Начало,
Ч.1,
Ч.2 Наконец, давайте представим себе.
У нашего биологического вида есть такой встроенный инструмент как вера - и полностью контролировать его работу мы никак не можем. Благодаря этому инструменту, как показывает практика, человек способен верить в принципе во всё, что угодно. Что Солнце в небе - это колесница антропоморфного бога Солнца. Что вышки 5G раздают коронавирус по вайфаю. Что сборная России по футболу когда-нибудь выиграет Чемпионат мира. Что землетрясения по всему миру - это результат использования американского комплекса ионосферных исследований (HAARP). Что биткоин не потеряет 20% своей стоимости через два дня - и так в бесконечность.
Сама способность активно во что-то верить, дорогие друзья, является мощным побудителем к действию в реальном мире, особенно у пассионарной части наших современников. При этом, подобные действия будут основаны на довольно сложных и не всегда упорядоченных представлениях, почерпнутых из нашего интеллектуально-духовного мира.
Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, попытка упорядочить и регламентировать работу интеллектуально-духовного мира, учитывая его важность в нашей жизни и то огромное влияние, которое он оказывает на поведение современников в мире материальном, можно считать действием вполне рациональным?
Потому что, если нет, то мы приходим к варианту коммуны анархо-синдикалистов, чей быт контролировать можно исключительно с помощью физического воздействия, но даже в этом случае отдельные особи не выстроятся в саморегулирующуюся и самовоспроизводяющуюся иерархию, направлять их коллективный потенциал всегда будет возможно исключительно взмахом кнута.
Религиозная вера и мировые религии, сумев упорядочить и (насколько это было возможно) унифицировать интеллектуально-духовный мир многих представителей нашего биологического вида, сделала возможным его дальнейшее, более органичное и более скоординированное развитие. «Ага! - скажете вы. - Всё-таки религия и вера - это инструмент управления массами!».
Не совсем так.
Религия и вера - это в первую очередь индивидуальные человеческие инструменты, используемые отдельным современником для упорядочения собственного мира абстракций. Они позволяют современнику сформировать систему координат в собственном интеллектуально-духовном мире, в рамках которых заполнение индивидуальной картины мира становится более понятным и регламентированным процессом. Религия и вера позволяют нам пользоваться теми наработками, которые уже были созданы нашими предшественниками, а не начинать каждый раз с нуля, пытаясь разложить для себя такие сложные понятия как мораль, нравственность, душа, свобода и воля. Без той иерархии знаний и опыта, которую для нас уже выстроили мировые религии, наши картины мира мы с вами заполняли бы очень хаотичным образом, и между собой они бы едва бились. Представьте, что сегодня вместо планов освоения космоса, наша с вами популяция - кто в лес, кто по дрова - пыталась бы в первую очередь строить планы по освоению мира наших абстракций, выдумывая бесконечное количество новых трансцендентных сущностей и штампуя новые культы как не в себя. Вот, что было бы по-настоящему иррациональным занятием, дорогие друзья.
Даже если мы говорим о современных воинствующих атеистах, отрицающих Бога, все их рассуждения, вся их сегодняшняя самоидентификация в целом строится вокруг той системы координат, которая была в своё время задана мировыми религиями. Воинствующие атеисты без мировых религий, по сути, представляют из себя зияющую мировоззренческую дыру в мире человеческих абстракций, которая, они считают, может быть одинаково комфортна для всей нашей популяции, хотя весь наш исторический опыт свидетельствует об обратном.
Далее.
Если мы говорим о функциональной значимости мировых религий для каждого отдельного человека, мы имеем дело с таким же ультрарациональным (мне потихоньку начинает нравится это определение) явлением, каким для человека является вера. Многие аспекты религии невозможно измерить и обосновать формальной логикой и эмпирикой, но её функциональная значимость сыграла огромную роль в становлении той цивилизации, плодами которой мы с вами сегодня с удовольствием пользуемся. Мировые религии помогли нам создать и обустроить иерархии в нашем интеллектуально-духовном мире - и эти иерархии успешно прошли проверку временем, вне зависимости от того, что о них думают Наташка и Васька из соседнего подъезда. Этот инструмент доказал свою эффективность в нашей непрекращающейся схватке с естественным отбором, дорогие друзья, который, напомним, иррациональное поведение не особо жалует. Ещё раз: говоря о рационализме веры и религии, мы говорим об их функциональном применении в качестве необходимых нам для выживания и собственного развития инструментов, а не об отдельных сферически-вакуумных определениях на википедии.
Скажем так.
Если вера и склонность догматизировать бытие - это одно из наших вынужденных условий, наш вынужденный инструмент адаптации к окружающей действительности в условиях постоянных информационных перегрузок, то любая мировая религия является инструментом, позволяющим создать для этой веры конкретные унифицированные рамки на одном из важных её направлений. Для того, чтобы современники легче могли найти между собой общий язык.
Мы, разумеется, также используем религии как инструмент создания различий между отдельными группами, но как раз это скорее является одной из его побочных функций. Сами по себе мировые религии в первую очередь являются инструментами нашего объединения, а не разъединения. Это даже по хронологии хорошо видно. В мире, в котором первоначально существовали тысячи культов и верований, к сегодняшнему дню выделились такие унифицирующие религиозные сущности как христианство (примерно 2,5 млрд последователей), мусульманство (примерно 1,8 млрд последователей), атеизм (1,2 млрд верующих в неверие) индуизм (чуть более 1 млрд последователей) и буддизм (примерно полмиллиарда последователей).
Здесь, кстати, забавно, что несмотря на очевидное наше стремление к религиозной унификации и объединению, как биологический вид мы с вами всё ещё политеистичны, хоть круг достойных претендентов на единую веру со временем и заметно сузился. Но вектор в целом понятен.
Опять же: это упорядочение нашего интеллектуально-духовного мира во времени происходит параллельно с упорядочением внутривидовых отношений в мире материальном (этот процесс мы с вами также иногда называем глобализацией). Картина получается неслучайно похожей: там, где раньше друг за дружкой, размахивая дубинами, гонялись десятки тысяч первобытных племён, иные из которых едва-едва могли создавать и поддерживать первые империи на протяжении нескольких сотен лет, со временем появились скопления достаточно крупных региональных и глобальных держав с многовековой историей. Тот многополярный мир, о котором мы сегодня любим рассуждать, складывался очень долго. Такое количество государств, способных быстро и одновременно проецировать свою волю практически в любой точке нашей планеты - это особенность именно нашей современности, дорогие друзья, это характеристика именно нынешнего информационно-технологического уклада. Ещё каких-нибудь пару сотен лет назад подобное было едва ли возможно. Солидное количество держав, конечно, уже имелось, но технологический уклад не позволял им держать руку на пульсе современности чересчур крепко (по нынешним меркам).
Дорогие друзья, вы, вероятно, обратили внимание, что, рассуждая о вере и религии, я не берусь рассуждать о Боге. Это потому, что с точки зрения предлагаемой концепции, нет принципиальной разницы, были ли такие инструменты как вера и религия даны нам для собственного развития Богом, или же мы создали их себе сами в попытке Бога найти.
От себя могу лишь добавить, что Бог - не та сущность, которую человек должен использовать ради реализации личных интересов и с целью агрессивной проекции своего влияния вовне. Подобная практика низводит Бога до уровня рядового человеческого инструмента. И людей - опосредованно - тоже. Она же превращает веру и религию из прекрасного человеческого инструмента, который нам жизненно необходим для развития собственного интеллектуально-духовного мира и построения гармоничных отношений с окружающей действительностью - и чьё применение с этой точки зрения абсолютно рационально - в инструмент подчинения масс и управления ими.
Как-то так.
Сегодня мы чуть повнимательнее и довольно аккуратным образом рассмотрели инструментальный аспект таких явлений как человеческая вера и религия. Давайте попробуем резюмировать.
- Вера и религия - это не одно и то же. Вне зависимости от того, верит человек в единого Бога или нет, вера всегда присутствует в нём в том или ином виде, позволяя упрощать и догматизировать собственную жизнь в среде, для которой информационные перегрузки являются нормой.
- Вера в сверхъестественное или в возможность сверхъестественного в том или ином виде присуща нам всем.
- Веру невозможно изучать отдельно от человека. Мы не можем рассмотреть её как сферическую веру в вакууме, потому что в этом случае инструмент теряет свою функциональную значимость, сам по себе не имеет особого смысла и кажется нам иррациональным. Но, если мы рассматриваем веру именно в человеке, мы видим, что она имеет огромную функциональную значимость, помогая отдельному нам с вами систематизировать, категоризировать и выстраивать отношения с собственным интеллектуально-духовным миром и с миром материальным. И с этой точки зрения, использование нами веры вполне рационально.
- Вера и религия позволяют нам осуществлять экспансию в мире абстрактных понятий образом, аналогичным тому, по которому мы осуществляем экспансию и строим иерархичные знания о мире материальном: они точно так же позволяют создать отправные точки и якорные понятия, вокруг которых человечество впоследствии аккумулирует знания и опыт. Этот метод вполне рационален. При этом, создание отправных точек и якорных понятий в интеллектуально-духовном мире в принципе возможно исключительно путём создания догматов, которые в случае веры и религии, оставаясь необходимыми, не могут иметь ни логического, ни эмпирического обоснования. Потому что странно было бы предположить, что наш интеллектуально-духовный мир, который мы не можем измерить инструментами мира материального, обязательно должен во всём подчиняться законам материального мира.
- Религия - это инструмент создания рамок для человеческой веры, позволяющий нам унифицировать знания об интеллектуально-духовном мире и способствующий более эффективному построению социальной иерархии. С точки зрения выживания нашего биологического вида во времени, использование подобного инструмента, позволяющего сплотить группу, создать для неё понятную иерархию и с большей эффективностью проецировать коллективную волю вовне - рационально.
- Сами по себе веру и религию предлагаемая концепция предлагает рассматривать как инструменты ультрарациональные (какая разница, всё равно эта книга не будет рецензироваться научным сообществом). Ультрарационализм заключается в том, что сами по себе в широком представлении религия и вера вроде как остаются явлениями скорее иррациональными, при этом, и их генезис, и закреплённость в эволюционном опыте человечества, и их функциональная значимость для отдельного человека вполне могут быть обоснованы логически, даже если у меня это пока что получилось не слишком убедительно. Они остаются необходимыми для человечества инструментами и мы вполне способны понять и оценить их функциональную значимость вне зависимости от того, что отдельные их аспекты нам сегодня непонятны.
Орда - родная, злобная, твоя.