(а) Прежде всего, категорически не принимаю оборота "Россия предала (спасла, втянула, решила etc.). Россия сраму не имет, да и "Российская Федерация" - это ни о чем. Прошу и требую иметь в виду: это нехитрое передергивание осуществляется для переноса акцентов с конкретных людей, - назовем их обобщенно "московскими", - на отвлеченное понятие, по ходу переложив ответственность многие миллионы, никакого отношения к принятию решений не имевшие.
(б) Целью "ястребов" Обамы было максимальное обострение ради достижения полного разрыва связей между Украиной и Российской Федерацией. Именно поэтому, в феврале, когда уже были достигнуты договоренности о "мягкой сдаче" московскими Украины, к изумление лидеров ЕС, ничего большего не хотевших и не ждавших, вопреки соглашениям с Кремлем, американцы инициировали "вторую фазу". То есть, сбросили Януковича, у которого уже не было никакой власти, и дали старт бабуинскому беспределу на всей территории страны.
(в) Тезис "До августа 2014 года Россия в события на Украине практически не вмешивалась (кроме Крыма) и противилась созданию ДНР и ЛНР" истине не соответствует, поскольку от марта "до августа" не были линейны. События развивались, их развитие прошло несколько качественно разных этапов, в связи с чем, говорить об этом временном промежутке, как о чем-то цельном, означает злонамеренно передергивать. И тут необходимо говорить подробнее.
(г) Да, "Народные протесты против киевского путча весной 2014 года в Харькове, Донецке, Луганске, Крыму и Одессе носили спонтанный и неорганизованный характер", и да: "При этом нигде не ставился вопрос о выходе из состава Украины". Речь шла о непризнании власти хунта, о федерализации, о независимых республиках и так далее, но "восстание масс", - действительно, стихийное, никем не подготовленное, - началось "снизу" и стало неожиданностью для всех "больших братьев", от Белого Дома до Кремля. При этом главная кремлевская персона по факту устранилась от решений: типа, "пусть цветут сто цветов, а потом посмотрим", - и цветы цвели наперебой; ни о какой единой линии речи не было.
[Spoiler (click to open)] (д) В этот момент очень многое зависело от региональных элит Украины, а региональные элиты метались: взрыв "снизу" случился без их контроля, к чему они не привыкли, и они параллельно (практически везде, разве что в Днепропетровске расклад сил был 50:50, тогда как в остальных "восьми областях" хунта однозначно проигрывала) работали по двум направлениям: щупали позицию Кремля и брали под контроль стихию масс, не знавших, что делать и ждавших Спартаков. Но в Москве единого мнения не было, и потому ситуация стала шизофренической: скажем, те, к кому обратились харьковские, сразу и четко сказали "цыц", а те, с кем связались донбасские, обнадежили: дескать, давайте гоним волну, Папа морально с нами.
(е) Пояснение: именно эти, - с кем вошли в контакт донбасские, фактически, явочным порядком провернули операцию "Крым", элиты которого (в том числе, и многие нынешние российские вельможи) уже готовы были ложиться под хунту, и самое важное, что тут нужно понять, развитие событий в Донбассе стало естественным продолжением "крымского" сюжета.
(ж) Дополнение к пояснению: московская группа, выступавшая против вмешательства вообще (та, на которую ориентировались харьковские, и давайте далее называть ее "группой А"), когда "крымский сюжет" стал реальностью, отреагировала быстро и четко, договорившись с хунтой предотвратить расширение "Русской весны", если хунта не начнет брыкаться в Крыму, события в котором Папе по результатам очень понравились и были одобрены. Хунта согласилась, - но желаемого не получила, поскольку у группы, на которую ориентировались донецкие (далее: "группа Б") были свои планы, неявно одобрямые и Папой, которому, повторяю, крымский триумф очень понравился.
(з) Еще одно дополнение к пояснению. Подробно о "крымском" сюжете говорить не вправе, поскольку знаю его подоплеку не из первых уст, а кроме того, там много такого, о чем говорить нельзя, однако следует иметь в виду: основной этап "Крымской весны" был осуществлен не официальными "вежливыми людьми" (они пришли быстро, но на готовенькое, когда договорняк "группы А" с хунтой уже состоялся), а "неформалами", представлявшими "группу Б", рассматривавшую Крым только как первый этап большого проекта. Кому нужны доказательства, пусть просто вспомнит активнейшую агитацию, проводившуюся в тот момент новыми властями Крыма, откровенно призывавшими Юг и Восток к восстанию, обещая помочь и поддержать. Это поощрялось, поскольку Папа был, в принципе, "за", и таким образом, тезис "Кроме Крыма Россия (как государство, а не группы добровольцев) до августа 14-го нигде практически не вмешивалась" истине не соответствует. Просто потому, что "добровольцы", получив предложение с самых верхов, не сомневались, что Москва за ними. Но об этом позже.
(и) В общем, в течение всего марта ситуация "висела". О том, что не сбылось, говорить не буду, ограничусь констатацией: это было время, когда региональные элиты Юго-Востока определялись, и в тех областях, которые курировала "группа А" местные тузы , поддерживая постоянный контакт с Москвой, душили (как Беня в Днепропетровске) или "канализировали" (как Гепа в Харькове) протест, а вот "донецкие олигархические структуры", ориентируясь на "группу Б" (и разумеется, на свои интересы) брали протест под контроль, организуя стихию, грозившую стать опасной и для них. Безусловно, "для торга", но вовсе не обязательно для "сговора с путчистами": тут все зависело от того, передавит ли московская "группа Б" московскую "группу А".
(к) Опять пояснение: практически все народные лидеры первой волны были так или иначе выдвинуты региональными баронами, обуздывавшими не понимавшую, что делать, стихию, однако в Донецке и Луганске ситуация развивалась по разному. Если в ДНР у руля с самого начала оказались, в основном, хорошо подготовленные марионетки, готовые делать все по первому свистку, то в ЛНР со знаковыми лидерами пришлось играть в темную, поскольку большинство их (как скажем, Болотов) принимали все за чистую монету, а некоторые (Мозговой почти сразу) раскусили "спонсоров" и начали свою игру, прямо выходя на Москву.
(л) И на этом моменте март плавно переходит в апрель. Стихия взята под контроль, но еще далеко не обуздана. Региональные бароны отчаянно торгуются, совершенно не возражая против взаимовыгодных договоренностей с Киевом, но при гарантиях Москвы, но Москва ничего не может гарантировать, потому что "группа А" грызется с "группой Б", а Папа, радуясь Крыму, опять ушел в нирвану, повелев расцветать "ста цветам", - и руководство Крыма еще более рьяно призывают Юг и Восток к восстанию, уже даже не суля, но прямо обещая поддержать, в результате чего, хотя Харьков уже раздавлен, в ряде других городов формируются структуры, готовые и способные не только взять власть, но и наладить нормальную жизнь.
(к) Таким образом, тезис "Вопреки воле Кремля, объявили о создании ДНР и ЛНР и приняли обращение к России с просьбой о введения на Донбасс российских войск" истине не соответствует: никакого "вопреки" не было. Были смутные (и даже не всегда смутные) посулы: дескать, продолжайте, и будет как в Крыму. И потому, - да, "Люди искренне верили псевдоруководителям, считали что все произойдет как в Крыму. Они массово пошли на референдум и поддержали выход из состава Украины", - но вот насчет того, что "Россия естественно никак не отреагировала, это в ее планы не входило", тезис опять-таки истине не соответствует: сигналы из Москвы шли самые разные, поскольку обе группы, и "А", и "Б", весь апрель трактовали помыкивание Папы в свою пользу, - а тем временем, сюжет плавно шел к маю.
А сейчас поговорим о теории, не зная которую мало что поймешь...:
(а) Полагаю, у многих возник вопрос: в чем отличие "группы А" от "группы Б". Отвечаю, естественно, без имен. "Группа А" - в основном, энергетические и банковские бароны, тесно связанные с Западом и (по факту) являющиеся частью западных элит, а также чиновники высшего уровня, не менее тесно, но не так открыто связанные с Западом. Все они и сейчас на виду, на слуху и в большой силе. "Группа Б" - в основном, военные (хотя и бизнесмены, не имеющие отношения к энергорынку тоже). Силы и влияние групп были несопоставимы ("А" куда мощнее и ближе к Папе), однако весной 2014 года возникла уникальная ситуация, в которой Папа, ощутив возможность войти в историю, прислушивался и к "Б".
(б) Для полного понимания специфики тогдашней ситуации. Вспышку "Русской Весны" определяли два фактора, - социальный (недовольство всевластием олигархии) и "центростремительный" (разорванная Россия стремилась к воссоединению). И возникла коллизия: будь донбасское "восстание масс" антиолигархической революцией, Москва бы, не колеблясь, помогла бы раздавить бунт в зародыше. Но восставшие, глядя на бабуинствующий Киев, стремились воссоединиться с Россией (или остаться под ее эгидой), рассматривая российских олигархов, как своих, - и боялись, в первую очередь, западные партнеры. Ибо затрещали самые устои их победы в Холодной Войне, - по всем закоулкам Русского Мира пошло брожение, и (жители стран Балтии не дадут соврать) официальные Рига и Таллин начали откровенно лебезить перед русскими. Да и Европа, сознавая, к чему идет, готова была на все уступки Москве, если та решит курировать протест в "возрастающем" направлении (на полностью законных основаниях). А основания для этого у Москвы были, поскольку такой ход автоматически купировал рост недовольство россиян своими олигархами.
(в) Апрель для восстания и Москвы был исключительно перспективен. В те дни (учитывая "фактор Януковича", плачевное состояние силовых структур ВСУ и, мягко говоря, сложное отношение большинства населения к хунте) возглавить события Москва могла без всякого формального вмешательства: в ряде ключевых регионов Украины силы, готовые взять власть на местах, уже консолидировались, а местные бароны нашли общий язык с московской "группой Б", так что даже просто отказ подразумеваемых регионов в подчинении хунте создавал бы условия для ее падения, а если бы еще отряды этих регионов пошли на Киев, от хунты не осталось бы мокрого места, а дальнейший разговор с Западом мог идти с позиции силы. И поскольку в тот момент представители "группы Б" нашли возможность донести такие соображения до Папы, заодно объяснив ему, что у него практически украли Харьков, а Беня кинул, в середине апреля влияние "группы Б" сравнялось с влиянием "группы А", если не превысило его.
(г) В скобках, чтобы потом не повторяться: версию "отдали Крым, чтобы развязать войну", - то есть,что шерочка изначально играла на лапу машерочке, - слышал неоднократно, но это не так. Крым, как я уже писал в первой части, хунта отдала в рамках договоренностей с "группой А", в обмен на полный отказ от всех прочих претензий и признание, но в апреле позиции "группы А" пошатнулись, а "группа Б", имея неявный карт-бланш затерявшегося хрен зна где Папы, никакими обязательствами связана не была и действовала по тщательно разработанному плану. И вот теперь от теории перейдем к практике, вернувшись к тому, на чем остановились: "Неожиданно для донецких олигархов и Кремля вмешался Стрелков...", и сразу скажу, что этот тезис нельзя назвать просто "несоответствующим истине", потому что он полностью лжив...
И еще хочу отметить, что рассказываю то и только то, что знаю точно, стараясь избегать даже обоснованных умозаключений, а потому вопросов типа "О чем говорили с Киссинджером?" даже не касаюсь. Возможно, о чем-то и говорили, но меня там не было, подслушку я не подкладывал, и даже самые серьезные люди, делившиеся со мной толикой инфы, на такие темы даже не намекали. Точка. А теперь теме, и на сей раз начинаю цитировать, ибо пошли абзацы, в которых, собственно, и заключается смысл материала, размещенного на сайте Юрия Апухтина:
I. Неожиданно для донецких олигархов и Кремля вмешался Стрелков. Организовал вооруженное сопротивление в Славянске и спутал всем карты. Сознательно или его использовали «вслепую» он способствовал развязыванию войны. Потом вместе с Бородаем, перехватив у олигархов власть в ДНР, привел войну в Донецк и Луганск.
(а) Итак, середина апреля стала первым пиком влияния "группы Б", - но "группа Б", как и группа "А", являлась не монолитом, а "клубом по интересам", объединенным исключительно целью. В остальном, как обычно, каждый со своими финансовыми или карьерными интересами, не грызлись (ибо оппонент общий), но по мере сил тянущли одеяло на себя, предлагая Папе свои проекты, а поскольку в ответ шла тишина, воспринимаемая, как согласие, эти проекты реализовывались.
(б) Люди поймали звезду: рискнув и обеспечив первый этап "Крыма", - причем, быстро, эффективно и на радость Папе "вежливые неформалы", - заложили фундамент для всего остального, и работа пошла дальше. Во избежание сомнений, прошу вспомнить передач каналов Рос-ТВ в апреле. Именно тогда там появился я, и свидетельствую: в прямой эфир (!) выпускали всех, вплоть до совершенно незнакомых, ограничений было только два: просили обойтись без "Введи войска" и (главное!) без призывов к "примирению с Киевом".
(в) Так началась одиссея Игоря Стрелкова, по сути, следующий этап "Крыма". То есть, полное нарушение договоренностей хунты с "группой А" (в связи с чем, и было объявлено АТО), но по инициативе "группы Б", которая хунте ничего не обещала, а собиралсь ее гнать. Почему Славянск? В принципе, имелись другие варианты , и там было больше ресурсов, и там ждали больше, чем в Славянске, но они располагались на отшибе, вдали от Большой Земли, а здесь, укрепившись, можно было переходить к этапу № 3, с опрой на "республики" расширяя зону влияния и формируя настоящую армию. Иными словами, тезис "неожиданно для Кремля" истине не соответствует: Кремль, разумеется, молчал, но он вообще молчал, а люди, которым г-н Стрелков доверял, потому что с Крымом его не кинули, твердо заверяли, что Папа в курсе и поддержит.
(г) А вот с "неожиданно для донецких олигархов" сложнее. Олигархи, в том числе, донецкие, тоже ведь не монолит, а люди со своими интересами, дружбами и ссорами, и там было непросто. Одни ориентировались на Киев, другие на Москву, вернее, на компромисс Киева с Москвой, а нарушение стабильности не нравилось всем, и они старались искать компромисса, что создавало условия для сотрудничества не с "группой Б", как первоначально, а с "группой А", и если в Луганске очень серьезная попытка сдаться Киеву с ведома кое-кого в Москве провалилась чудом (взбрыкнул Болотов), то сдачу Донецка предотвратил только рейд г-на Стрелкова, полностью изменивший расклад сил, - естественно, в интересах "группы Б".
(д) И в это же время бешеную активность (в жесткой связке с "группой А") развивали зарубежные партнеры. Взамен прекращения "Русской Весны" они готовы были гарантировать Папе возвращение к старым, февральским договоренностям (то есть, Запад политически забирает Украину, но с нейтральным статусом, а экономически все остается по прежнему). Плюс порешать с Крымом как надо (и на Киев цыкнули!). При этом, как гарантию серьезности намерений, предъявляли тот факт, что еще в марте заставили снять свою кандидатуру Кличко, по ряду веских причин устраивавшего Кремль, и проталкивают в президенты Порошенко, который с самого начала событий приватно лизал Москве башмаки, обещая стать "идеальным компромиссом", и Папе, вновь вылезшему на свет, такой вариант (спасибо г-ну Зурабову), в общем, понравился.
(е) В итоге, хотя "группе Б" по-прежнему улыбались, намекая, что ждут великих свершений, позиции "группы А", которой, по-прежнему, ничего конкретного не говоря, кивнули (дескать, "не возражаю"), упрочились, и она начала готовить сделку, в рамках которой от Москвы требовался задаток: в частности, вернуть "крымское железо", но главное, гарантировать прекращение беспорядков в очень нужной Штатам Одессе . Что и было сделано, - однако в максимально грубой, не согласованной с "группой А" форме, и естественно, с расчетом: заказчики "окончательного решения" хорошо просчитали, что резня вынудит Папу показать, что он есть, и открыто заявить позицию.
(ж) Вот как раз тогда, в обстановке полного ошеломления, - Папа опять юркнул в нети, - прилетел гость из Швейцарии, увернуться от которого было невозможно, и рассказал, как плохо будет всем папиным друзьям, если он предпримет "решительные меры", и как хорошо будет, если на "печальный эксцесс" не станут реагировать "интенсивно". Ход был беспроигрышный: сделать вид, что ни причем, не получалось (г-н Буркхальтер требовал пресс-конференции), а близкие люди из "группы А" зуб давали, что избрание Порошенко окупит все затраты, - и когда Папа кивнул: типа, делайте, "группа А" по согласованию с Западом и Киевом, при полном одобрении донецких баронов, добавила к Одессе еще и Мариуполь, находившийся тогда под контролем ДНР.
(з) Это означало тактическое поражение "группы Б", требовавшей не придавать хунте легитимность, способствуя "законному избранию" Порошенко: после визита президента Швейцарии ее рекомендации уже не доходили до Папы, который выщел из эйфории. Вернее, доходили, но молчание уже не было благосклонным. Правда, и сворачивать проект он прямо не велел, просто молчал в ответ на все попытки достучаться, но лидеры "группы Б", пребывавшие на госслужбе, решили на какое-то время притихнуть, "патриотические" же бизнесмены вообще сочли за благо спрыгнуть с темы, переставшей сулить верный выигрыш, и крайним в этой ситуации оказался гарнизон Славянска, - но об это дальше... Читать полностью - https://cont.ws/@dp958980/975901