Анатолий Пантелеевич Малков - главный художник московских праздников

Feb 20, 2016 14:30

Оригинал взят у sazikov в Анатолий Пантелеевич Малков - главный художник московских праздников


Анатолий Пантелеевич Малков родился 12 августа 1941 года в деревне Нижняя Полянка Удмуртской АССР, первые годы жизни провел в городе Можга - промышленном центре Удмуртской республики, известном каждому советскому школьнику своими деревянными линейками.

[Читать дальше]


В 1965 г. Анатолий Пантелеевич закончил Московский архитектурный институт, по окончании которого поехал в Караганду, отрабатывать положенные два года после обучения. В Караганде по распределению он устроился на работу в Художественный фонд Казахской ССР. Даже после возвращения в Москву, Малков еще 10 лет летал в Казахстан выполнять различные архитектурные проекты фонда, самой крупной из которых стала работа над монументом «Шахтерская слава».



История его появления такова - в 1969 году был объявлен конкурс на проект монумента. Всего набралось 11 претендентов из Минска, Свердловска, Алма-Аты и тандем, состоящий из днепропетровского скульптора А. П. Билыка и москвича-архитектора А. П. Малкова. Именно их работа и стала победителем конкурса.
В 1966 г. по возвращении в Москву Анатолий Пантелеевич стал работать в Моспроекте, где в качестве общественной нагрузки занимался праздничным оформлением трех районов Москвы - Тушинского, Ворошиловского и Краснопресненского. Здесь первой крупной работой Малкова стало участие в оформлении города к 50-летнему юбилею Советской власти.





Работа в качестве оформителя городских пространств настолько пришлась по душе Анатолию Пантелеевичу, что спустя пять лет он оставил работу архитектора в Моспроекте и перешел работать районным художником Москворецкого района столицы.



В то время районные художники подчинялись Управлению благоустройства ГлавАПУ г. Москвы. Идеологическую составляющую их работы курировал Горком партии, а художественную - главный художник по праздничному и рекламному оформлению Москвы. Тогда этот пост занимал Кронид Григорьевич Ческидов. В скором времени Ческидов перешел на работу главным художником недавно образованного издательства ЦК КПСС «Плакат» и в качестве своего преемника порекомендовал Малкова.



Так в начале 1970-х гг. Анатолий Пантелеевич стал главным художником, заместителем начальника Управления внешнего благоустройства и озеленения г. Москвы, возглавил коллектив из 30 художников-оформителей (по числу районов города, позднее их стало 33), так называемый художественный совет при Горкоме партии. Совет принимал эскизы оформления всей Москвы к Новому году, Дню Советской армии, Международному женскому дню, Дню солидарности трудящихся, Дню Победы, Дню Октябрьской революции и разного рода всесоюзным мероприятиям - форумам, фестивалям, олимпиадам и т.д.



Кроме районных художников в работе комиссии принимали участие инструктор горкома партии и работники райкомов из отдела пропаганды. На должность главного художника и в Глав АПУ и в Мосгороформлении всегда выбирали архитекторов, А.П. Малков считает это оправданным. Архитектор мыслит пространственно, гораздо в большей степени, чем художник или скульптор. Только архитектор может мыслить в планетарном масштабе, взлететь над городом, над страной, увидеть все возможные преобразования.



Придя на должность главного художника Управления внешнего благоустройства, Малков сразу же стал экономить время, своё и других. Показ форэскизов, затем эскизов с последующим утверждением с той поры занимал 10-20 минут на каждый район города. В результате время работы комиссии сократилось с двух недель до пяти дней.



image Click to view



В 1970-е гг. расходы на праздничное оформление в масштабах страны достигали 30-40 млрд. руб. в год. В эту сумму входили затраты не только на оплату труда художников и всевозможные расходные материалы, но и затраты связанные с освобождением от основной работы специалистов, задействованных для создания и эксплуатации во время праздничного шествия и демонстрации автотранспарантов и передвижных агитустановок. С 1976-78 гг. Малков стал регулировать объемы оформления, сокращать количество агитустановок.



Характерен случай, произошедший при обсуждении эскизов оформления города к 60-летию Октябрьской революции в 1977 г. На одной из развилок в Перовском районе художники из Художественного фонда предложили установить гигантский ростовой портрет Ленина высотой 25-27 метров. А.П. Малков выступил против создания такой установки. Свое несогласие он мотивировал несоответствием краткого срока эксплуатации панно с колоссальностью затрат на его выполнение - установка портрета размером с семиэтажный дом потребовала бы устройства металлоконструкции весом в несколько десятков тонн и массивного фундамента объемом в десятки кубометров бетона. Нечто подобное стояло в начале Кутузовского проспекта.



Председатель исполкома Перовского района В.П. Шанцев (ныне губернатор Нижегородской области) в отличие от районных художников, потерявших «жирный» заказ, был только рад тому обстоятельству, что ему не придется городить этого монстра. И так во всем, Малков сокращал количество постоянных и временных выставок, портретов, панно и прочих элементов оформления города и колонны демонстрантов.





Другая история была связана с оформлением Центрального стадиона им. В.И. Ленина в Лужниках в 1980-м году. Художественный фонд разработал проект оформления Лужников к Олимпиаде. Согласно проекту вокруг основной арены, с внешней ее стороны надлежало построить металлический каркас шестиметровой высоты, с трехметровым выносом от стены, через каркас волной протянуть флажки цвета олимпийской гаммы, а над входами на арену вывесить крупное изображение олимпийской эмблемы. От входа метро Спортивная до входа в Лужники и вокруг них планировалось покрасить асфальт олимпийскими цветами.





На градостроительном совете в ГлавАПУ Малков выступил против этого проекта. Здесь уже речь шла не только о колоссальных затратах на устройство металлического каркаса и покраску асфальта, речь шла о сомнительности затеи сверления стен архитектурного сооружения (включающих и мозаичные панно) ради 12-ти дней Олимпиады. Тем не менее, проект был утвержден, и Малкову пришлось обжаловать это утверждение на уровне Горкома партии. В результате от первоначального проекта остались только фрагменты декорирующие входы на стадион.



В 1985 г. А.П. Малков перешел на работу в Управление городского оформления и рекламы Мосгорисполкома (Мосгороформление). В Мосгороформление Малкова пригласил первый заместитель начальника Управления Сергей Сергеевич Клюшкин. Здесь Анатолий Пантелеевич оформлял Красную площадь и центральную часть города. В этот период первым секретарем Московского городского комитета (МГК) КПСС стал Б.Н. Ельцин, все эскизы по оформлению города должны были получать его одобрение.



В 1987 г. праздновался День города Москвы. Довольно странен был выбор юбилейной даты - 840 лет. Такие юбилеи не отмечают с подобным размахом. День города транслировался в течении двух дней по телевидению. Ельцин как секретарь горкома присутствовал на всех мероприятиях и многократно был показан на всю страну, это стало прекрасной рекламой для него, его стали узнавать во всех уголках огромной страны, воспринимать, как активного хозяйственного деятеля и политического лидера.



Именно тогда, в 1987 году было принято решение сделать День города Москвы традиционным праздником. Сначала были проведены Дни каждого района отдельно, это стало как бы репетицией последовавшего затем общегородского празднования.



Процесс подготовки к празднику на этот раз тоже не обошелся без эксцессов, за день до празднования Дня города Малкову позвонили из Горкома, сообщив о ЧП - Ельцину не понравилось центральное панно для оформления ГУМа, потребовал переписать. В центре панно по золотому фону крупными буквами было написано «Москве 840 лет», по бокам в клеймах две композиции: средневековый строитель с Храмом в руках и строитель из нашей эпохи. Панно размером 20 х 20 м художники пишут две недели, затем неделю оно сохнет, а здесь высшее городское руководство потребовало сделать все за день.



Малков примчался на Красную площадь, и оценив ситуацию, распорядился навести порядок на прилегающей территории, убрать мусор, отвезти подъемные краны, покрасить металлоконструкции, обтянуть декоративной тканью трибуны. Когда вечером приехал Ельцин, Анатолий Пантелеевич отрапортовал: «Борис Николаевич, все, что Вы говорили, все поправили». Малков вкратце объяснил Ельцину законы композиции и взаимоотношения пропорций частей и целого, рассказал о диалектике цвета в архитектуре, поведал, что панно надо воспринимать с разных точек зрения, не только от Мавзолея, но и с его трибуны, от начала площади, и в ее конце, наконец, панно надо просто полюбить. Работа была принята.
В том же 1987 г. праздновалось 70-летие Советской власти. Красную площадь оформлял Художественный фонд под руководством художника Савицкого. На здании Исторического музея поместили утрированное, объемное изображение развевающегося знамени с крупной цифрой «70».



На здании ГУМа, в центральной его части на красном фоне разметили большой портрет, написанный с одной из последних фотографий уже больного Ленина. Слева на ГУМе разместили лозунги из первых декретов Советской власти, а справа новые лозунги эпохи Перестройки.



image Click to view



В это же время неожиданно и повсеместно вошло в моду создание динамических, экспрессивных композиций с наклонными цветовыми плашками, линиями и текстами. Так, районный художник Фрунзенского района Г.П. Лупандин оформил концертный зал им. П.И. Чайковского лозунгами на диагональных щитах.





Год спустя в 1988, Ельцин распорядился спроектировать и изготовить новые стенды для политических газет. Первоначально эта работа была поручена мастерским ГлавАПУ, однако в указанные сроки проект не был выполнен. Тогда Малков самостоятельно изготовил эскизы стендов, один из которых был утвержден и направлен на производство экспериментального образца. Мосгороформлением было смонтировано два экспериментальных агитгородка, один из которых расположился близ гостиницы Украина.



После, с изменением политического курса страны, в течении 1991 и частично 1992 г. город не оформляли вообще, городское хозяйство находилось в запустении, всем было не до праздников. В 1992 г. впервые после революции 1917 года город был украшен к церковным праздникам - Рождеству и Пасхе. Это были панно в виде огромной иконы на зданиях гостиницы «Москва» и Историческом музее, праздничные транспаранты-перетяжки и несколько отдельно стоящих конструкций.





С 1993 года началось поначалу робкое возвращение элементов праздничного убранства столицы на свои исконные места. Тогда город оформлялся только к тем праздникам, которые были выходными днями. Седьмое ноября перестало быть государственным праздником, исчезло из праздничного календаря. Первое мая и даже девятое - День Победы, стали восприниматься как устаревшие, сугубо Советские праздники.



И, тем не менее, именно к 9 мая 1995 года, к 50-летию Победы город наконец привели в порядок - подмели улицы, подстригли газоны, заасфальтировали дороги и подготовили комплексную программу по оформлению городских пространств и проведению парада. По Красной площади прошли ветераны войны, а на Поклонной горе - военная техника.



Смена политического курса страны в положительном смысле никак не повлияла на стиль работы городских руководителей. Зато авралов стало больше, а уважения к людям меньше. При подготовке к празднованию 50-летия Победы, Анатолию Пантелеевичу неожиданно поступило распоряжение за ночь сделать эскизы оформления Красной площади и показать их мэру города Ю.М. Лужкову. Серия эскизов была решена в традиционном ключе - в центральной части ГУМа изображение ордена Победы, по краям Родина-мать и Солдат, лишь выбор композиции для Исторического музея диктовался реалиями новой международной политики - здесь Малков изобразил сюжет хорошо известной фотографии «Встреча на Эльбе». После утверждения эскизов Лужковым и Ельциным все праздничное оформление Красной площади было изготовлено за две недели. Это был первый за 30 лет праздник, на который А.П. Малков, главный художник Мосгоррекламы (так стало именоваться Мосгороформление с 1994 г.), не получил официального приглашения.



В 1998 г. после рейдерского захвата «Мосгоррекламы» компанией «Роспром» Михаила Ходорковского, Анатолий Пантелеевич Малков был вынужден подать заявление об увольнении по собственному желанию. Еще 3-4 года он поработал с худфондовскими работниками, построил несколько стел в городах Ямало-Ненецкого округа. С 2001 г. Анатолий Пантелеевич живет тихой жизнью столичного пенсионера, лишь иногда, время от времени, пишет картины для души.







СССР, nostalgie

Previous post Next post
Up