Великой октябрьской социалистической революции посвящается
![](http://ic.pics.livejournal.com/kim_1894/73747380/61614/61614_600.jpg)
М. Савицкий
В прошлой статье мы остановились на обществе Модерна на Западном обществе, на том, что благодаря протестантской этике, Запад приобрел рациональность во всем, в том числе в подходе к человеку, это позволило построить западный капитализм, но при этом, человек превращался в машину, становился механизмом, лучше сказать отдельным механизмом (грубее - низводиться до винтика), подчиненным системе. Параллельно капитализм порождал и другое отношение к человеку: к человеку как к вещи, человек отоваривался. Западное общество еще и атомизирует (индивидуализирует) человека, ведь только тогда возможна "война всех против всех", в западном обществе необходим девиз: homo homini lupus est. Иначе система не будет работать. Люди должны буцкаться друг с другом - конкурировать, что будет порождать выход сильнейшего и тогда этот сильнейший даст лучшее благо для других. Так тезисно можно охарактеризовать Запад. Но мы никогда такими не были, мы не были нацией - ячейкой Модерна и мы не были буржуазными протестантами. Мы искали другого...
__________
Часть 1
http://kim-1894.livejournal.com/23012.htmlЧасть 2
http://kim-1894.livejournal.com/23845.htmlЧасть 3
http://kim-1894.livejournal.com/24792.htmlЧасть 4, заключительная
__________
"Если не брать социализм в доктринальном смысле, то можно сказать, что социализм глубоко вкроен в русской природе. Это выражалось уже в том, что русский народ не знал римских понятий о собственности. О Московской России говорили, что она не знала греха земельной собственности, единственным собственником являлся царь, не было свободы, но было больше справедливости. Это интересно для объяснения возникновения коммунизма. Славянофилы так же отрицали западное буржуазное понимание частной собственности, как и социалисты революционного направления. Все почти думали, что русский народ призван осуществить социальную правду, братство людей. <...> Русский народ в глубоких явлениях своего духа - наименее мещанский из народов, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий установленными формами жизни", - пишет Бердяев, тогда как "западные люди гораздо более оседлые, более прикреплены к усовершенствованным формам своей цивилизации, более дорожат своим настоящим, более обращены к благоустройству земли", - заключает философ [Бердяев Н.А., с. 102, 194, 195]. При этом А. И. Герцен отмечал, что дух мещанства есть даже у западных социалистов, и что только русский мужик спасет мир от этого мещанского засилья [Бердяев Н. А., с. 107]. "Не будет больше богатых и бедных, не будет царей и подданных, люди будут братья, и наконец, поднимется человек во весь свой рост", - пишет о В. Г. Белинском Бердяев, характеризуя его социалистические взгляды, как основу русского социализма [Бердяев Н.А., с. 106]. А вот, что пишет сам Неистовый Виссарион (В.Г. Белинский):
"Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братий по крови, - костей от костей моих и плоти от плоти моея" [Белинский В. Г., с. 443]. И Бердяев подчеркивает, что "Белинский интересен потому, что в нем раскрывается первоначальная моральная основа русского социализма вообще" [Бердяев Н.А., с. 107]. В целом "отрицание социального неравенства, обличение неправды господствующих классов есть очень существенный русский мотив" считает Бердяев и продолжает, что "русский народ - как народ-богоносец - должен лучше Запада решить социальный вопрос" [Бердяев Н.А., с. 123, 126].
Так как же его решить? Как же устроить общество справедливости? В чем оно? Где найти Божье царство на земле?
Русский коммунизм и справедливость
"В России революция могла быть только социалистической", - так говорит Н. А. Бердяев в своей книге "Русская идея", - "по русскому духовному складу, революция могла быть только тоталитарной. Все русские идеологии были всегда тоталитарными или социалистическими" [Бердяев Н. А., с. 242]. "Марксизм, - пишет А. А. Горелов, - соответствовал русскому духу своей тотальностью и тягой к справедливости" [Горелов А. А., с. 167]. "В коммунизме есть своя правда <...> - социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов", утверждает Бердяев [Бердяев Н.А., с. 243], при этом он говорит, что "социально-экономическая система коммунизма <...> вполне может быть согласована с христианством" [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 150]. Интересно, что даже философ Н. Н. Алексеев, воевавший в Добровольческой армии за Белое движение, пишет:
"Коммунизм и социализм никак не являются, следовательно, «экономической программой» Евангелия. Однако, при известных условиях жизни, <...> христианин может и даже должен поддерживать требование социализации. <...> Социализм для христианства не есть последний человеческий идеал, окончательное водворение земного рая, но только один из приемов социальной техники, при помощи которого можно при известных условиях создать благоприятную почву для физической жизни людей в целях развития их духовных идеалов" [Алексеев Н. Н., с. 65, 63]. "Миссия русского народа сознается, как осуществление социальной правды в человеческом обществе, не только в России, но и во всем мире. И это согласно с русскими традициями", - отмечает Бердяев [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 121]. Коммунизм у русских имеет свои национальные черты, коммунизм понимается как новая религия, как возможность осуществить царства справедливости на земле - хилиастического царство [Горелов А. А., Бердяев Н. А.]. "С большим основанием можно сказать, что коммунизм имеет христианские <...> истоки", - пишет Бердяев [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 140]. Коммунизм стал воплощением мессианской идеи России.
"Маркс признал большие революционные возможности русской общины, пишет А. А. Горелов, - идея объединения всех эксплуатируемых в борьбе против капитализма стала особенно ясной в конце XIX в., когда капитализм поднялся на новую стадию интеграции, получившую название империализма. Тогда и возникла идея В. И. Ленина о прорыве капиталистической цепи в одном отдельно взятом наиболее слабом звене, каковым предполагалась Россия" [Горелов А. А., с. 168]. "Только в России могла произойти коммунистическая революция. <...> Самый интернационализм русской коммунистической революции - чисто русский, национальный. Я, - пишет Бердяев, - склонен думать, что даже активное участие евреев в русском коммунизме очень характерно для России и для русского народа. Русский мессианизм родствен еврейскому мессианизму. Ленин был типически русский человек. <...> В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашел себе гениальное выражение в Л. Толстом <...>. Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа" [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 94]. Сам Ленин писал:
"Мы хотим добиться нового, лучшего устройства общества: в этом новом, лучшем обществе не должно быть ни богатых, ни бедных, все должны принимать участие в работе. Не кучка богатеев, а все трудящиеся должны пользоваться плодами общей работы <...>. Это новое, лучшее общество называется социалистическим обществом. <...> За нами большинство народа. За нами большинство трудящихся и угнетаемых во всем мире. За нами дело справедливости" [Козлов М. И., с. 115]. И тем самым отражал запрос на правду - справедливость русского общества, русского народа:
"Марксизм был приспособлен к русским условиям и русифицирован. Мессианская идея, марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отожествилась с русской мессианской идеей. В русской коммунистической революции господствовал не эмпирический пролетариат, а идея пролетариата, миф о пролетариате. Но коммунистическая революция, которая и была настоящей революцией, была мессианизмом универсальным, она хотела принести всему миру благо и освобождение от угнетения" [Бердяев Н.А., с. 242], - отмечает Бердяев. При этом характеризуя ситуацию сложившуюся к началу 1917 года в России Бердяев пишет:
"Но самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либеральные идеи, идеи права, как и идеи социального реформизма, оказались в России утопическими. Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды. <...> Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации трудящихся, но он кротко и смиренно нес свою страдальческую долю. Но наступил час, когда он не пожелал больше терпеть, и весь строй души народной перевернулся." [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 102]. То есть мы видим, что русский коммунизм как раз воплощал в себе запрос и понимание русских людей на справедливость:
"Миссия русского народа сознается, как осуществление социальной правды в человеческом обществе, не только в России, но и во всем мире. И это согласно с русскими традициями. <...> В коммунизме есть христианская правда [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 121, 147]", - отмечает Бердяев и в заключении своей книги "Истоки и смысл русского коммунизма" он делает следующий вывод: "русский коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, и есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи "[Бердяев Н.А., 1990 г., с. 152]. Так что конкретно включала в себя идея справедливости, и как она была воплощена в русском коммунизме? А. А. Горелов в своей работе пишет, что как только сформировалось советское государство была осуществлена "идея ликвидации эксплуатации человека человеком" через "национализацию капиталистических предприятий и земли и ликвидация класса капиталистов" [Горелов А. А., с. 169]. Бердяев описывая построение лучшего государства, говорит:
"Бесспорно часть промышленности, наиболее крупной, должна перейти к государству, но наряду с этим хозяйственным субъектом должна быть признана кооперация людей, трудовой синдикат и отдельный человек, поставленный организацией общества в условия, исключающие возможность эксплуатации своих ближних. Государство при этом будет иметь контрольные и посреднические функции, призванные не допускать угнетения человека человеком" [Бердяев Н.А., 1990 г., с. 152], - не это ли осуществляли большевики в нашей стране? И сам отвечает нам на это вопрос:
"Советская конституция 1936 г. создала самое лучшее в мире законодательство о собственности. Личная собственность признается, но в форме, не допускающей эксплуатации" [Бердяев Н.А., с. 244].
В заключении хотелось бы привести слова к.ф.н. М. И. Козлова из его монографии, посвященной изучению справедливости в контексте русской традиции:
"...Социальная справедливость стала неотъемлемой ча¬стью советского общественного устройства и мировоззрения потому, что традиционному менталитету русского и всех других братских на¬ родов, объединившихся в СССР, близки именно социалистические, а не навязываемые сейчас буржуазные ценности - бездуховность, крайний индивидуализм, культ наживы и потребительства и др. Ук¬ладывающиеся в формулу «отними у голодного, добей слабого и подтолкни падающего», они вступают в антагонистическое противо¬речие с общинно-коллективистской русской традицией, фундамен¬тальной ценностью которой является социальная справедливость. Идея социальной справедливости, как учит наш исторический опыт, наполняла общественное бытие и жизнь личности смыслом, обраща¬лась к лучшим её сторонам, резко повышала уровень общественной солидарности и активности.
Именно выдвижение на передний план традиционных ценностей предопределило исход революции 1917 года. И до тех пор, пока пра¬вящая Коммунистическая партия следовала этим ценностям, она обеспечивала себе поддержку широких народных масс, делала их не¬ посредственным участником процесса обновления российского об¬щества. Благодаря завоеваниям советского социализма социальная справедливость как базовая ценность и как принцип деятельности так глубоко укоренилась в сознании нашего народа, что люди, привыкшие жить в справедливом обществе, не соглашаются мириться со строем, основанным на других ценностях и принципах, отвергая в своей массе и пропаганду бездумного потребления, и культ наживы, и призывы руководствоваться низменными чувствами и инстинктами" [Козлов М.И., с. 134-135].
__________
Литература
1. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 2-х книгах. Книга 2. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
2. Бердяев Н. А. Русская идея. - М.: Фолио, 2004.
3. Спиридонова В. И. / Стратегии России в историческом и мировом пространствах. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 5 июня 2009 г.). - М.: Научный эксперт, 2009.
4. Козлов М. И. Социальная справедливость в контексте русской традиции / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образова. учреждение высш. проф. обоазования "Сев. (Аркт.) федер. ун-т". - Архангельск: КИРА, 2010.
5. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., обш. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.
6. Солоневич И. Л. Народная Монархия. - М.: Римис, 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://royallib.com/book/solonevich_ivan/narodnaya_monarhiya.html7. Б. Рассел. История западной философии. В 3 кн.: 4-е изд., стер. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
8. Клементьев Д. С. Метаморфозы справедливости / Журнал «Стратегия России», № 11, 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.spa.msu.ru/uploads/files/publikazii/klementev_d.pdf9. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1995 г. - М.: Наука, 1990.
10. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993.
11. Кургинян С. Е. Исав и Иаков. Судьба развития в России и мире: в 2-х томах. - М.: МОФ ЭТЦ, 2011. Том 2. "Пост" и "Сверх". - 2011.
12. Белинский В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9-й. - М.: Художественная литература, 1982.
13. Горелов А. А. Русская идея на пути к духовно-социальному единству. / Философия и общество, № 1, 2012.
14. Алексеев Н. Н. Христианство и социализм / Журнал "Путь" №28, 1931. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.odinblago.ru/path/28/2/