Портобелло. Шотландия. 29 августа 2011 | photo © kilgor_trautt
Про Володю Щербаня я могу рассказывать часами, и причин тому много. Во-первых, последние семь лет мы провели практически на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Собственно, продолжать их перечислять нет нужды, поскольку эта причина все объясняет. Наше знакомство произошло в 2004 году, когда Свободный театр еще не существовал. Мы начали драматургический конкурс "Свободный театр", и Володя пригласил нас на свою подпольную премьеру спектакля "4.48 Психоз". Это время мы и считаем настоящим рождением Белорусского Свободного театра.
Не люблю афоризмы, но выражение "нет пророка в своем отечестве" очень точно подходит к Щербаню. После того, как Свободный театр начал набирать обороты, его уволили из Купаловского театра, а все те спектакли, которые шли в Беларуси, сняли с проката. По-сути, Володя оказался на улице -- без средств к существованию, лишенный минской прописки. В белорусской ситуации, где все театры либо государственные, либо находятся под государственным контролем, это могло означать одно -- запрет на профессию. Но он полностью отдался работе в Свободном театре, поступательно продвигаясь в мировую высшую лигу режиссуры. Сегодня он стал не просто "белорусским театральным режиссером №1", он вошел в "режиссерский клуб", вход в который закрыт для 99% людей в мире, посвятивших себя театральной режиссуре. И это не преувеличение.
Его творческий маршрут, собранный из преодолений и противоречий, можно считать едва ли не эталонным и достойным изучения. Мальчишкой он потерял родителей, оказавшись сначала у родственников, а потом в детском доме. В 9 лет знал, что хочет стать режиссером; прошел традиционный образовательный цикл из школы и академии искусств; поработал в главном национальном театре; изменил все, став режиссером в подпольном театре. Теперь начался новый цикл, когда перед тобой открывается весь спектр возможностей. Его мечты в реализации простираются от цирка до кинематографа, и нет никаких принципиальных препятствий, способных этому помешать.