Вчера были приглашены на пресс-коктейль по случаю номинирования на Drama Desk Award. Фотосессия на фоне лого; наивные вопросы в телеинтервью, вроде "любите ли вы Нью-Йорк?"; вокруг -- весь модельный ряд пластической хирургии. Впервые не испытываю никаких эмоций по поводу награды. Вроде, и самая значимая в театральном плане, но как-то мимо проходит эмоционально. Американцы недоумевают по-поводу включения "Быть Гарольдом Пинтером" в номинацию "Уникальный театральный опыт". Понимают, что спектакль включен заслуженно, поскольку только за нынешний приезд получил уже более 20 положительных рецензий (за три месяца 3 рецензии только в The New York Times), но поглядывают странно, поскольку в номинации лишь американские коллективы и несколько упоминаний британских театральных проектов.
Проходит все с "оскаровским" размахом -- даже банальный пресс-коктейль превращается в парад тщеславия. Когда сидели в баре, арт-директор Public Theatre Оскар Юстис, прошедший уже все виды церемоний, и получивший в театральной Америке все, что можно получить, сказал: "Это системная ошибка -- они хотят сделать из нас голливудских звезд". Театр в Америке хочет оставаться в зоне интеллектуального продукта, и большинство серьезных театральных продюсеров болезненно реагируют на "красные дорожки", особенно продюсеры офф-Бродвей, которые старательно дистанцируются даже от достаточно люмпенизированного Бродвея.
Если попытаться суммировать впечатления от состава номинантов, то в итоге картинка складывается вроде бы и неплохая:
28 номинаций, представлен весь возрастно-поколенческий спектр, звезды перемежаются с дебютантами... Но, к сожалению, не обнаруживаешь откровений. По-сути, американский театр вторичен по отношению к театральным ситуациям в европейских странах. Много лет отслеживая американскую театральную ситуацию, понял, что основная проблема кроется в отсутствии государственной политики в театральной среде. Если в Германии, Англии или Венгрии существует коридор для эксперимента, который субсидирует государство, рискуя средствами налогоплательщиков, то в Америке театральная среда может рассчитывать лишь на частных спонсоров или инвесторов, которые заинтересованы в успехе, но никак не в творческом эксперименте.
Что бы отметил в номинации нынешнего года.
"Пришествие". Как ни странно, присутствие Белорусского Свободного театра в числе номинантов. Включение спектакля иностранного театрального коллектива, к тому же играющего не на английском языке -- революционный жест для критиков и продюсеров, заседающих в жюри в этом году.
"Атака Мормонов". 11 номинаций мюзикла The Book of Mormon, созданного автором знаменитого мульт-сериала South Park. Мюзикл, подрывающий Бродвей изнутри, ставший культовым спустя несколько показов, ломающий стереотипы не только в подходах к материалу, но и к святая-святых -- бродвейскому формату.
"Неочевидные гении". Наличие в списках номинантов таких звезд, как Аль Пачино, Джеффри Раш или Дэниел Редклифф, не увеличивает ни на грамм их шансы забрать основные призы в номинациях "Лучший актер в драматическом спектакле" и "Лучший актер в мюзикле". Чинопочитанием критики не страдают, и звездное имя в при вручении призов в Америке иногда больше мешает, нежели помогает в этом вопросе.
"Возвращение домой". В нашей номинации есть спектакль Gatz, созданный по роману Френсиса-Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби". Впервые я увидел афишу этого спектакля в австралийском Брисбене, где Gatz игрался вслед за нами на площадке Brisbane Powerhouse. Тогда я еще не знал, что одну из ролей в нем играет наш друг, драматург и актер Аарон Ландсман. Этот спектакль за шесть лет был сыгран в двух десятках стран на всех континентах, но не мог претендовать на Drama Desk Award, поскольку правообладатель дал разрешение играть спектакль где угодно, кроме Нью-Йорка. В прошлом году пятилетнее право вето на Нью-Йорк закончилось, и спектакль с фурором прошел на сцене Public Theatre. Причем, все билеты на двухмесячный сет показов были распроданы в течение первых нескольких дней. Пожалуй, именно этому спектаклю я бы пожелал победы.
Bombey-club. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. США. 2 мая 2011 | photo: © kilgor_trautt / iPhone