Click to view
Так называемая "национальная" борьба острова Мартиник.Несмотря на то, что Агья (в современном мире известна так же как Ладья) практикуется и по сей день, исчерпывающую информацию по этому действу найти фактически невозможно.Вот один из самых полных отрывков о таинстве Ag'Ya:
The above video shows an art form today known as the Ladja or Danmye (previously entitled the Ag'Ya) of Martinique. Two combatants engage each other in a game of trickery, skill and acrobatic agility. At the head of the circle musicians control the tempo of the contest singing, playing drums and other instrument of African origin. Could this far-away Caribbean lookalike be a long-lost capoeira cousin? Does this offer us clues as to Capoeira's African origins? The similarity is nothing but striking!
Первой официально открывшей миру Агья стала некая Катрин Дунхэм, танцовщица, хореограф и исследователь, положившая начало возрождению традиций африканского танца в Соединенных Штатах в начале 20го века.
Некоторые исследователи-любители всерьез считают Агья прародительницей или как минимум предшествинницей небезызвестной во всем мире Капоэйра, что скорее всего является заблуждением.
Даже поверхностный сравнительный визуальный анализ Агья и Капоэйра позволяет вынести предположение об общем источнике возникновения (некий пласт африканской культуры) и параллельном развитии обоих видов боевого искусства.
Обратимся к истории:согласно официальной версии после открытия острова 4ой испанской экспедицией Христофора Колумба остров был почти сразу же покинут в виду отсутсвия золота. Лишь спустя век с лишним на острове прочно закрепились французы, сразу принявшиеся за актвиную колонизацию.Чуть позже, в следствии исчезновения с лица острова местных плменен индейцев карибов на Мартинику потекли каравеллы с живым товаром (после 1660).Одним из официальных развлечений французских матросов (а в том числе и методов жестого физического воздействия на человеческое тело) был так называемый Сават - произошедший от древней забавы французских крестьян бой с применением травмирующих ударов ногами по голенями суставам противника. Отличаясь от черных невольников лишь формальным наличием прав и свобод, матросы, бродяги, нищие и батраки могли являтся носителями вируса рационализма для традиций африканского танца.Иначе говоря, благодря процессу ассимиляции невольниокв и ловцов удачи на острове в некоую массу "местных" жителей, происходил процесс интеграции культур.Результатом такой интеграции во все времена был уникальный синтез, создание нового на базе старого. Веротяно одним из результатов такой интеграции стала Агья.
Примечательно, что в практикуемой и по сей день Агья задействованы лишь...черные. С чем конкретно связан этот факт - сказать сложно.Возможно белые придерживались канонов классического ближнего боя, возможно существование и таинство Агья осознанно табуировалось носителями непосредственно африканской культуры.Сейчас скзаать об этом сложно, во многом из-за отсутсвия достаточно полного описания традиций и нюансов Агья.
P.S. - На указанном выше видео Агья скорее всего позиционируется как забава, возможно состязание, но уже не драка (если она таковой когда-либо являлась вообще)