Дворец Советов. Большой зал и другие интерьеры.

Aug 30, 2016 23:12

Оригинал взят у cocomera в Дворец Советов. Большой зал и другие интерьеры.
Как нам, конечно, известно сооружать интерьеры Дворца Советов так и не начали. Однако было сделано огромное количество проектов, эскизов, чертежей. Самым невероятным, даже по теперешним временам, в этих прожектах был Большой Зал Дворца Совета. Огромные объемы, абсолютно футуристические механизмы, безусловно заслуживают отдельного упоминания.

В этом посте я хочу привести одну статью о Большом Зале (текст большой, но прочитайте - не пожалейте времени - уверена, получите удовольствие. Главное, включить фантазию!), а также покажу - какими представляли Большой зал и другие интерьеры известные архитекторы того времени






Техника молодежи 1939 г.

"В столице Советского Союза, на обширной территории у набережной Москва-реки, полным ходом сооружается грандиозный памятник Владимиру Ильичу Ленину - Дворец Советов.
В центре этого величайшего в мире сооружения, под высотной, башенной частью его, разместится Большой зал.
В этом зале будут происходить всесоюзные съезды и мировые конгрессы, массовые празднества, театральные спектакли и цирковые представления, выступления мощных хоровых ансамблей и оркестров, физкультурных коллективов и различных коллективов художественной самодеятельности.
Большой зал рассчитан почти на 22 тыс. человек. Он имеет форму круга и перекрыт высоким сводом. Размеры зала необычайно велики: его диаметр равен 140 метрам, высота составляет 100 метров, а общий объем достигает почти одного миллиона кубических метров. Такой объем имеет самое высокое здание мира - небоскреб Эмпайр-билдинг в Нью-Йорке. Таким образом, этот небоскреб по кубатуре целиком мог бы поместиться в одном лишь Большом зале Дворца Советов.

Чтобы представить эти колоссальные объемы, предлагаю вам взглянуть на иллюстрацию. Здесь представлен Дворец Советов в разрезе. Посмотрите, каким грандиозным должен был стать Большой зал!



В середине зала находится арена диаметром в 20 метров. Она окружена широким поясом партера. Вокруг партера, возвышаясь друг над другом, расположены места амфитеатра. Позади него идет по кругу мощная колоннада, поддерживающая свод. За колоннадой тянется широкий кольцевой проспект, по которому свободно может прохаживаться публика во время антрактов и перерывов. В южной части зала особый сектор занимают места президиума.
Если в Большом зале происходит какой-либо съезд, то арена также заполняется креслами, и вся середина зала превращается в сплошной партер. И наоборот: весь партер можно, в случае необходимости, освободить от кресел; тогда получится громадная арена диаметром в 42 метра. Кроме того, для сценических надобностей используется сектор мест президиума, а также межколонные пространства, расположенные за амфитеатром. Эти пространства весьма значительны. Так, например, площадь между двумя колоннами равна большой сцене Московского Художественного академического театра. Она имеет в ширину 12 метров и в глубину - 7 метров.
Под огромным сводом, вверху, возможен показ цирковых аттракционов, демонстрирование работы краснофлотцев на реях и пр.

Большой зал. А., В. и Л. Веснины


Круглая форма зала не позволяет устроить обычную театральную сцену, позади которой находятся декорационные мастерские, артистические уборные и пр. Все это здесь расположено внизу, под ареной, в так называемом трюме. Он занимает обширную площадь под Большим залом, и глубина его, считая от пола партера, достигает 14 метров.
Одним из наиболее примечательных сооружений, находящихся в трюме, является кольцевой конвейер. Он представляет собой большое кольцо, внутренний диаметр которого равен 57 метрам, а внешний - 77 метрам. Таким образом, ширина кольца
составляет 20 метров. Весь конвейер опирается своими ходовыми колесами, идущими в четыре ряда, на круговой четырехрельсовый путь и может при помощи моторов вращаться и по часовой стрелке и в обратном направлении.
На конвейерном кольце размещено восемь круглых сценических площадок одинакового диаметра, равного ширине конвейера - 20 метрам. Эти площадки сами по себе представляют большой интерес и заслуживают того, чтобы остановиться на каждой из них в отдельности.

Большой Зал. Б.Иофан


Три площадки являются демонстрационными, причем одна из них предназначена для балета, художественной гимнастики и т. п. На этой площадке пол сделан из плотного матового стекла и разделен на множество треугольных ячеек. Внутри каждой из них помещается набор разноцветных электрических ламп. Эти лампы, по указанию художника, могут включаться в самых причудливых комбинациях, создавая изумительной красоты цветной ковер.
У двух других демонстрационных площадок полы деревянные. Эти площадки оборудованы разнообразными приспособлениями для крепления объемных декораций, физкультурных снарядов, клеток для зверей и пр.
Площадка с театральным трюмом представляет огромное трехэтажное сооружение цилиндрической формы. Высота его равна 9,5 метра, а вес достигает 260 тонн. В театральном трюме может находиться' одновременно до тысячи артистов. Поднимаясь по особым подвижным пандусам, они могут внезапно появиться на арене зала.
Чрезвычайно интересно устройство верхнего пола театрального трюма. Поверхность его разбита на тринадцать квадратов одинакового размера. Сторона квадрата равна 2,5 метра. Каждый квадрат оборудован снизу винтовым подъемником. Благодаря такому устройству верхний пол театрального трюма может быть преобразован так, что вместо гладкой поверхности будут выступы высотой до 15 метров и глубокие провалы. Эти необычайные технические возможности сцены позволят осуществлять весьма эффектные театральные постановки.
На одной из восьми площадок смонтированы четыре киноэкрана. Они расставлены четырехугольником, благодаря чему можно смотреть кинокартину с любого места зрительного зала.

Большой зал Д. Чечулин



На арене Большого зала смогут показать свое искусство и конькобежцы; одна из площадок представляет собой искусственный каток. Ледяное поле намораживается в трюме, а затем вместе с конькобежцами поднимается наверх.
Но особенно приятно будут поражены зрители, когда из глубины трюма поднимется седьмая площадка. Оки увидят огромный резервуар глубиной, в 3,5 метра.
Внезапно в центре и по краям резервуара забьют водяные фонтаны. Освещенные разноцветными огнями, они представят красивое, феерическое зрелище. В течение 20 минут бассейн наполнится водой, и начнутся выступления пловцов. Помимо физкультурных показов, в бассейне возможна демонстрация водолазных работ.
Последняя площадка имеет чисто служебное назначение - это сейф; в него убирается вся мебель из партера, когда необходимо подготовить большую арену, диаметром в 42 метра.
На такой арене возможны игра в теннис, прыжки в длину, метание ядра, диска.

Трюм Большого Зала



Таковы замечательные сценические площадки Большого зала, расположенные на кольцевом конвейере.

Вокруг конвейера, в трюме, размещены монтажно-сборочные мастерские. Любая сценическая площадка благодаря вращению конвейера устанавливается против дверей соответствующей мастерской, и начинается подготовка сцены: если предстоит театральное действие - монтируются декорации; если в программе физкультурные выступления - крепятся спортивные снаряды, и т. д.
Но вот сцена подготовлена. Конвейер снова приходит в движение. Он останавливается в тот момент, когда нужная площадка оказывается против ворот центрального подъемника. Посредством мощного электрического тягача сценическая площадка перемещается с конвейера на огромный планшет подъемника и вслед за тем подается вверх.

Что же представляет собой подъемник? Какова его сила, как он устроен, что в состоянии поднимать тяжелые конструкции весом в несколько сот тонн?
Этот подъемник гидравлический. Он проходит в самом центре трюма, т. е. через середину конвейерного кольца. Нижняя часть подъемника помещается в глубокой шахте, дно которой находится на 35 метров ниже пола Большого зала. Это самая низкая точка Дворца Советов.
В шахту опускается стальной толстостенный цилиндр длиной в 16 метров. Внутренний диаметр цилиндра составляет почти 1,5 метра. Внутри цилиндра проходит, наподобие штока, другой, подвижной цилиндр диаметром в 1350 миллиметров. Это так называемый пустотелый плунжер. На него опирается стол подъемника, состоящий из системы перекрещивающихся балок.
Две из них, главные балки, взаимно перпендикулярные, оборудованы по концам десятитонными роликовыми ползунами. При подъеме и опускании плунжера ползуны скользят по четырем направляющим колоннам, благодаря чему вся подвижная часть подъемника сохраняет равновесие и устойчивость. Направляющие колонны тянутся во всю высоту трюма. Сечение этих колонн квадратное, причем сторона квадрата равна 1 метру. Длина каждой направляющей колонны достигает 18 метров.
На поверхности стола подъемника смонтирован вращающийся планшет, напоминающий мост поворотного круга в железнодорожном депо. На этот планшет и накатывается подготовленная к подъему сценическая площадка.
Подъем происходит следующим образом: в наружный цилиндр, помещенный в шахте, пускается вода из громадного бака, установленного на высоте 310 метров, почти у самого подножия статуи Ленина, увенчивающей Дворец Советов. Вода создает давление на "плунжер снизу вверх, равное 30 атмосферам. Это очень большое давление, но все же его недостаточно, чтобы поднять плунжер вместе с колоссальным грузом. Ведь общий вес подвижной части подъемника и сценической площадки превышает 800 тонн. Поэтому к, столу подъемника подвешены на стальных канатах, перекинутых через блоки, массивные чугунные противовесы. Они уравновешивают стол и плунжер, общий вес которых составляет 500 тонн.
При опускании же сценической площадки обратно в трюм открывается опускной клапан подъемника: вода из цилиндра уходит, и плунжер постепенно и плавно опускается.
Вода вытекает в нижний бак, откуда при помощи мощных центробежных насосов перекачивается за несколько минут обратно в верхний бак.
Подъем сценических площадок из трюма в зал и опускание их производятся со скоростью от 0,1 до 0,3 метра в секунду.
Эта скорость регулируется особым гидравлическим устройством, которое действует автоматически.
Накат площадки с конвейера на подъемник продолжается 3,5 минуты, а подъем ее в зал - около одной минуты. Спуск и откатка сцены потребуют столько же времени, т. е. 4,5 минуты. Таким образом, смена сцены займет всего лишь 9-10 минут.
Центральный гидравлический подъемник, расположенный в трюме, ограничен с двух противоположных сторон железобетонными стенами. Они имеют форму незамкнутой цилиндрической поверхности и простираются от основания трюма вверх до самого перекрытия.
Между стенами устроены друг против друга ворота, через которые сценическая площадка накатывается с конвейера на подъемник и обратно.
С обеих сторон каждой стены выдвигается на роликах по два противопожарных занавеса. Они имеют такую же высоту и форму незамкнутой цилиндрической поверхности, как и неподвижные стены. Когда занавес закрывается, то весь подъемник оказывается внутри глухой цилиндрической башни диаметром в 33 метра. Из этой башни дым и огонь не могут проникнуть ни в зал, ли в остальную часть трюма. Этот противопожарный занавес, состоящий из четырех частей, весит около 300 тонн. Он приводится в движение с помощью противовесов и закрывается в течение 25-30 секунд. Занавес представляет стальную конструкцию, одетую волнистым железом.
Поверхность занавеса покрыта особым огнеупорным слоем, составленным из асбеста и слюды, способным выдерживать в течение двух часов температуру почти в 1000°.

Большой зал отделяется от трюма перекрытием, толщина которого превышает 4 метра. Основой перекрытия служат горизонтальные стальные балки огромных размеров: высота их достигает 3,5 метра. Внутри этих гигантских балок устроены служебные помещения и проходы для артистов.
В перекрытии размещены и некоторые механизмы. Главным из этих механизмов является горизонтальный затвор. Он закрывает громадное средизальное отверстие, образующееся при опускании сценической площадки, и, кроме того, служит полом центральной части партера, располагающейся на арене. Горизонтальный затвор состоит из двух плоских мостовых конструкций, помещающихся в перекрытии на 2 метра ниже пола зала. Эти мостовые конструкции движутся друг другу навстречу, приходят в плотное соприкосновение, после чего затвор посредством гидравлических домкратов поднимается кверху
Как только горизонтальный затвор (или же сценическая площадка) опускается, вокруг открывшегося средизального отверстия автоматически поднимается предохранительный барьер, высота которого достигает 1,5 метра.
Все важнейшие механизмы, расположенные в трюме Большого зала, - конвейер, подъемник, противопожарный занавес, горизонтальный затвор, барьер - сблокированы между собой, т. е. они, связаны взаимодействием. Так, например, если пожарный занавес открыт, то не может двигаться гидравлический подъемник; если опускается горизонтальный затвор, открывая средизальное отверстие, то автоматически выдвигается кверху предохранительный барьер; если средизальное отверстие закрывается сценической площадкой - барьер тотчас опускается.
Такое устройство значительно облегчает управление этими сложными механизмами. Все управление ими централизовано, сосредоточено в одном месте. Здесь широкое применение находит телемеханика. Благодаря этому технический персонал, обслуживающий все механизмы, может быть доведен до минимума - двух-трех человек, роль которых сведется к предварительной проверке действия механизмов"
----

И на последок еще несколько эскизов других интерьеров

Зал приема правительства. Б.Иофан, В. Гельфрейх, Л. Белопольский, В. Пелевин



Зал приема правительства. Б.Иофан, В. Гельфрейх, Л. Белопольский, В. Пелевин


Авансзал. Б.Иофан



Дворец Советов. Интерьеры. Жуков А., Чечулин Д., Куровский А.



Дворец Советов. Интерьеры.Додица Я., Душкин А.


Дворец Советов. Проекты.
Дворец Советов. Пропаганда.
Дворец Советов. Фундамент.
Дворец Советов. Каркас.

Дворец Советов

Previous post Next post
Up