Оригинал взят у
serafimm в
Необязательные советы авторамПосле очередной порции авторского самотёка решил, пусть и немного сумбурно, сказать писателям (в кавычках и без) вот что.
Я интересовался, как устроена на западе система соприкосновения авторов, особенно начинающих, с большой, так сказать, литературой. Многое мне в этой системе не нравится, но что-то показалось правильным.
Собственно, понравилось (с позиции редактора) вот что: в отличие от наших авторов, у тамошних не принято посылать в литературное издательство (книжное или журнальное) сырой текст. Ну, вернее, бывает-то всякое, но я говорю о проторенном подходе.
Так вот, свои нетленки авторы дают сначала на отшлифовку грамотным людям - редакторам или литературным агентам, которые либо сами занимаются этой шлифовкой, если видят потенциал, либо привлекают редакторов со стороны. И только потом, после работы над текстом, он отправляется дальше по назначению. Да, он и после всего этого может быть не принят в издательстве, но такая первичная редактура хотя бы даст шанс на то, что безграмотное или стилистически корявое произведение не будет выкинуто в корзину после прочтения первых же строк, как случается сплошь и рядом.
Кстати, к вопросу о грамотности... Я не раз уже слышал рассуждения, что, мол, а на что вы нужны, редакторы с корректорами, вот сами и вычищайте наши нетленки, а автор должен только выдавать на гора текст, не более!
Как бы это помягче сказать... Да хрена с два кто-то будет вообще вдаваться в детали нашей-вашей (возможной, кто спорит) нетленки, если редактору бросится в глаза заведомая корявость, рассогласованность времён или дичайшие проблемы с орфографией у автора. С таким текстом имеет смысл возиться либо при обнаружении в нём скрытой гениальности (что почти не случается), либо при наличии возможности долгой и кропотливой работы с ним и автором, - а в издательском конвейере на такую долгую работу нет времени.
Так вот, чтобы не быть отвергнутым уже на первом этапе отбора, лучше, как это делается там, отдать текст на редактуру профессионалу. Это правило обязательно для начинающих и особенно желательно для тех, кто уже печатался в каком-нибудь "Литературном Туркменистане", после чего решил, что он профи, а все издатели должны припасть к его ногам. Таких, извините, бывает мало.
При этом надо чётко понимать, что хочешь на выходе получить, - например, хорошее профессиональное впечатление о себе, шансы на выход в "высшую лигу", с возможностью зарабатывать на своей писанине всерьёз. Потому что чистый литературный труд при нынешних российских гонорарах прокормить не может, а эта самая предварительная и частная редактура текстов обойдётся автору в немалую копеечку - гонорары, особенно первые, эти расходы не покроют (гонорар в литтолстяке, если он вообще есть, тысячи две - две с половиной за лист. В глянце - не больше пяти-шести тысяч). Зато ваши тексты будут принимать сразу и даже просить прислать чего-нибудь свеженькое, а там и выдвигать на серьёзные премии (они сейчас вполне существенные) и делать заманчивые предложения насчёт поработать над биографией какого-нибудь номера из списка Форбс.
В общем, доверьтесь профессионалам, если страстно мечтаете быть засвеченными на литературной поляне - и получите желаемое, а заодно и прольёте бальзам на душу принимающих редакторов в издательствах: читать чистый текст - неописуемое удовольствие.
Насчёт расценок можете поспрашивать и поискать в сети, но всё индивидуально - кто-то демпингово запросит за редактуру тыщи полторы за авторский лист (авторский лист = 40 тыс. знаков с пробелами), а за какой-то текст и за десять тыщ лист лично я бы взялся только с оговорками.
И редактору, конечно, надо доверять в профессиональном смысле - иначе нет никакого смысла затевать всё это.
Хороший редактор ведь может, в зависимости от вашего пожелания:
а) почистить только грамматику и орфографию,
б) поправить сомнительную стилистику,
в) убрать косяки и выправить текст набело,
- и после этого текст "заиграет". Отсюда и такой разброс цен.
Но можете не слушать меня и поступать как вздумается, конечно, - если кому-то показалось всё изложенное слишком менторским.
Написано под впечатлением от утреннего прочтения
лавины графоманских и безграмотных текстов выпускника Литинститута, автора полутора десятков книг и трёх десятков публикаций в Журнальном Зале.