Добрый день, дорогие друзья.
Одной из, пожалуй, самых увлекательных современных сказок на ночь, щекочущих нервы нашим взрослеющим свободолюбивым современникам, является легенда о Чебурнете - страшном изолированном виртуальном пространстве русскоязычного сегмента Сети, в котором без обидных для себя последствий нельзя будет ни выложить провокационный ролик, ни оставить по-настоящему смелое и честное мнение.
В Чебурнете каждый второй пользователь - спецслужбист, охотящийся за твоим куки, который затем обязательно будет использован против тебя в суде. В Чебурнете юзеры ходят строем и синхронно выстукивают в комментариях гимн Российской Федерации, чтобы их не уволил работодатель. В Чербурнет можно попасть только по паспорту или военному билету, и, если кто пытается схитрить - под окном уже стоит воронок, в котором сидит работник военкомата в шинели и с любовью глядит на чью-то повестку из комиссариата и в комиссариат. В Чебурнете нельзя материться, нельзя никого оскорблять, нельзя сеять расовую, классовую, религиозную и культурную вражду, нельзя оскорблять ничьи чувства. Все беседы в Чебурнете должны вестись штилем, максимально приближенным к высокому, и все дерзкие тезисы должны в обязательном порядке быть подкреплены железобетонными пруфами и ссылками на официальную статистику и соответствующие научные исследования. Не будет ссылки - будет ссылка.
В Чебурнете царит утопичный (или антиутопичный, тут кому как нравится) порядок и одна сплошная ежовая рукавица.
Короче, классное место, искренне не понимаю, почему наша с вами Федерация до сих пор не.
Так вот.
Этому отечественному Чебурнету в головах взрослеющих свободолюбивых современников противостоит свободный международный интернет - настоящая отдушина любого творческого пассионария, в которой можно невозбранно высморкаться своими уникальными взглядами на жизнь и положение дел в стране. В свободном международном интернете человеческие куки собирают не спецсужбисты, а добрые маркетологовые феи, которые используют их с исключительной заботой о пользователях, чтобы в будущем те в самых неожиданных местах могли встретить соответствующий их жизненным интересам баннер - и узнать о десяти новых способах не заразиться спидораком (нужно всего лишь натираться на ночь ботвой) или завести приятные знакомства с юными девами в километровой доступности. В свободном международном интернете, проще говоря, можно делать всё, что хочешь - и любое действие будет только на пользу.
И очень жаль - думают свободолюбивые современники - если Россия однажды свернёт с пути виртуальной открытости и огородит себя цифровым Железным занавесом.
Очень трогательная история.
Я уже пару лет пишу, что наше с вами виртуальное пространство (и не только наше с вами) в обозримом будущем будет зарегулировано по самое не могу. И случится это в первую очередь не из-за того, что какие-то правительства сегодня особенно тоталитарны и просто так хотят кошмарить своих граждан. И не потому, что демократические правительства будут вынуждены обороняться от тоталитарных соседей, наводящих на них хакерский ужас.
Просто правила, регламентирование, регулирование, упорядочение и систематизация являются частью нашей, человеческой, природы.
Когда в начале ХХ века Орвилл и Уилбер Райт отрывались от земли на первых планерах, они, вероятно, полагали, что в будущем люди будут летать как им вздумается: вышел из дома, сел на личный планер и полетел в офис - но не тут-то было. Летать в современном мире можно только по чётким коридорам, только после тщательных досмотров и только с соблюдением всевозможных техник безопасности.
До них, запатентовавший первый в мире автомобиль с двигателем внутренного сгорания Карл Бенц, и представить себе не мог, с каким трудом через почти полтора века юные автолюбители будут сдавать теорию ПДД, площадку и город. И что в одной только зарегулированной Москве массовая эксплуатация его изобретения будет ежегодно приносить в городской бюджет свыше 100 млрд рублей штрафами.
В современном мире, дорогие друзья, нет ни одной нерегламентированной отрасли.
У нас даже бои без правил имеют очень чёткие ограничения - в них нельзя бить соперника головой, плевать ему в лицо и кусать его в пах.
Подобные правила в «боях без правил» многое о нас говорят.
Мы испокон веков, стремясь к свободе, методично упорядочиваем окружающую действительность, чтобы она становилась более прогнозируемой и представляла меньше опасности для нас и нашего потомства. Я об этом вчера думал, когда переходил дорогу в московском центральном административном округе.
Там по сторонам за одну минуту проносятся сотни полутора-двухтонных изделий из металла и пластика, управляемых самыми опасными и непредсказуемыми существами на планете - людьми.
Конечно, это надо регулировать.
Вообще, если мы говорим о любой форме технологического прогресса, которая нам сегодня кажется вау, кажется абсолютно свободной и раз и навсегда меняющей социальный расклад на планете Земля, мы можем быть уверены, что по прошествии лет пяти-десяти эту свободную форму технологического прогресса будет уже не узнать. Люди обязательно подведут под неё регулярный техосмотр, обязательно обложат её соответствующей рецептурой, обязательно пропишут под неё технику безопасности и как следует отшлифуют её местным законодательством. Потому что технологический прогресс очень часто обгоняет в своём развитии развитие нашей коллективной психики, которая следом вынуждена к технологическим прорывам адаптироваться. И в тех случаях, когда это не происходит достаточно быстро и органично, человечество включает адаптивные механизмы иного плана - административного.
Вернёмся к нашему Чебурнету и свободному международному интернету.
Немногие знают, но мы, вообще-то, на этом пути сегодня немного отстаём от более прогрессивной части мирового сообщества. Несколько примеров навскидку.
В эти самые дни компанию Facebook возят лицом по столу американского Конгресса по целому ряду причин (это отдельная классная тема для отдельного текста), но одной из главных является негативный эффект, который оказывает на подростков платформа Instagram (выкупленная Цукербергом), невероятно популярная именно в молодёжной среде. Причина там, на первый взгляд, звучит очень по-американски - объективация, продвижение нереальных антропогенных стандартов, фэт-шейминг и прочее, и прочее. Но, если аккуратно перевести претензию на нормальный русский язык, то проблема заключается в том, что постоянное присутствие на платформе бьёт по лабильной детской психике, которая не может отличить нормальных людей от отфильтрованных и отфотошопленных, и сломя голову кидается подражать кому попало. Даже если этот кто попало, как Виктория Боня, например, воротит свой утиный клюв от вакцинации. Кроме того, подрастающее поколение (и сам Фейсбук это признаёт) в отдельных случаях действительно начинает изнурять себя совершенно дикими диетами, чтобы соответствовать стандартам современной популярности. Вместо регулярных умеренных физических нагрузок в ход идут фантастические голодания, доводящие до анорексии. Плюс, искажается само представление о социальном успехе, которое в голове молодняка теперь зачастую эквивалентно количеству лайков, комментариев и репостов под очередной своей фотографией или очередным видео.
Повторюсь, наезд на Фейсбук сейчас происходит куда более массовый, процесс этот сегодня носит название “Facebook Papers” и связан со сливом и публикацией огромного числа внутренних отчётов компании, но именно негативное влияние на коллективную психику юной поросли было едва ли не первым мощным выстрелом в актуальном замесе. И американские законодатели сейчас требуют новых правил, которые защитили бы молодёжь от тлетворного влияния социальных сетей.
Дальше.
В Японии, например, для пользования Тиндером жители должны предъявить официальный документ, подтверждающий их возраст.
В 2018 году в Евросоюзе была принята директива для аудиовизуальных медиасервисов, согласно которой, помимо ответственности за возраст своей аудитории, компании также несут ответственность за противодействие распространению расовой и религиозной ненависти (и это помимо национальных европейских законов).
Американская Roblox Corporation, создатель Roblox, многопользовательской игровой онлайн-платформы, в которой сегодня сидят более половины звёздно-полосатых детей в возрасте до 16 лет, обязывает пользователей при регистрации предоставить официальный документ (водительское, паспорт, номер социального страхования) и обязательное сэлфи, чтобы подтвердить личность пользователя.
И это мы не говорим даже о по-настоящему продвинутых в цифровом плане странах вроде Китая, который в сентябре объяснил своим женоподобным мужским селебритиз, что те должны выглядеть более тестостероново. Окрик в первую очередь прилетел в адрес звёзд, выступающих на телевидении, но все те же звёзды, надо понимать, также имеют и огромную интернет-аудиторию. И вот официальная КПК считает, что местные лидеры общественного мнения должны соответствовать высоким национальным стандартам Поднебесной и в плане «морального» поведения, понимая, какое влияние они оказывают на подрастающие организмы.
А ещё чуть раньше, в августе этого года, прошла новость, что Китай начал активно бороться с пристрастием к видеоиграм в молодёжной среде и ограничил игровое время для лиц, не достигших 18 лет, тремя часами в неделю, описав подобное увлечение как «духовный опиум».
Сделали что. С 1 сентября детям до 18 запрещено играть на крупных платформах с понедельника по четверг. Играть можно с пятницы по воскресенье включительно, один час в день, с 20.00 до 21.00. Компании-разработчики онлайн-платформ должны в обязательном порядке использовать идентификацию и самостоятельно ограничивать доступ пользователям. Параллельно власти пригрозили пальцем родителям и школам, чтобы те не давали детям без спросу пользоваться своими профилями.
В общем, ответственность за соблюдение процедуры легла на компании, зарабатывающие деньги, а не на детей, что, в общем-то, вполне логично и относительно травоядно.
Я это для чего пишу, дорогие друзья.
Проблема российского Чебурнета сегодня не в том, что он какой-то особенно страшный и жестокий. Проблема в том, что мы ещё недостаточно Чебурнет - и только-только начали угрожать иностранным компаниям исками и многомиллионными штрафами. Что касается закона об иностранных агентах, о котором вот уже почти год в наши уши льют слёзы унылые и коммерчески беспомощные деятели отечественного медиапространства, мол, продохнуть теперь нельзя - он вообще является обязательной основной будущего национального интернет-сегмента нашей с вами Федерации. Это всего лишь гарантия, что структуры, которые отрабатывают разные интересы в виртуальном пространстве, делают это не на деньги государств, которые мы к адекватным и дружественным сегодня отнести никак не можем - и ничего более. Гарантия, что граница нашей с вами Федерации в будущем будет отчётливо просматриваться и в цифровой среде тоже.
Законов и ограничений, регламентирующих работу виртуального гуляй-поля, будет становиться не меньше, а больше.
Единственная, пожалуй, серьёзная проблема, которая с этим движением связана, сегодня заключается не в ограничении какой-то абстрактной свободы, при которой любой современник может как следует контузиться об интернет, а в сохранности пользовательских данных в тот момент, когда корректная идентификация при регистрации где бы то ни было станет делом обязательным.
Но это уже вопрос разработки систем безопасного хранения данных и прямой ответственности за собранную информацию, дорогие друзья. Пользовательские данные и так уже гуляют по интернету петабайтами, причём, загружаются они туда добровольно, с приблизительным пониманием, чем может в будущем обернуться предоставление номера банковской карты и CVC какому-нибудь онлифансу. Вообще, уже сегодня в сети выследить можно почти любого человека, а если знаешь ФИО и год рождения, то относительно несложно будет узнать и адрес проживания, и номер телефона, и кредитную историю, и даже (удивился, когда в первый раз с таким столкнулся) актуальную зарплату интересующего лица по месту работы.
Другими словами, необходимость предоставления своих официальных данных условному ВКонтакту в будущем сама по себе не породит какую-то новую мегапроблему. Мегапроблема хранения и слива информации сегодня уже и так существует.
Вопрос скорее в том, сколько и каких административных шагов государству придётся сделать в будущем, чтобы национальный сегмент интернета однажды превратился в милый, уютный Чебурнет, в котором любой пользователь бы сто раз наперёд подумал, прежде, чем занести десять пальцев над клавиатурой.
Вообще, скорее бы.
В его нынешней конфигурации современное виртуальное пространство уже порядком поднадоело.
[Орда] - родная, злобная, твоя