Общественное бытие определяет общественное сознание и никак иначе. Если вы хотите сделать людей лучше, нужно изменить мир, в котором они живут.
О как!
Над первым высказыванием можно долго спорить, тем более, что он может выступать не только в материалистическом ключе, под ним в принципе бы могли подписаться и Фома Аквинский, и Гегель. Собственно у Гегеля Маркс и позаимствовал многое для своего решения ОВФ.
А вот второе высказывание - безусловно ошибочно, и указывает на принципиально ложное понимание Марксом (и марксистами) природы человека в его нынешнем состоянии.
Поскольку делать людей лучше, исключительно через попытку изменения мира (среды обитания) - то же самое, что пытаться согреть кусок льда, закутав его в одеяло.
Маркс и марксисты забыли главное, о чем помнят христиане. Человек поражен первородным грехом. Как при этом жить, как преодолевать бедственное положение - на то есть учение Церкви, вот уже 2000 лет. Пытаться же исправлять человека только через изменение среды-мира - значит бороться скорее с симптомами болезни, а не с самой болезнью; идти не прямым путем, но окольным (и это еще мягко сказано).
Мир-то изменить можно. Сил у человека хватит на многое. Только вот пользы человеку не будет, и не поможет это ему. Человек как был несчастным, оторванным от своей сущности, во внутреннем раздоре с самим собой, так и останется. Даже в курортно-санитарных условиях типа "коммунизма".
Более того, попытка принести людям счастье через изменение внешних условий без преобразования внутреннего человека приводит к тому, что человек начинает возрастать в своей гордыне, алчности, что ведет лишь к усугублению уже имеющихся у него пороков, к усилению раскола его сущности.
На основании
pbdsu в
Общественное бытие определяет общественное сознание