики внесла часть научной интеллигенции, связанная с Архангельским пединститутом и польстившаяся «ради выживания» на гранты зарубежных фондов. Это отразилось и на изменении названия института: в 1991 году он был переименован в Поморский государственный педагогический университет, в 1996-м - в Поморский госуниверситет им. Ломоносова (в 2011-м вошел в состав Северного Арктического федерального университета - САФУ).
Здесь следует особо отметить «заслуги» бывшего ректора Поморского университета профессора В.Булатова (1946-2007), с середины 90-х активно занимавшегося темой «поморского этноса». По словам ряда коллег профессора, делалось это при поддержке «либералов из окружения А.Чубайса». Позже один из этих либералов - А.Кудрин - стал почетным доктором и председателем попечительского совета САФУ.

Исследования В.Булатова, изложенные в пятитомной монографии (и затем ставшие учебным материалом для студентов и «доказательной базой» для обоснования претензий лидеров «поморского движения»), содержат ряд, мягко говоря, спорных заявлений.
Например, по Булатову:

«Название «поморы» возникло не позднее Х−ХII веков…
Поморы - русскоязычная группа этноса [но это не значит еще, по Булатову, что русская, к тому же он иногда утверждает, в своих построениях, что данная группа разговаривает на поморском языке, см ниже - KIM], заселившая (с XII века) берега Белого и Баренцева морей…
В XV−XVII веках Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и… вплоть до Урала…
Только завоевательная и репрессивная политика Москвы в XV−XVI веках воспрепятствовала складыванию четвертой по счету восточнославянской нации - северороссов».

Эти и другие заявления опровергаются исследованиями других специалистов, опирающихся, в том числе, на те исторические источники, которые Булатов недобросовестно интерпретирует" [Крюков Э. В. Поморский миф].

Итак, мы уже видим, что САФУ, не гнушается фальсифицировать историю своего региона. При этом в САФУ создается структурное подразделение: "Поморский институт коренных и малочисленных народов
Севера",




который до недавнего времени (до 2013 г.) возглавлял "помор" И.И. Мосеев, человек не имеющий никакого гуманитарного образования и никакой ученой степени, но заявивший, что его институт будет заниматься: этногенезом, этнокультурой, гуманитарной географии коренных народов Арктики и Субарктики, археологией (компетентен ли он?)..

Исторические факты

"Впервые "поморцы" (заметьте, не "поморы") упоминаются в русских исторических источниках в нач. ХVI в.

Под "поморцами" подразумевалось тогда население, жившее в волостях по так называемому Поморскому берегу (помимо Поморского, есть еще Летний, Зимний и Терский берега Белого моря).

Этнической окраски этот термин не имел.

Это могли быть русские, карелы и т. д.

Название "поморы", таким образом, происходит от конкретной географической местности, весьма далекой от Архангельска.

С середины XVI в. "поморцы" начинают работать исключительно на мурманских промыслах в Коле, куда большая часть их прибывала пешим, а не морским (!) путем.

Итак, в местной беломорской традиции "поморами" с ХVI до XIX в. именовали тех, кто жил на Поморском берегу Белого моря и добывал себе пропитание работой на Мурманских промыслах.

Никаких "поморов" в районе современного Архангельска, по нижнему течению Северной Двины, в Двинской дельте в ХVI-XVII вв. не жило.

Об этом неопровержимо свидетельствует сохранившийся полностью древний налоговый кадастр - Писцовая книга Двинского уезда 1622 г.

На всем протяжении Летнего и Зимнего берегов Белого моря тогда было всего два поселения, специализировавшихся только на морском лове рыбы - это Яренга и слободка Золотица Зимняя.

При этом последнее поселение было основано и принадлежало Антониево-Сийскому монастырю. Его мужское население, 22 человека, ловили рыбу на монастырский обиход. В Яренге же жило 5 человек.

Во всех остальных поселениях на побережье Белого моря в районе Архангельска население жило с солеварения, но не с морского промысла.

Деревни, жители которых занимались исключительно морским промыслом, здесь, на Летнем и Зимнем берегах Белого моря, возникли только в конце ХVII в. Их появление связано с развитием рыбных промыслов на восточном Мурмане.

Итак, "поморами" в старину и до начала ХХ в. считало себя население исключительно Поморского берега Белого моря и лишь отдельных (далеко не всех) поселений Летнего и Зимнего берегов и низовий Мезени.

Что касается мореходных отличий поморов, о которых так много сейчас говорят в самых возвышенных тонах, то весьма характерный и красноречивый факт - до начала ХVIII века они не умели ходить по морю на парусах против ветра.

С нашей точки зрения, поморы - это не "этническая", а связанная конкретным занятием этнографическая группа русского населения, которая стала исчезать на Русском Севере уже во второй половине XIX в. из-за изменения промысловой структуры хозяйства под влиянием распространившего в крае лесопиления" - пишет историк Д.Л. Семушин.

************

Повторимся: в историческом мифе о поморском народе фигурирует, то что русское (славянское) население будто бы пришло (агрессивно колонизировало) поморское население жившее на территории Подвинья (Север европейской России), при этом поморский народ обладал своей культурой, языком и религией (языческой).

По другой версии профессора В. Н. Булатова этногенез поморов происходил путем слияния "протопомрских" (известных ему одному (!)) культур, преимущественно угро-финских (чудских) племен Беломорья и первых нерусских (!) славян - колонистов, активно заселявших территорию чудского Заволочья [http://www.narfu.ru/upload/iblock/1d3/05.pdf ; Семушин Д.Л. с. 40], при этом поморы уже исповедуют уже древлеправославную поморскую религию, хотя говорят на том же новоязе (поморская говоря) [http://www.regnum.ru/news/polit/1522954.html; Семушин Д.Л. с. 65].



фотография из статьи ИА REGNUM: Фальсификация под видом "науки": на чём "поморы" основывают свои политические и материальные претензии

Поэтому нам бы хотелось более конкретно разобрать с исторической точки зрения о заселение славянами Северных территорий, территорий чуди, территории проживания фино-угорских племен, но при этом опереться на настоящих историков (акад. Рыбаков Б.А., акад. Седов В. В., д.ист.н. Рябинина Е.А. ведущих научных экспертов РАН и АН СССР, В. О. Ключевского), а не на культурологов, юристов, врачей и фальсификаторов (В. Ларионова, П. Есипова, И. Мосеева, В. Булатова). Но об этом в следующей статье.

Пока же хотелось бы процитировать Святейшего Патриарха Кирилла:

"И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций, таких, к примеру, как «поморская», «казачья» или «сибирская»".
Заседание XVIII Всемирного русского народного собора

____________________________

Рыбаков Б. А. Рождение Руси // М.: Эксмо: Алгоритм, 2012.
Семушин Д.Л. "Поморский вопрос" и Русская Арктика // М.: Аспект Пресс, 1998.
Крюков Э.В. Суть Времени, №6: Поморский миф // М.: МОФ ЭТЦ, 2012.
В. О. Ключевский. Русская История. Полный курс лекций в 2-х книгах. Книга 1. //М.: ОЛМА-Пресс, 2002 г.

Фотографии: vk.com (В. Ларионов), gazeta.ru, gumilev-center.ru, echosevera.ru, ИА Regnum

Славяне 4, русские, поморы, Мосеев И., История России, сепаратизм, САФУ, ректор Булатов, Норвегия, Столтенберг, скифы

Previous post Next post
Up