Роман Скоморохов: Кто поставил здесь вопрос? Турки или татары?

Feb 29, 2016 10:37

Оригинал взят у nyka_huldra в Роман Скоморохов: Кто поставил здесь вопрос? Турки или татары?


У нас уже не за горами очередная (это звучит лучше, чем "вторая") годовщина референдума в Крыму. Чтобы там не говорили некоторые политические трупы типа Касьянова, что он отдаст Крым обратно Украине, если это и произойдет, то явно не при моей жизни. И, соответственно, не при его. А в реинкарнации по типу буддистских я не верю.

Но есть смысл вспомнить некоторые моменты, предшествующие и последовавшие за референдумом.

Я, собственно, о проблеме на тот момент - о крымских татарах.

Проблема, видимо, реально существовала. Поскольку были и столкновения мнений, и столкновения людские. А перспективы нам рисовали не самые радужные: и теракты, и открытое противодействие, и чуть ли не сформированное подполье. Помните? Было? Было...

И были предпосылки, которые начались еще при СССР. Когда выселенные крымские татары и их потомки начали понемногу просачиваться обратно на свою родину. Где, надо заметить, их никто не встречал с распростертыми объятиями.

Но Советский Союз прекратил свое существование, и начался украинский этап жизни татар. Можно ли сказать, что при новой власти татарам стало жить лучше? Однозначно нет. Более того, почти четверть века украинская власть успешно потчевала татар обещаниями, которые выполнять никто не собирался. А зачем? Откровенно недовольные татары вполне успешно использовались в качестве инструмента для внесения розни на территории полуострова. Особенно в среде пророссийски настроенных жителей. Особенно перед очередными выборами.

Однако в полном соответствии с русской пословицей о том, что свято место пусто не бывает, вполне естественно, что нашлись и те, кто увидел в крымских татарах нечто большее, чем инструмент для предвыборных игр.

Началось все с меджлиса. Это был 1991 год. Именно тогда было создано это... образование. Украинские власти его официально не признавали, а неофициально всячески делали из меджлиса некую прослойку между собой и самими татарами. Очень удобно, в принципе - вы там сами разбирайтесь с проблемами, а мы подключимся в конце.

И меджлис стал вполне себе могучей структурой с возможностями. А возможности появились тогда, когда появились деньги. А деньги появились, понятное дело, не из украинского бюджета. Точнее, далеко не из украинского. Да, Украина время от времени выделяла средства на так называемое "переселение крымских татар". И эти средства тоже вполне успешно осваивались меджлисом. А результаты самостоятельного строительства хибар самими татарами можно увидеть и сегодня.

Но только ли украинский бюджет? Отнюдь. Помощь турецких татарских общин, различных мусульманских фондов, и, наконец, "братская" помощь государственных структур Турции.

Есть ли смысл задавать вопрос о том, какого плана структуры обычно заинтересованы в подобном финансировании? Думаю, нет.

И деньги, которые рекой текли из Турции, и гуманитарные потоки начиная от медикаментов и заканчивая стройматериалами - все это шло крымским татарам с одной целью: укрепить и умножить не просто крымско-татарскую общину, а общину, которая подконтрольна Турции.

Турки реально ставили своей целью повторение Косовского сценария, когда при активной поддержке извне, мусульманская часть албанцев не просто стала фактором, изменившим этническую структуру региона, но и смогла доминировать в регионе.

Это реально устраивало и Украину, поскольку все, что делалось в пику России и пророссийски настроенным жителям Крыма, считалось выгодным.

Правда, украинским властям не приходило в голову, что татары, как албанцы в Косове, из меньшинства за 20-30 лет вполне могли большинством. Ведь кроме стимулирования рождаемости, во многих районах Крыма происходили и процессы «выдавливания» славянского населения, создания атмосферы неприятия к русским и украинцам. Но украинские радетели упрямо вели Крым к статусу "Северных ворот Турции".

Однако год 2014-й сорвал все маски. Откровенная антирусская истерия сделала свое дело. И тут забеспокоились даже татары, ибо настрой новой власти, показал, что не все будет ровно и гладко. Слышали фразу Тягнибока, что "Крым будет или украинским, или пустым"? Вот и в Крыму слышали. В том числе и татары.

Да, процент явки на референдум среди крымских татар был ниже. Да, проголосовавших за присоединение к России дай бог, чтобы была половина. Это много, особенно если учитывать все, что происходило все 23 года. И усиленное кормление со стороны Турции.

Понятно, что Турция, готовая вроде бы помочь и поддержать, там, за морем. А откровенно слетевшие с катушек фашиствующие господа в Киеве - значительно ближе. А "зеленые человечки", которым только предстояло стать "вежливыми людьми", все-таки были уже на своих базах в Крыму.

Плюс не оставшиеся незамеченными два визита к крымским татарам. Я о визитах Маймиева и Кадырова. Шаймиев, понятное дело, рассказал, как татарам неплохо живется в России. И, видимо, был уполномочен гарантировать неприкосновенность бизнеса. Учитывая, что подавляющее большинство крымских татар работает в сфере туристических услуг, это был немаловажный аспект. Ну и наверное, расписал преимущества в свете хлынувших на отдых потоков россиян.

Кадыров, понятное дело, говорил не о бизнесе. Скорее всего, рассказал на примерах из Чечни, как можно решать вопросы с теми, кто не хочет мирно жить и спокойно работать.

Этакий "кнут и пряник".

Судя по всему, прагматичные татарские старейшины приняли самое мудрое решение: нейтралитет, а там видно будет. И как по мановению палочки татарские флаги исчезли из противостояний с российскими, и референдум прошел спокойно и почти без эксцессов. И по его результатам вполне было видно, что татары голосовали так, как им хотелось: более-менее приближенные к меджлису были против, а те, кто к раздаче турецкого пирога допущен не был - соответственно, за.

И данные обещания были выполнены. Татар эти два года никто не трогал. За исключением, конечно, тех, кто сразу влетел в запретные списки. меджлисовцы и члены секты "Хизб ут-Тахрир". Но надо отметить, что "метелили" только тех, кто остался в Крыму и продолжал старое дело. Остальные-то спокойно уехали на Украину и потом уже проявили себя в "блокадах".

Но в тот момент даже толковых попыток дестабилизации ситуации не предпринималось. Видимо, аргументы у Кадырова были убойные.

А бизнес-элиты вполне нормально сменили вектор с Анкары на Казань. Бизнес, ничего личного.
Конечно, покинувшие Крым татары не сидят сложа руки. Довольно часто появляется информация о контактах "крымско-татарского народа в изгнании" с представителями различных турецких организаций. В том числе и с небезызвестными "Серыми волками". Да и убежавших членов "Хизб ут-Тахрир" кормили из одной миски с "волками". Так что тут все понятно и так.

Конечно, виртуальный "татарский Крым", равно как и такой же "украинский Крым", все еще будоражат умы на Украине и в Турции. Работа продолжается полным ходом.

Только теперь оплотом "крымских татар, которые не в Крыму" постепенно становится Херсонская область. Этакий плацдарм для нападения. И там снова замечены турки. Чего стоит, кстати, открытие ежедневного рейса "Херсон-Стамбул". Далеко не каждый международный аэропорт Украины может позволить себе такое. Ладно, Киев или Днепропетровск, но депрессивный Херсон...

К сожалению, татарский вопрос продолжает стоять у нас за спиной. И поставлен он в основном, турками, которым мечта о "Северных воротах" не дает спокойно жить. А в свете окончательно испорченных отношений между двумя странами, ждать от турок прекращения поддержки откровенно деструктивных действий меджлиса и других, запрещенных в России структур, не приходится.

А в остальном, в Крыму, в среде татар, все спокойно. Да, владельцам гостиниц и прочих заведений в туристической отрасли придется еще какое-то время поработать над тем, чтобы достойно удовлетворять внезапно избаловавшихся курортами Турции и Египта россиян, но, как свидетельствуют побывавшие в Крыму в 2014 и в 2015 годах, тенденция к развитию есть.

via


Крым, оналитега

Previous post Next post
Up