Сергей Невский. Интервью журналу КВИР

Oct 09, 2011 19:52

Очень интересное интервью Сергея Невского n_voice о музыке, музыкантах и гомосексуализме. Взрослое, чрезвычайно точное и современное по интонации. Решил опубликовать у себя в блоге полностью, по просьбам многих френдов.Памятник Чайковскому у московской консерватории ― одно из любимых мест для манифестаций гей-активистов. Что вы думаете о вовлечении Петра Ильича в квир-акционизм?

Лет десять назад в европейских магазинах появился смешной компакт-диск под названием «American gay composers». Смешным он был потому, что на нем были записаны все более-менее известные американские композиторы 20-го века: Барбер, Коуэл, Копленд,
Кейдж, Бернстайн. Это лишнее доказательство того, что сортировать композиторов по сексуальной ориентации абсолютно бессмысленное занятие. Что касается Чайковского, то он, как известно, был социофобом, с посторонними людьми общался весьма ограниченно и, думаю, любой активизм, связанный со своим именем воспринял бы с ужасом.

Не случилось ли в массовом сознании того, что гомосексуальность композитора абсорбировала его творчество?

Еще Венедикт Ерофеев заметил, что русских людей гомосексуальность ― реальная или вымышленная ― интересует больше всего на свете: «У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? ― что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм». Поэтому, боюсь, что влиять на массовое сознание мы бессильны.

В одном из интервью вы сказали про Чайковского, что он «был бы нам благодарен, если бы мы не стали увязывать тональность его произведений с обстоятельствами его биографии». Но, возможно, вам удалось прозреть что-нибудь личное, интимное в творчестве других классиков? «Запрещенные» чувства довольно часто находят укрытие в искусстве, особенно в музыке. Так, восторги музыковедов часто происходят из-за открытия какого-нибудь композиторского шифра...

На расстоянии шифры превращаются в орнамент, нам сложно их различать. Первый более-известный композитор был магистр Леонин, жил он в 12-м веке в Париже, основал знаменитую Нотр-Дамскую Школу. Еще он по совместительству был гей. Так принято считать, потому что ему приписывают гомоэротические стихи. Как бы не пытались рассмотреть какую-то гомоэротику в его музыке, эти попытки ни к чему не приведут. Я думаю, со всеми остальными композиторами дело обстоит таким же образом. Единственное, что создает возможность интерпретации ― это текст. Я как-то с некоторым удивлением обнаружил оттенки гомоэротики в одном
раннем цикле Булеза, есть прекрасные атональные песни Митропулоса на стихи Кавафиса, написанные им в 1920-е годы. Пронзительная гомосексуальная лирика есть и у Шуберта, имею в виду две песни на слова Августа фон Платена, «любовь лгала» и «ты меня не любишь», обе невероятно изысканные в гармоническом плане. Но вообще, как мы знаем, музыка, всегда ― сублимация. И, в общем, ей, музыке, все равно, что мы сублимируем. Творчество всегда больше чем автор, тем более, больше чем гендер.

Вы живете между Германией и Россией, Берлином и Москвой. Недавно Рунет содрогался от фотографий с берлинского гей-парада. На очевидную разницу с московским и указывать не стоит. Но вы, наверное, видите какие-то более глубокие различия между геями двух столиц.

Берлинский гей-парад ― это такой карнавал, на который приходят с детьми. Плюс коммерческое мероприятие, на котором стараются
«засветиться» все политические партии и крупные концерны. И в этом смысле он, конечно, анахронизм, только восточноевропейские и иранские делегации его в последнее время несколько оживляют. Но у него есть и положительная сторона. Девизом позапрошлогоднего гей-парадa было «другие― нормальны». Это все, что можно сказать о Берлине. Гей-субкультура уходит в прошлое, растворяясь в обычной. В перспективе это ждет и Россию, и это, наверное, хорошо. Потому что когда люди начинают себя считать чем-то особенным, ― на основе власти ли, денег или сексуальной ориентации, ― это всегда безумно развращает.
Гомосексуализм ― нормален, это не стигма и не принадлежность к избранным. Осталось дождаться, чтобы эту простую вещь поняло большинство российского общества.

Не знаю, как представляли Питера Пирса, когда он приезжал с Бриттеном в Советский Союз. Но думаю, вряд ли Шостакович, у которого они гостили, называл Пирса гражданским мужем английского коллеги. Наверное, просто ― «товарищем Пирсом». Сегодня сэр Элтон Джон и Дэвид Ферниш даже в российских СМИ именуются супругами. Всякий раз возвращаясь в Россию, вы чувствуете, что она меняется? Может быть, сюда скоро можно будет приезжать со своими «пирсами»?

Я бы, наверное, меньше беспокоился о сэре Элтоне или тем более, покойном Бриттене, Царствие ему Небесное. Персонажам светской хроники всегда позволяется большее. И не только им. Я как-то спросил одного из своих профессоров по дрезденской
консерватории, который живет в небольшой деревне под Дрезденом с мужем-мексиканцем (он был первым человеком в Саксонии, который заключил однополый союз), как вообще соседи реагируют. Он сказал: «Ах Сергей, если в Германии вы называетесь профессор или доктор, то вам можно все». Поэтому по настоящему об изменениях в обществе можно будет говорить
когда «со своими пирсами» будут ездить не деятели искусства, а какой-нибудь шахтер из города Соликамска, коих несть числа. В Берлине в марте на всех трамвайных остановках была социальная реклама: фотография молодого рабочего, и надпись «я гей и мой город ― за меня». В России все это воспринимается как гэг, на уровне сериала «Наша Раша», а в общем ради таких вот обычных людей гей-парады и проводятся, для того чтобы люди смогли почувствовать себя людьми.

Если бы вам, как упомянутому Бриттену, заказали оперу, вроде «Смерти в Венеции» или «Питера Граймса», но с условием, что ее будут показывать только в тематических клубах и тематических оперных театрах (представим, что они есть). Вы бы согласились написать такое сочинение ― не для вечности, а для «сегмента рынка»?

А что, есть еще не тематические оперные театры? Я таких не знаю. Если серьезно, то даже когда вы идете в клуб, вы же не слушаете какую-то специальную гей-музыку? Ту же Леди Гагу и слушаете, что и везде. Музыка универсальна, любовь тоже, это один и тот
же набор химических реакций. Поэтому, если мне когда-нибудь придет в голову написать оперу на гомосексуальный сюжет, я, наверное, сделаю это в обычном театре или на экспериментальной площадке.

Давно заметил, что когда политическое и порнографическое искусства сходятся вместе, получается актуальное. Расскажите о своих подвигах этом жанре.

В современном искусстве это всегда работает лучше, чем в музыке. Вспомним группу «Bойна». Музыка все-таки создает определенную дистанцию по отношению к миру, ее актуальность в другом.

Композиторов-романтиков, понятное дело, вдохновляла любовь, а Вагнера ― еще и еврейские кредиты. Но вопрос все же о любви. Ставите ли вы посвящения на партитурах? Ну, вроде «дорогому NN» или «таинственной Z». У вас есть муза?

Давайте не будем о еврейских кредитах. Вагнер вдохновлялся мифом, у него была идея реформировать музыкальный театр, четкое представление о том какой должна быть опера, и для реализации этой идеи он использовал абсолютно всех, с кем он сталкивался. Прежде всего короля Людвига Bторого Баварского, но так же и Листа, например. Бавария в 19-м веке была довольно отсталым, аграрным государством, а Людвиг Второй ― чем-то вроде нового русского, который хотел чтобы все было «красиво, дорого и богато». Для Вагнера он был идеальной жертвой. А посвящения современные композиторы обычно пишут музыкантам.

Образ, который запечатлен на ваших аватарах ― эдакий «медведь» в шапке-ушанке со стаканом водки в руке. Возможно, это «шутка гения», а вы на самом деле страдаете от малейшей царапины. Как себя чувствует «творческий мужик» внутри вас?

В стакане на фотографии, которую Вы имеете ввиду, грейпфрутовый сок, но в это никто не верит. Образ, видимо, получился удачный. Вообще, композитор ― профессия, которая требует очень большой дисциплины и здорового образа жизни. Почти все композиторы, которых я знаю, занимаются спортом, одного моего знакомого композитора как-то остановили за превышение скорости
(60 км/ч) на гоночном велосипеде. То есть, никакой богемности, регулярный и однообразный труд. Единственное, что может себе позволить мой внутренний творческий мужик ― иногда ходить танцевать, что я делаю редко, но с большим удовольствием.

Возможно, некоторые любопытные читатели после прочтения этого интервью найдут и послушают вашу музыку. Вы не хотите их о чем-нибудь предупредить или дать какое-то напутствие?

Нет. Музыка (не только моя, любая) на всех действует по-разному, как верно заметил один мой коллега, она не объединяет людей, а разъединяет. Ее смысл, ― как-то взаимодействовать с нашим опытом и заставлять людей иначе смотреть на мир, она меняет нашу
точку зрения на реальность. Поэтому рекомендации тут невозможны.

Германия, музыка, политика, друзья, Россия, культурная политика, Европа, пресса, размышления, интервью

Previous post Next post
Up