После перерыва на тренинги и всякие прочие пряники с удовольствием продолжаю делать интервью с теми, кто мочит крыс удачливее многих. Более ранние опыты:
Первый блин Второй блин Сегодня в гостях у сказки сибирская красавица и человек интересной судьбы
Лена Гончарова Это интервью не зря именно здесь и именно с этим человеком: Лена владелица первого в Новосибирске копирайтингового агентства
Парафраз, а в не очень дальнем прошлом - слушательница первого онлайн-курса Киры Кам по копирайтингу.
И не зря мы ссылаемся на Лену так часто: она яркий пример, во-первых, того, что наша деятельность не бессмысленна, и, во-вторых, того, чего может достичь целеустремленный человек на ниве копирайтинга.
В тексте вы также прочитаете немало прекрасных слов про Киру Кам - и это не по нашей заявке :) Впрочем, вы и сами это поймете.
Мне почему-то казалось ужасно привлекательным, что перед моей фамилией будет стоять слово «профессор» :) На учебу я потратила 10 лет, не считая школы. В итоге стала кандидатом филологических наук.
Я не знала, что такое «корпоративная пресса», но знала, что такое копирайтинг, и сильно подозревала, что писать тексты тоже смогу.
…написать диссертацию - это одно, а писать рекламные тексты - это совсем другое.
Я раскручивала свой сайт… …и звонила-звонила-звонила. Я до сих пор очень ласково разговариваю с телефонными спамерами - помню, как это тяжело.
Меня очень поддерживал муж, который утверждал, что если бизнес пошел, значит, дальше вопрос моей настойчивости. Что не бывает такого, что человек работает в полную силу, а отдачи нет. Всё будет, рано или поздно.
…когда я разводилась, я утром отчитала лекции, после обеда съездила в ЗАГС, потом дома поревела, напились с подружками по этому поводу, а утром я снова была на работе в 9.00, и никто из студентов не заметил, что у меня проблемы в личной жизни. И я считаю, что это правильно. А обо всех личных проблемах фрилансеров знают все заказчики!
Люди понемногу начали понимать, что уметь говорить по-русски и уметь написать грамотный продающий или продвигающий сайт текст - это не одно и то же. Они идут к профессионалам, ищут их.
Я делаю то же, что и посоветовала фрилансерам: работаю, выполняю всё четко и в срок. Налаживаю контакты. Договариваюсь с заказчиками. Стараюсь понимать их потребности и быть для них приятным парнером. Я помню правило, что люди работают с людьми.
Мы знаем, что у тебя довольно интересная биография. Расскажи, пожалуйста, о себе: чем ты занималась до того, как решила открыть свой бизнес?
Отучилась в университете на филологии, по образованию я - учитель русского языка и литературы. После учебы решила идти в аспирантуру - видела себя ученым, профессором и т.п. Мне почему-то казалось ужасно привлекательным, что перед моей фамилией будет стоять слово «профессор» :) На учебу я потратила 10 лет, не считая школы. В итоге стала кандидатом филологических наук, но ничего, окромя гордости и возможности написать на визитной карточке три заветные буквы «к.ф.н.», мне это не дало. Ну, еще на клиентов впечатление производит :)
В процессе обучения я успела выйти замуж, поездить за мужем по гарнизонам, развестись, выйти замуж снова… В университете меня уже знали все. Я постоянно меняла фамилии, как следствие, кучу документов переоформляла, уезжала к мужу, приезжала, чтобы сдать какие-нибудь очередные экзамены или бумажки… В общем, развлекала всех от души.
Что послужило толчком к такому существенному изменению в деятельности?
После возвращения из «моей армии», я устроилась на работу в университет - преподавала культуру речи. Работа мне нравилась, студенты меня любили, все бы хорошо, но было одно «но» - зарплата преподавателя вуза на тот момент составляла около 3500 рублей. А кроме того в какой-то момент я поняла, что это не то. Часов на мой предмет давали мало (вуз был непрофильный), отношение было тоже соответствующее, и чем дальше, тем больше складывалось ощущение, что я занимаюсь никому не нужной ерундой.
Где-то в тот же момент я познакомилась с Кирой Кам. Вернее, сначала я читала ее Живой журнал - и всё больше ею очаровывалась. В своем ЖЖ она рассказывала о своих проектах, работе, офисе, сотрудниках, знакомых, и у меня было ощущение - что вот этот человек живет именно так, как надо: ее жизнь яркая, интересная, полна событий, встреч, необычных людей, ну и денег, разумеется. А в профиле у Киры было написано 2 вещи, которые перевернули мою жизнь: во-первых, там сообщалось, что она - хозяйка агентства копирайтинга и корпоративной прессы, а во-вторых - стояла дата рождения.
Я не знала, что такое «корпоративная пресса», но знала, что такое копирайтинг, и сильно подозревала, что писать тексты тоже смогу.
А что касается даты рождения - Кира - моя ровесница. И для меня это было, как обухом по голове: ей тоже на тот момент было 27 лет, и она уже столько всего достигла, а я так и сижу на диване, читаю ЖЖ, а в перерывах езжу читать одни и те же лекции студентам, которым по большому счету на мой русский язык и культуру речи глубоко плевать, за 3000 рублей!
Я рассказала обо всем этом мужу. А у мужа своя студия дизайна - он занимается рекламой. И он мне сказал: «Хочешь, делай». В профиле кириного ЖЖ была указана ее «аська» с призывом обращаться по любым вопросам. Я дня три собиралась с духом - потом дрожащими руками набила ей «Привет, это elena_lin из ЖЖ извините, что к вам обращаюсь, сама я не местная…» Кира сразу ответила, с огромным энтузиазмом дня три меня просвещала, сразу накидала кучу идей и надавала кучу инструкций. И я начала думать над созданием своего агентства.
Тут как раз Кира придумала провести тренинг для копирайтеров через Интернет, и предложила мне поучаствовать. Я, разумеется, ухватилась за эту возможность обеими руками.
Вебинар окончательно помог мне выкристаллизовать свои желания, определить, в каком направлении работать, дал необходимые знания по написанию коммерческих предложений, рекламных текстов, статей, слоганов, и прочего. Потому что, написать диссертацию - это одно, а писать рекламные тексты - это совсем другое. Вот про все эти нюансы Кира и рассказывает на вебинаре. Рекламировать кирины тренинги - это не входит, как я понимаю, в формат данного интервью, но одно могу сказать точно - я их настоятельно рекомендую, и не только с точки зрения огромного количества полезной информации, которую там можно получить. Общение с Кирой вообще дает такой заряд энергии, что его хватает надолго.
Расскажи, как все произошло? Это был старт прямо с агентства, или ты начала с чего-то попроще?
Сразу с агентства. Я понимала, что меня больше всего интересует создание корпоративной прессы, а это предполагает наличие сотрудников - одна создать журнал с нуля я бы не смогла. Да и вообще, мне казалось, что это звучит солиднее: не фрилансер, а директор агентства :) Хотя по сути я и сейчас не сильно отличаюсь от фрилансера.
Я долго готовилась, собиралась с силами, изучала материалы вебинара, читала материалы в Интернет про корпоративную прессу, осваивала Indesign - программу верстки - мне казалось, что прежде, чем кого-то нанимать, надо самой во всем разобраться. У мужа был в работе каталог, который надо было сверстать, и он мне его на пробу дал. Нуднейшая работа, я ее делала ужасно простывшая, и когда виделся уже конец этого каталога, что-то сглючило, и работа не сохранилась - пришлось переделывать сначала. Я тогда просто от души рыдала, хотела всё бросить, а муж говорил: «Не хочешь - не делай. Но тогда продолжай работать в универе и не трать ни свое, ни мое время». Я сжала зубы и продолжила возиться с этим каталогом.
Как решилась открыть агентство, да еще первое в своем городе?
Как-как - с Кирой поговорила :) Я же говорю: она мой ангел-хранитель и ангел-направлятель :) Она мне рассказала про свое агентство, про то, что это такое и с чем едят. Рассказала, что у них в городе целых четыре агентства такого плана и все завалены работой. А наш город больше, и ни одного агентства. Ну и я решила, а почему бы и не попробовать?
Муж сделал мне сайт, я сделала 3 «липовых» журнала в портфолио и начала искать клиентов.
Что было для тебя неожиданно трудным и неожиданно легким?
Вообще, много было сюрпризов и «все идет не по плану!»?
Неожиданно легким для меня было получение первого заказа - я его получила практически сразу - день на третий поисков клиентов. Это была праздничная газета к 23 февраля для крупной компании. Они же подряд заказали и к 8 марта газету. Это было такое счастье! Кстати, мы до сих пор с ними периодически работаем - мои любимые постоянные клиенты, я к ним очень нежно отношусь, делаю сумасшедшие скидки, работаю в сжатые сроки - я им так благодарна за тот холодный февральский день, когда они в меня поверили :)
Дальше был полный «провал»: меня посылали с моими предложениями, изредка перепадали заказы на отдельные статьи, и это было счастье, хотя грезила я о куда большем. Я раскручивала свой сайт, он сейчас на хороших позициях в яндексе, меня легко находят, и звонила-звонила-звонила. Иногда руки опускались, когда весь день звонишь, язык заплетается, а тебе в ответ только: «Нам это неинтересно». Я до сих пор очень ласково разговариваю с телефонными спамерами - помню, как это тяжело. Просвещала всех, рассказывала, что такое корпоративная пресса - у нас в городе это вообще было не развито. Сейчас, кстати, смотрю: некоторые компании из тех, кому я звонила, начали выпускать корпоративную прессу. Хваталась за любую работу, в основном, это были небольшие тексты, дешевые слоганы, нейминг.
Меня очень поддерживал муж, который утверждал, что если бизнес пошел, значит, дальше вопрос моей настойчивости. Что не бывает такого, что человек работает в полную силу, а отдачи нет. Будет. Может, не сразу, но я и с голоду не умираю. Значит, всё будет рано или поздно.
И только где-то через год после начала всей этой деятельности у меня раздался судьбоносный звонок. Это был заказ на ежемесячный корпоративный глянцевый журнал для медицинского центра. Он выходит регулярно, тираж увеличивается, распространяется уже по всему городу, и я с гордостью его демонстрирую всем желающим. Кроме того, сейчас уже идет постоянный ручеек разных заказов. Небольшие газетки, тексты, статьи, отдельно верстка и корректура и т.п. Мы по-прежнему беремся за все заказы - и таким образом о нас узнают всё больше людей, нас уже рекомендуют.
Вопрос, который нельзя не задать в интервью для фрилансерского сообщества: что с фрилансерами? Наверняка доводилось нанимать и есть что про них рассказать. Расскажи, как работодатель, каковы основные проблемы фрилансеров и с фрилансерами? Что посоветуешь (опять же как работодатель) тем, кто планирует уходить на фриланс?
Я буду банальной :) С фрилансерами всё плохо у нас. Большинство фрилансеров необязательны, срывают сроки, косячат в работе, ведут себя некорректно…
Почему-то когда человек уходит на фриланс, он очень четко осознает, что он «фри» - свободный. И у них как-то на первый план выходит эта свобода, их личная жизнь и т.п. С фрилансерами постоянная проблема: они то влюбляются, то разводятся, то неожиданно срываются в отпуск и т.п. И каждое это событие выбивает их из колеи надолго. А у меня сроки, у меня репутация! И получается, что работа с фрилансерами - это постоянная нервотрепка. Фрилансеру-то что - ну потеряет он несколько тысяч, которые я ему не заплачу за срыв проекта. Я мало того, что потеряю больше, так люди просто не будут ко мне обращаться! К этому фрилансеру я тоже не буду, но почему-то большинство из них этого не осознает. То есть они понимают, что, скорее всего, меня как работодателя они потеряли, но рассуждают так: «В городе их еще несколько сотен тысяч». И того не понимают, что рано или поздно, их репутации уже ничто не поможет, когда они так подведут одного, другого, третьего… Мир-то тесен, а мир бизнеса еще теснее. Тем более, что у большинства узкая специализация.
Еще фрилансеры очень плохо рассчитывают время. Я не раз сталкивалась с тем, что мне работник говорит: «Да фигня вопрос, за неделю справлюсь». Я говорю: «Ок, только по мере готовности мне высылай». Далее, в течение недели, я ежедневно интересуюсь, как там наш журнал. Работник мне каждый раз оптимистически говорит: «Да всё успеем, не переживай, вот на выходных ударно поработаю!» Ну и в итоге в понедельник я получаю покаянное письмо: «Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает я не успела, можешь не платить мне деньги и отдать заказ другому!» А у меня по-прежнему сроки. И искать другого такого же «обязательного» нет ни времени, ни возможности. И я начинаю выкручиваться, подключать еще кого-то, уговаривать того первого, что жизнь продолжается и давай всё же работать… В общем, дурдом.
Помню, когда я разводилась, я утром отчитала лекции, после обеда съездила в ЗАГС, потом дома поревела, напились с подружками по этому поводу, а утром я снова была на работе в 9.00, и никто из студентов не заметил, что у меня проблемы в личной жизни. И я считаю, что это правильно. А обо всех личных проблемах фрилансеров знают все заказчики!
А еще фрилансеры плохо рассчитывают стоимость работы. У меня был случай - еще на заре моей деятельности. Обратилась я к верстальщику, она мне сделала прекрасную верстку, всё было в порядке, но в процессе работы, даже неопытная я поняла, что денег я предложила мало. При итоговом расчете я свои сомнения озвучила и добавила еще 20% к первоначальной сумме. И недавно узнала, что та девочка вся на меня до сих пор в обиде за то, как я ее «кинула» с оплатой. И кстати, сразу отсюда вытекает еще такой момент - обидчивость. Многие фрилансеры ведут себя, как дети, а не взрослые. Они могут обидеться, но не по-взрослому сообщить, что их не устраивают условия работы, а просто бросить ее без объяснения причин.
Еще некоторые фрилансеры очень не любят, если их дергают вечерами или в выходные. Я всё понимаю: человек должен отдыхать, но что мне делать, если горят сроки, а в течение рабочего дня фрилансер недоступен? У него утром бассейн, потом он гуляет, потом другая работа, потом свидание… И когда он становится «в зоне доступа» в 9 вечера в воскресенье, я буду звонить в воскресенье, разумеется! Хотя вообще-то тоже предпочла бы в воскресенье и вечерами отдыхать, а не пинать нерадивых сотрудников.
Разумеется, именно поэтому любой работодатель предпочтет работника в офисе. Потому что он всегда под рукой, он никуда не пропадет, отключив телефон (еще один любимый фрилансерами момент - если нечего сказать, выключить телефон), и если он работает, это видно сразу и можно не переживать. Вот я, например, планирую с Нового года тоже сажать верстальщика в офис - пусть я буду тратить больше денег на это, зато нервы будут целы.
А почему, по твоему мнению, так мало хороших и хорошо организованных специалистов, ведь так много сейчас людей работает на себя? Как и где ты в итоге находишь нужных людей? Каких специалистов не хватает?
Это вечный вопрос: почему так мало хороших и хорошо организованных специалистов. Я не знаю. Более того, я вообще не понимаю, почему человек, работающий на себя, сам называющий сумму, за которую он будет работать, и сроки, в которые он сможет уложиться, вдруг так себя начинает вести. Наверное, это проблема в том, что вообще мало организованных людей. К тому же работы вокруг действительно много, люди понимают, что на жизнь они всегда смогут заработать и перестают дорожить работой и этим конкретным заработком. Они понимают, что всегда найдут еще работу.
Людей нахожу, в основном, по рекомендациям. Иногда муж подбрасывает своих работников. Я же говорю: мир бизнеса очень узок, тут все, кто имеет какое-то отношение к рекламе, дизайну, верстке, знают кого-то подходящего.
Специалистов вообще не хватает. В любой области. Что касается меня, не хватает хороших журналистов и копирайтеров (их найти немного проще - все же в этом кругу я вращаюсь), грамотных редакторов и корректоров, про верстальщиков я уже много жаловалась :) Муж вот не может найти адекватных программистов - у него их тьма, а вот с хорошими проблема.
Что бы ты посоветовала тем, кто хочет тоже перейти от написания текстов на заказ к чему-то более масштабному?
К чему-нибудь более масштабному - это к чему? Если к запуску андронного коллайдера, то не знаю :)
А если мы говорим про продвижение в рамках своей профессии, то работать, работать и еще раз работать. Брать заказы, только будучи уверенными, что справитесь. Не подводить заказчиков, не срывать сроки. Вести себя корректно и адекватно. Казалось бы, простые правила, но таких работников единицы, и к ним стоит очередь из заказчиков. И тогда они могут повышать цены, диктовать свои условия, и с ними всё равно будут охотно работать. Любой нормальный заказчик предпочтет заплатить больше, но получить профессионально и в срок выполненную работу.
И тогда уже человек сможет решить, в каком направлении ему двигаться дальше: создать собственный журнал или PR-агентство, например. Или вести тренинги, или открыть бюро копирайтинга… Возможностей масса - стоит лишь сесть и подумать, что больше всего подходит именно ему.
Видишь ли ты перспективы для этого бизнеса и для себя лично на современном рынке? Каковы дальнейшие планы?
Вижу. Вполне себе внушительные перспективы. Люди понемногу начали понимать, что уметь говорить по-русски и уметь написать грамотный продающий или продвигающий сайт текст - это не одно и то же. Они идут к профессионалам, ищут их. Большинство моих клиентов начинают разговор с фразы: «Ой, я столько искал, кто мне напишет текст / сделает верстку / выпустит журнал». Меня это радует, конечно.
Про планы сложно сказать. Я сейчас работаю с тем, что есть. Конечно, я хочу развития, хочу обеспечить поток заказов, а не тот неуверенный ручеек, что есть сейчас, но на это я могу влиять только опосредованно. Так что я делаю то же, что и посоветовала фрилансерам: работаю, выполняю всё четко и в срок. Налаживаю контакты. Договариваюсь с заказчиками. Стараюсь понимать их потребности и быть для них приятным парнером. Я помню правило, что люди работают с людьми, и если вы человек неприятный и необязательный, то уже будет наплевать, какой вы профессионал.