Владимир Некляев
говорит о том, что необходим диалог с властью, и считает, что надо "попробовать вместе выбраться из сегодняшней ситуации". Он считает, что осталось около полугода "до социального взрыва". "Необходимо создавать стабилизационную социальную программу. Здесь есть над чем подумать. Решать, как поступать с гуманитарной помощью. Думаю, она нам понадобится".Озвучивание темы переговоров было одним из пунктов договоренностей подсудимых с властями: вы начинаете говорить о переговорах и вреде санкций, мы даем вам условные сроки. Кто-то на эту модель согласился, кто-то -- нет. У тех и у других есть свои резоны, цена вопроса -- свобода или тюрьма.
Власти продолжают упорно разыгрывать модель "кнута и пряника" -- берем в плен всех, затем ослабляем удавку, торгуемся. Часть оппозиционных политиков эту игру поддерживает, при этом ошибочно полагая, что никто ничего не понимает. Уже во время судебного процесса сторонники "Говори правду" заявили будущие тезисы своей (точнее, уже не своей) постсудебной программы: отказ от санкций, переговоры с властью, экономическая программа, и, в финале должна логично возникнуть тема участия в парламентских выборах, "поскольку власть будет вынуждена в этих условиях провести их честно".
Может, вся эта бредовая идея компромисса, достигнутого во время допросов, и сработала еще полгода назад, но сегодня это все больше похоже на бред. Кто будет проводить переговоры и с кем? Понятно, что от власти это будет глава администрации людоед Макей, который заранее глубоко презирает каждого, кто будет сидеть за столом переговоров напротив. Кто напротив? -- вопрос. Сейчас претендует Владимир Некляев, который "не ожидал, что белорусы окажут мне такую большую поддержку на выборах". Кто еще? Наверное, Милинкевич, Калякин, Возняк, Лебедько, Дмитриев, Федута, Костусев, Романчук... Хотя, Костусева уже, пожалуй, не пустят -- он свой звездный час уже пережил. При этом, за решеткой останутся два десятка политических деятелей, а вне стола переговоров -- те, кто не захочет участвовать в этом шабаше.
Что дальше? А дальше активное прокачивание властями темы "раскола в оппозиции", и, через паузу, уже переговоры с руководством Евросоюза, поскольку "в расколотой оппозиции разговаривать не с кем". Тезис, который европейские чиновники воспримут с особой радостью, поскольку, по их версии, " белоруская проблема" таким образом будет решена.
Ачто народ? А народ вообще ничего не поймет, да и не узнает. Он будет все так же искать товары по магазинам и деньги у валютчиков. В истории один такой пример уже был, когда, на стыке веков, румынский еврочиновник Адриан Северин, на пару с Хансом-Георгом Виком, организовывали "диалог" власти и оппозиции. От оппозиции отобрали десяток политиков и пару десятков представителей НГО, свозили их в румынские горы в одну из бывших резиденций Чаушеску, где обильно покормили. На том маскарад и закончился, а жизнь продолжилась: власти -- получать кредиты, избранные представители оппозиции -- получать гранты. С тех пор Ханс-Георг Вик прозрел, и поливает на каждом шагу нынешнюю белорусскую власть, а Северин давно занят совершенно другими "переговорами".
Может ли также завершиться нынешняя властная игра в переговоры? Не может, поскольку на поле появился еще один игрок -- белорусский народ, алгоритм поведения которого развивается по абсолютно индивидуальной программе. И, похоже, спустя совсем короткий промежуток времени, именно этот субъект будет диктовать правила игры.