Кубачи

Nov 27, 2015 15:00

Если бы я умела фотографировать, то в этом посте было бы не 90 фотографий, а десять прекрасных пейзажей. Но снимаю я как японец на авторежиме, а еще впервые попала так далеко в горы на такой долгий срок. Осторожно, это пост восторга и обожания с высоты 1750 м над уровнем моря.
Художники взяли меня на пленэр в Кубачи, прекрасное древнее село, где живут лучшие ювелиры. Жить нам предстояло в самом центре старой части села, обещали поход к водопаду и в соседнее село Амузги. Наплевав на боязнь высоты, я стала горянской горянкой.

Старый Маджалисский мост. Выехали из Махачкалы мы утром, но машина у нас была слегка разбитая, а здесь был автосервис. Ободрали куст ежевики, поковырялись под капотом, да и поехали.

Вечерело. Горные дороги в темноте - та еще радость.

Я помню огромную луну, родник и веселых кубачинцев, несущих со свадьбы перебравшего товарища и гостеприимных хозяев ключей от дома, где нам предстояло жить. Утром я увидела дорогу, по которой мы ехали, и обрадовалась, что накануне было темно.

Погода была хорошая, иногда шел дождь. Раньше дворы-крыши были из глины, а теперь их покрыли жестью. Это ОЧЕНЬ скользко и громко. Это я видела каждый день, здесь мы жили

Для тех, кто не знает. В Кубачах крыша нижнего дома - это двор верхнего. Никаких ограждений. Хочешь падать - падай. Упасть в соседний двор не страшно, а вот упасть на улицу...

И еще там очень тихо. Ночью тишина абсолютная. И воздух. И пространство. Ощущения прекрасные. В пределах нашей крыши я даже научилась свободно бегать с горячим чайником

В другую сторону. В старой части села очень много брошенных домов. Здесь есть свет, но нет воды, газа и канализации. Многие живут теперь за этой горкой в новой части, где есть все блага цивилизации, а кто-то переехал в город.

По этой улице мы ходили гулять, в магазин, к нашей машине и по всем остальным делам. На третий день я и здесь почти сайгаком скакала.

Кубачинские небоскребы. На самом деле почти все дома трехэтажные. Коровник внизу, ювелирная мастерская на втором этаже (да, в каждом доме) и жилой этаж.

Сушат кизяк, зимой печку топить будут.

В Кубачах надо внимательно разглядывать каждую стену. Домам очень много лет, а некоторые фрагменты тут кочуют из стены в стену веками. Эти фигурки вырезаны до 1300 года. Морды животных разбиты примерно в 1305 году (плюс-минус), когда сюда пришел ислам. Кстати, с религией история здесь очень интересная. Можно прочитать  три сухие строчки об этом в википедии, послушать рассказы жителей села, но лучше это просто увидеть. Кубачи - село с традициями, а на предписания религии кубачинцы чихали.

Второй этаж старого дома. Пола давно нет, а резной камин всё держится. В каждом доме такой камин, так что никто не обращает внимания.

В центре снимка видно керамическую трубу. Страшно представить ее возраст.

Рога, кизяк, коровник.

Снова резной камешек

Живность. Кстати, в Кубачах очень много синего и голубого - синькой всё подкрашивали и подкрашивают

Крапива. Еще одно мое открытие. Раньше я ее встречала только на рынке и в чуду, один раз видела маленький куст в Калужской области, но я никогда не контактировала с этой чудесной травой. А в Кубачах крапива везде. И в человеческий рост. И сквозь два слоя одежды достает. Я перестала совсем думать про руки, прикрывая лицо, а на третий день уже и ожоги перестали появляться, когда я в очередной раз держалась за куст, пробираясь по тропе.

Замки на дверях очень-очень старые.

Внизу стоит один из наших мальчиков. Это наша крыша там.

Чуть ближе. Мальчики вышли позировать у выхода из дома (отверстие в полу - это выход)

Разбитый сулевкентский кувшин

Балкончики

В стены не только древние резные камешки вставляют!

Каменный кругляш - это каток, которым раньше трамбовали глиняные крыши

Улица

Теперь я понимаю любовь к пристройкам в Махачкале. Это генетическое

Почти самый верх

Центральная площадь. Сюда приходит маршрутка из города, здесь много магазинов (в каждом есть алкоголь!). Правее - новая часть села.
Женщины ходят в казах - белых платках с золотой вышивкой. Это традиция. Никто никого не заставляет, но это действительно красиво. Волосы прятать не обязательно. Да и юбки выше колена - норма. Каз нельзя носить с брюками, а любые другие вариации допускаются. К свадьбе дочери мать своими руками вышивает 10 казов, один дарит жених. По рисунку, ширине тесьмы и каким-то еще мелочам можно определить статус женщины, возраст, семейное положение. И это очень красиво!

Годекан украшен древними камешками

С годекана открывается вид на новую часть села. Тут просторнее, конечно.

Но мне милее старые улицы

Это просто красиво

Стена старой джума-мечети. Каменный сток, доисламская резьба рядом с арабской вязью. Мы заходили толпой без платков, в джинсах. Ворота закрыты на щеколду с внешней стороны, на территории никого нет. Зашел, сделал свои ритуальные дела, ушел. Вот она, свобода вероисповедания.

В стене мечети камешек

Кстати, вот еще один каменный каток для утрамбовки крыши

А это вид с улицы на наш дом. Слева видно наши окна и водосточную трубу. Если падать, то вот оттуда. Одна интимная подробность: металлическая пристройка с лампочкой в окошке - туалет. Скрипит и шатается, что весьма способствует процессу.

Интересная деталь, о которой я не знала. Если житель села умер и похоронен на чужбине, то в селе около дороги ставится камень в память о нем. Мы видели много камней начала сороковых и более ранних, но и сейчас эта традиция живет, новые камешки тоже были.

А это обычное кладбище. Говорят, там и красивее камни были, но я не полезла через забор)))

Вот она, дорога к роднику в сторону села Амузги. Слева - придорожные памятные камни, справа - кладбище. Большие арки в центре - мечеть, о которой я писала ранее. Через этаж выше мечети - наш дом

Погода такая, что я небо стала фотографировать даже. Дальше мы пойдем в Амузги по такой погоде, а на фотографиях небо будет белым, т.к. фотографирую я только на автомате

Разница между фотографиями в две минуты, а "погода поменялась". Как раз об этом я говорила, предупреждая про автофото.

Вот и Кубачи. Село, где я оставила свое сердце

А вот так мы шли в Амузги. Тропинка узкая. Мне несколько раз становилось дурно, но художники готовы были меня хоть на руках нести, пришлось держаться.

Если посмотреть с тропинки влево, то там просто безумный простор. Я туда не смотрела, фото не мое. Несколько раз я пыталась туда повернуться. На ходу не получалось. Останавливалась, поворачивала голову, в глазах темнело, ноги отнимались. После нескольких попыток я поняла, что лучше смотреть прямо на тропинку перед собой или в гору справа. Хотя навстречу нам промчался человек на мотоцикле... Сумасшедшие, сэр!

Вот мы подходим к Амузги, с нашей тропинки вижно дома.

Дерево, просто дерево

Мы совсем близко

В селе Амузги живет один человек. Бабулька в доме слева (вход через арку). Дороги сюда нет, только тропы. Шли мы минут 40 минимум. В другую сторону есть еще село, идти около часа. Раньше здесь жили оружейники, амузгинские клинки ценились очень высоко, а сейчас...
На стенах какой-то лишайник, поэтому они такого цвета

Сели. Слева развалины Амузги. Справа тропы. Ниже того одинокого дерева есть площадка перед самым обрывом. Вот туда мы пойдем обедать.

Сидим

Развалины Амузги

В сторону Сулевкента

Дом последнего жителя села. Крапива.

Ушли к обрыву обедать. Мне даль коньяку, меня отпустило.

То самое одинокое дерево

Вечерело. Пока вернемся в Кубачи, совсем стемнеет.

Немного про быт. Воды в старой части села нет. За водой каждое утро ходят с традиционными мучалами и пластиковыми бутылками (цивилизация)

В селе похороны. Женщины идут на соболезнование. С собой несут клетчатые пледы, которые они накинут на плечи у дома. Традиция. Без пледа - дурной тон. Будто и не на соболезнование шла, а пробегала мимо и заглянула. А так - уважение. Еще мы застали две свадьбы. В первый день молодежь собирается ближе к ночи, устраивает дискотеку. На второй день во дворе собираются взрослые на обед. Пьют, едят, всем весело. Это вам не город, ох, не город.

Мы ехали на пленер, так что с утра все художники уходили по своим углам. Как солнце сдвигалось, так они меняли место. Каждая работа делалась в строго определенные часы при определенном свете. Если свет не тот, то трагедия.

Даже мой зонт пригодился

Пока художники были заняты, я гуляла

Снова показываем расстояние от нашей крыши до улицы

Время развлечений. Мы нашли в доме казы и платья, взяли мучалы, да пошли фоткаться на потеху соседям.

Казы пришлось крепить булавками, а местные их удерживают на голове силой мысли

Время прогулки.Снова показываю вход в наш дом. Спуск с крыши к выходу по безумно крутой лестнице был для меня ежедневной травмой))

Местные рукодельницы потребовали с ними сфотографироваться

Нам обещали водопад. Если бы я знала, что меня ждет, то осталась бы дома. Но я рада, что не осталась. Отравление адреналином раз в год мне не повредит.
Пять минут на машине в сторону леса, потом пешком сорок минут.
Вот село с другого ракурса. Со всех сторон видно башню, которую хотели внести в список наследия ЮНЕСКО. Местные побоялись показывать развалюху и к приезду комиссии сделали капитальный ремонт. После такого "ремонта" комиссия передумала куда-либо башню включать

Несколько фотографий "тропинки" к водопаду. Свернуть шею - пять секунд. Скользко.

Хороший участок тропинки, где ноги сломать чуть сложнее.

Это не тот водопад!

А вот это почти тот. Я не знаю, у кого был мой фотоаппарат. В этот момент я уже была в отключке.

Я помню, что здесь меня перетаскивали за руки-за ноги четыре человека. Как и где я прошла - не помню. Вниз было видно весь водопад. Камни очень скользкие. За секунду до того, как меня здесь перетащили, я успела подумать, что обратно я дорогу найду, но одной сидеть в машине весь день будет плохо, так как все остальные не смогут шашлык у водопада спокойно есть, зная, что я там сижу. И если я сейчас упаду и сломаю шею, то меня физически нельзя будет вытащить и доставить в больницу, поэтому лучше сразу насмерть. И есть ли у местных МЧСовцев вертолет, который здесь не поможет, но просто интересно. Наверное, это и есть "жизнь перед глазами". Затем там было последннее препятствие - нужно было спрыгнуть с высоты человеческого роста, меня на руках спустили, но это, откровенно говоря, были уже мелочи.

Меня переодели (т.к. засыпали землей при транспортировке)) и заставили позировать у водопада. Жаль, не видно всю высоту и ту часть, где нам пришлось идти. Затем пошел ливень, от которого я впала в тихую панику. Меня не радовала перспектива ползти по мокрым камням, когда они и сухие скользкие. А еще начинало темнеть... К счастью, дождь закончился, немного подсохли самые опасные участки, стемнеть не успело. Обратно я чуть не бегом добежала.

Наша чудесная компания на вершине той самой башни

А это для тех, кто еще сомневается. Я люблю Кубачи.

радость, записки сумасшедшего, photo with me, паника, travels, my photo