"Я хотел избавить город от всех психбольных, наркоманок, проституток, пьяниц и работяг".
Руслан Хамаров родился в городе-курорте союзного значения Бердянске. Здесь же получил среднее образование. Детство было мягко говоря трудным. Отец, по национальности уйгур, ударился в мусульманство и отбыл в Махачкалу, поэтому рос мальчик под присмотром матери. Мать же, была женщиной психически не здоровой, и в 1985 году, бросилась под товарняк. Из пятого класса щупленького Руслана перевели в специнтернат. Потом спец. ПТУ. Слабаков там не любили, и Руслану доставалось больше других. Именно там после нескольких сотрясений мозга у Руслана «поехала крыша».
В 1991-ом Руслан получил два с половиной года за кражу госимущества, отбыл срок в Запорожье, где и остался жить.
В 1997-ом совершил кражу, но поскольку врачи признали его невменяемым, а суд - неподсудным, был помещен на принудительное лечение в областную психиатрическую больницу.
В 2000 году, освободился и, имея вторую группу инвалидности, вернулся к троюродным братьям в Бердянск. Родственники скинулись и купили ему малюсенькую комнату с отдельным входом и садиком на окраине города. Каждые полгода Руслан ложился на обследование в психбольницу. Иначе нельзя - пенсии лишишься. 60 гривен - не деньги, но на сигареты хватает. Каждый раз диагноз подтверждался: «шизофрения в параноидальной форме».
Первое убийство произошло 3 ноября 2000 года.
Братья часто навещали Руслана. Иногда приводили шумные компании. Кроме бутылки водки, пускали по кругу «косяк». Соседи жаловались на громкую музыку и вызывали милицию. Милиция не ехала - бензина нема. Пару раз оставляли с душевнобольным братом на ночь красивых девушек. То, что к утру они оказывались в колодце, никто не знал. Да и Руслан тоже был не промах насчет женского пола. Надевал свой черный кожаный плащ и шел на «съем» к Парку имени лейтенанта Шмидта. Заговорив уши молоденькой одинокой девушке, брал машину и вез на улицу Грибоедова, 11. Адрес этот знают теперь во всем Бердянске.
По городу поползли слухи, что все убитые были женщинами легкого поведения. Мол, таким образом «чистильщик» Хамаров избавлял город от проституток. На что прокурор Бердянска Алексей Гулин заявил в прессе, что до полного окончания следствия ни с правовой, ни с нравственной точки зрения нельзя утверждать, что все жертвы вели аморальный образ жизни.
Окружающие и родственники знали о болезни Хамарова, но социально опасным его не считали. Невысокий, тщедушный, он, по словам соседей, ходил по улицам и попрошайничал, но никогда не проявлял агрессивности, даже старики могли на него прикрикнуть. Единственно докучал громкой музыкой пожилой соседке бабе Клаве, жившей за стенкой…
Первым, кто узнал о страшных событиях на Грибоедова, был троюродный брат Руслана Гена. Однажды, он зашёл в гости и поведал, что пропала знакомая девушка Полина, при чём пропала она, после совместной пьянки, когда Полина, что-то забыв, вернулась в дом Хамарова, а Гена преспокойно ушёл. Хамаров отпираться перед братом не стал:
- Это я ее убил, в колодце она. В город цирк приехал, схожу на представление, а потом сдамся!
Сценарий убийств был прост. Извинялся, шел в коридор. Там за обшивкой стены хранилась самодельная финка. Рывок двери. Три-четыре удара ножом, и все кончено. После этого маньяк раздевал труп и долго елозил по нему, пока не кончал. Одежду и окровавленную простыню сбрасывал вслед за трупом в колодец. Так и наслаивались девушки в колодце у Руслана… По сорок сантиметров на тело и прокладку. Полину он убивал молотком. Новый сценарий. Первый удар стоя. Затем еще три на полу. Соседи слышали только музыку и крики - как всегда в вечер выходного дня.
«В основном я хотел избавить Бердянск от всех психбольных, наркоманок, проституток, пьяниц... На зоне я был санитаром и познал особенности их поведения. После чего сделал вывод, что психбольных надо убивать точно так, как Гитлер убирал всех нечистых и пытался вывести только арийскую расу. Чтобы общество было полноценным...»
Тем временем, оперативники искали. Ни одного тела обнаружено не было, но девушки то пропадали. И оперативники предположили, что в городе появился маньяк. Проверяли, естественно, прежде всего психически больных, к которым относился и Хамаров. Правда, особо, милиция себя не утруждала. Нет трупа - нет преступления. А большинство пропавших девушек были действительно, девушками лёгкого поведения. Милиция наведовалась к Хамарову в гости, но того дома не оказалось, поэтому ему просто оставили повестку, по которой он должен был прийти в горотдел и отметиться, как лицо, стоявшее на учёте.
1 марта 2003 года братья Капустины, сыновья опекуна Хамарова, привели его в горотдел милиции, где он сознался в последнем убийстве Полины. Сам сознался и фактически сам пришёл. В последствии, милиция скажет, что это была этакая хитрость по его задержанию…
После признания, милиция допросила Хамарова так, что он признался ещё в 10 убийствах. Сначала милиционеры опешили и не поверили. Потом, попытались «навесить» на маньяка другие преступления. Но здесь он был твёрд. 11 убил, все в колодце. Тела убитых в течение трех дней, с 13 по 15 марта 2003 года, были извлечены из того же колодца. Это, а так же то, что Хамаров помнил лица, детали одежды убитых и т.д. совершенно однозначно доказывало его виновность. Среди убитых были как местные девушки, так и приезжие на курорт. Одну, так и не опознали. Хамаров говорил, что она приехала из Владивостока, а большего сам не знал.
По призанию Хамарова, убивал он под влиянием «остросюжетного кино». Очень любил триллеры и боевики. И очень хотел, чтоб было «как там».
1-6 октября 2003 года эксперты Киевского института судебной психиатрии после месячного обследования Хамарова пришли к выводу, что на момент совершения преступлений он был вменяемым и отдавал себе отчет в совершаемых действиях. Более того, по ходатайству защиты уже во время процесса был приглашен психотерапевт, который ознакомился с материалами дела в части психического состояния Хамарова, дал ответы на вопросы и пояснил суду, что полностью согласен с выводами предыдущей экспертизы.
9 февраля 2004 года в местном суде Бердянского района Запорожской области судебная палата по уголовным делам Апелляционного суда Запорожской области начала рассмотрение уголовного дела Руслана Хамарова.
5 июля 2004 года, в местном суде Бердянского района судебная палата по уголовным делам Апелляционного суда Запорожской области огласила приговор в отношении Руслана Хамарова, обвиняемого в убийствах 11 женщин в течение 2000-2003 годов, совершенных в Бердянске. Хамаров признан виновным по статьям «умышленное убийство двух и более лиц» и «грабеж» и приговорен к пожизненному заключению. Сам Хамаров виновным себя не признал. В течение месяца он и его адвокаты могут подать кассационную жалобу в Верховный Суд Украины.
Интервью с маньяком можно почитать здесь:
http://delovoy.berdyansk.net/n449/14.html