Впервые я узнал имя Роже Планшона, когда читал о становлении феноменального Национального народного театра в Лионе. Планшон, выросший в семье горничной и мойщика посуды, совершил невероятное, поднявшись с самого низа социальной лестницы в ранг национальной святыни Франции. Причем, все его успехи связаны с одним единственным городом -- с Лионом, и с одним единственным театральным коллективом, который сам и создал в 1952 году. Роже Планшон был инициатором идеи децентрализации искусства - борцом за внедрение театра в регионах, вдалеке от столиц.
Его опора на естественность, принесшая славу Лионскому театру, берет начало в детстве Планшона: "То, что на меня оказало сильное влияние в детстве, так это сельские посиделки. Мне довелось участвовать в последних настоящих сельских вечерах Ардеша. С наступлением вечера мы ходили с одной фермы на другую. Собираясь вместе, крестьяне пели, рассказывают анекдоты и разные смешные истории - главное, чтобы было смешно. А потом, в определенное время, признанные деревенские рассказчики начинали рассказывать истории. Истории странные, почти безумные. Что-то в роде шекспировских «Ромео и Джульетты», но на основе реальных событий, бытовых драм, случившихся в регионе…".
Роже Планшон был не только театральным и кинорежиссером, но и драматургом, и блистательным актером, снимавшимся у Анри Вернея, Бруно Ньюттена, Анджея Вайды, Клона Пиното, Сержа Леруа...
Салоники. Греция. 29 апреля 2007 | photo © kilgor_trautt