Неслучайная история России

Oct 23, 2015 11:27


Нужно зафиксировать точку, где стоим.

Наследницей чего является Россия?

Никому, кроме самых упоротых, не нужно доказывать, что Россия -прямая наследница Руси языческой, Древней Руси православной, Московского царства, России, Советского Союза.

[Spoiler (click to open)]



Россия наследует Византии - как правопреемница православия.

Москва - Третий Рим, и четвертому не бывать: это однажды сказали весьма проницательные люди.

Вместе с тем географически Россия - наследница империи Чингисхана, она приняла эту империю почти в том же виде. Большинство народов, составлявших войско Чингисхана и орду, - Россия приняла и сохранила.

Мы - дружественные племена, у нас великое общее прошлое и заманчивое будущее.

Мы не янки среди индейцев, мы, в отличие от янки, принимаем великое наследство Чингизидов и благодарим за него.

Бурятия и Татарстан, Якутия, Башкирия, Калмыкия, Чувашия, Хакасия, Крым и так далее - все те территории, где традиционно проживали (с какого-то времени наряду с русскими и другими народами) буряты, волжские татары, крымские татары, якуты, башкиры, калмыки, кумыки, ногайцы, хакасы, чуваши, балкарцы (мы еще не всех перечислили), составляют порядка 25% от нынешней России. Надо отдавать себе в этом отчет. Понимаете, что такое 25% России?

Россия - наследница традиции княжеской, традиции монаршей, традиции советской социалистической, демократической традиции.

Все эти вещи уживаются легко, и всякий здравомыслящий человек найдет во всем этом смысл, услышит движение истории, осознает масштаб и перспективу.

Россия - не Европа, а сложное евразийское образование, большая часть которой Европой не может называться географически; десятки народов России никак не могут являться европейцами даже этнически; сложно соотнести с европейцем сибиряка, жителя Камчатки, жителя Алтая, жителя Сахалина, жителя Кабардино-Балкарии. Более того, европеец никогда не будет всех их соотносить с собою. Вместе с тем Россия - прямая наследница образа жизни Старого Света, великой европейской культуры. Классическая музыка и балет, изобразительное искусство и литература, а даже с какого-то момента и воинское дело - почти все это нами было принято из Европы, и нашими стараниями культурные достижения Европы были многократно преумножены.

Мы оказали на Европу влияние во многом не меньшее, чем она на нас. В каком-то смысле мы - хранители европейских традиций, иные из которых современная Европа стремительно теряет.
Рекомендуем: 100 лет спустя. Захар Прилепин

А то, что сегодня Европа пытается примерить на себя сияющие одежды этнической толерантности и веротерпимости - так нас этому учить не надо: мы всегда тут так жили, другим свой опыт в качестве образцового не предлагали и на тесноту не жаловались.

Если доверить преподавание истории сторонникам монархии, они неизбежно будут исключать советский период или преподносить это время в сугубо негативном контексте. Но очевидно, что никогда Россия не занимала такого важного и определяющего положения в мире, как в советские времена. Советские историки преподносили всю историю как неизбежный путь к свершению социалистической революции и откровенно вульгаризировали многие исторические процессы. Русские националисты разумно радеют о русском человеке, но часто не берут во внимание интересы десятков народов России. Для многих русских националистов предпочтительно делать вид, что этих народов со всей их разнообразной историей нет вообще; или не должно быть.

Впрочем, националистам других народов России свойственны те же грехи и огрехи: они понемногу начинают преподавать свою историю как историю борьбы с Россией, уделяя все меньшее внимание нашему великому и многовековому общегосударственному сотворчеству и придавая все большее значение конфликтам, причем конфликтам зачастую откровенно маргинального толка. Вы воруете великую историю своего народа, чудаки.

Либералы изучают Россию какими-то странными скачками: отдельные демократические традиции Древней Руси (историю которой, впрочем, либералы готовы отдать Украине или Белоруссии, лишь бы не доставалась России), новгородское вече, а оттуда куда-нибудь к Борису Годунову или сразу к Петру Великому, принимая его весьма выборочно, а дальше к Екатерине Великой, а следом к Александру Третьему или Николаю - опять же весьма осторожно - Второму и, наконец, к Февральской революции. Дальше у них следует «черная яма» и следом наступает весьма короткий период правления Горбачева (к нему, впрочем, есть вопросы) и Бориса Ельцина. Не история, а «выбранные места».«Вишенку я съем, коржик не буду, безе раскрошу ложкой».

Но Россия - это все, что мы есть. Это огромное богатство, давайте не будем его разбазаривать в угоду чьим-то предпочтениям.

У меня тоже есть предпочтения, но я о них сегодня смолчу.

Мы радетели своей страны, всегда ищущие смысл ее побед и поражений, - это нормально.

Конечно же, «демократические принципы управления государством»и прочая «децентрализация» не могут служить оправданием княжеским усобицам, поражению на Калке и последующим многовековым поражениям (но и многовековые поражения не могут отменить наших разнообразных, далеко не всегда деструктивных отношений с Ордой).

Борьба с боярской коррупцией не может служить оправданием опричнины. Осмысленность никонианской реформы не оправдывает преследование старообрядцев. Великие преобразования Петра не есть оправдание великих зверств и дуростей Петра. Гибель всей семьи последнего российского монарха не должна служить оправданием Ходынки, Кровавого воскресенья и позору Русско-японскойвойны. Белый террор - не оправдывает красный террор (впрочем, как и доказательства красного террора не могут отрицать сам факт белого террора). Необходимость коллективизации - не оправдывает зверское раскулачивание. Внутрипартийные конфликты - кошмар 1937-го и 1938-го. Инерционные и геронтологические процессы времен позднего Союза -не оправдывают его рукотворный распад, некорректную приватизацию, расстрел парламента и очередную «семибанкирщину».

Однако определенную историческую логику во всей этой истории необходимо увидеть. Опричнина была не случайно, был не случаен Никон и его ссылка не была случайной, не был случаен Петр, и эпоха дворцовых переворотов, наступившая после него, не была случайной, экспансия на Кавказ и в Азию не была случайной, и героическое сопротивление Кавказа и Азии случайным не было, не был случаен февраль 1917-го, октябрь 1917-го. И август 1991-го, увы, случаен не был. Не была случайной потеря Крыма, и возврат его имеет очевидный смысл, не ясный только фарисеям и слепцам.

Не оправдывая все подряд и безоглядно, мы одновременно поймем все, примем все, исправляя то, что в силах исправить. Ни слово «царский», ни слово «советский», ни слово «демократический»для истинно русского человека не может быть ругательным.

История - как вода: она пробивается сквозь толщу времен. Кто вправе осудить реку?

Нас вынесли сюда все эти волны, мы живы только благодаря тому, что ее течение нас сюда донесло. Быть может, кто-то хотел приплыть в другое место - что ж, извините. Вашей мышечной силы не хватило, чтобы противостоять, попробуйте не утонуть, когда всех нас понесет дальше. Помните: многие и многие государства погибли по пути, а мы есть. Сотни народов рассеяны, тысячи языков исчезли, но мы на месте. Эту удачу надо ценить.

Александр Сергеевич Пушкин когда-то написал «Капитанскую дочку», где смог разглядеть правду Гринева и правду Пугачева. Се - зарок. Сергей Александрович Есенин когда-то написал «Анну Снегину», где смог разглядеть правду помещицы Снегиной, русского большевика, русского мужика. Александр Александрович Блок написал когда-то «Скифы», которые вмещают в себя если не все, то очень и очень многое: азиатские волны, кавказские волны, славянские рубежи, новые приливы и отливы.

Россия будет беречь все народы, живущие на ее территории, и помнить, что русский менталитет, русский язык, русский гений почти уже тысячу лет - определяющий центр евразийского единства. Россия неизбежно будет конфликтовать с теми или иными соседями по той простой причине, что мы как минимум в сорок раз больше любой европейской страны - значит, у нас объективно в сорок раз больше протяженность границ и в сорок раз выше вероятность иметь те или иные спорные моменты во взаимоотношениях с кем бы то ни было. Никакой нацеленности на конфликт здесь нет - здесь исключительная арифметика.

Наши традиции добротолюбия, толерантности и веротерпимости ни в коей мере не противоречат нашим военным традициям. Кто не хочет этого понять, будет иметь дело с якутскими стрелками и сибирскими полками, с чеченским спецназом и бурятскими танкистами.

Наша страна неизбежно будет наследовать всей своей истории сразу и питаться мудростью всякого народа, ее населяющего. Видя русскую правду, мы неизбежно разглядим правду всей непомерной России. Время примирит нас всех, а пока наша задача - примирить времена внутри русской истории. Это не так сложно, как может показаться. Не надо сводить счеты, не надо звать ангажированных людей на раздел пирога. Этот пирог - не делится, он общий. Споря вокруг этого пирога, можно задуть любую из тысяч свечей, что горят на нем. К чему? Если мы здесь, значит, все эти времена и все идеологии, порожденные прошедшими временами, работали в конечном итоге на нас.

Когда великого Шамиля после многолетней войны с русскими везли в Санкт-Петербург, он сказал: «Если б я знал, что Россия такая огромная, я бы не стал с ней воевать». Русская история - такая же огромная, не пытайтесь бросить туда камень, в лучшем случае смоет волной вас самих. Всякий, кто хочет преподать нашу историю через призму одной идеологии, - обворовывает нас. Идеология - всего лишь выбор способа экономических и социальных отношений на ближайшее будущее. У российского народа, у искусства, у истории - нет идеологии. Белый генерал, идеалист и герой Анатолий Пепеляев, помыкавшись меж русским мужиком и якутским кочевником, в итоге записал в дневнике:«У народа идеи нет». Он был в отчаянье, но отчаиваться тут нечему. Ее нет, и она не нужна.

Но если все-таки спросят о будущей идеологии, что ж. Наша идеология на будущее - быть соразмерными всему нашему прошлому. Всему прошлому: европейскому, азиатскому, кавказскому, дальневосточному, «красному», «белому», анархическому, демократическому, монархическому, бунташному, верноподданническому. Всему, говорю, прошлому, а не части. Наше личное бессмертие - наша душа. Россия - наше национальное, общенародное бессмертие. По поводу будущего мы все равно поссоримся. По поводу прошлого нам делить уже нечего: это неделимо.,


Россия, Захар Прилепин, история

Previous post Next post
Up