Победитель (Из цикла "Встречи")

Mar 14, 2012 12:43

В детстве я больше всего не любил три вещи -- школу, молочный суп и сборную Чехословакии по хоккею. А в сборной Чехословакии по хоккею я больше всего не любил ее капитана Ивана Глинку и братьев Штястны. Это первое, за что я попросил прощения у Петера Штястны при встрече.




После моего признания Петер засмеялся и сказал, что хорошо меня понимает. Он оказался именно таким, каким я хотел бы видеть сегодня хоккеистов того времени; времени, когда они были для меня героями, богатырями -- в потрясающей спортивной форме, четкий, последовательный, принципиальный. Когда мы мимоходом разговаривали с его помощницей Вероникой, и я спросил у нее, как ей работается с Петером, она ответила: "Я работаю с ним шесть лет -- он мой герой". Я понял, что это не преувеличение, когда пообщался с теми, кто знает Штястного давно. Все, как один, повторяют: "Честный, принципиальный, прямой". Собственно, такой, каким и был на хоккейной площадке.

Петера можно смело назвать самым успешным словацким хоккеистом. Он первым в истории НХЛ преодолел рубеж в 100 очков за сезон по системе "гол+пас". Один из четырех игроков в истории, набравшим 1000 очков в течение 10 лет. И дальше -- рекорды, рекорды... Он отыграл за "Квебек Нордикс" десять сезонов, став там не просто героем -- иконой. Причем, несколько сезонов первой тройкой "Нордикс" была тройка братьев Штястны -- Петера, Антона и Мариана. Сейчас большой хоккей без Штястны тоже не обходится: в российском ЦСКА играет его старший сын Ян Павол; в "Колорадо Эвеланш" -- младший, Пол.

После завершения карьеры игрока Петер стал генеральным менеджером сборной Словакии по хоккею. Результат его работы и тут впечатляет: золотая и бронзовая медали чемпионата мира в 2002 и 2003 годах. И как только он ушел со своего поста -- скатывание словацкой сборной в низ турнирной таблицы. Сейчас Петер Штястны член Европарламента от Словакии. Не сомневаюсь, что его будут избирать депутатом столько, сколько Петер захочет представлять свою страну в этом политическом органе, поскольку он по своей природе победитель.

В лице Петера Штястного мы нашли того человека, который имеет право говорить о большом хоккее. И когда он безоговорочно поддержал нашу идею о переносе чемпионата мира из Беларуси в любую другую страну, мы поняли, что были правы, придерживаясь столь жесткой позиции. Он рассказал нам о недавнем, прошедшем в Минске, "матче всех звезд мирового хоккея", в котором принял участие Александр Лукашенко. Оказывается, за участие в нем хоккеисты получили шестизначные гонорары. К примеру, Марк Мессье -- 250 тысяч долларов; Уэйн Гретцки -- 500 тысяч. При этом, дважды был оплачен чартерный рейс самолета в Канаду -- чтобы забрать хоккеистов и отвезти их обратно. Сложно себе даже представить сумму, в которую обошелся белорусским налогоплательщикам этот "праздник спорта".

Когда, в пору детства, я смотрел матчи с участием советской сборной и сборной Чехословакии, я не мог понять, как после матча наши хоккеисты могут пожимать руки своим оппонентам. Я был уверен, что никогда не смог бы этого сделать. Но, "никогда не говори никогда". Сегодня мы с Петером Штястным играем в одной команде, и это дарит невероятное наслаждение. И если чемпионат будет все-таки временно перенесен в другую страну, это будет еще одна его победа.

политика, война, спорт, культурная политика, Канада, Беларусь, встречи, фото, портрет, Словакия

Previous post Next post
Up