Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XVII / Закулисье
Прежде, чем актеры выйдут на поклон, они сыграют спектакль. Но, задолго до того, как этот спектакль начнется, на сцену выйдут люди, которые подготовят площадку, проведут малопонятные для обычного зрителя манипуляции со странными предметами, поговорят друг с другом на малопонятном языке, и займут свое рабочее место там, куда нет доступа посторонним - за кулисами.
Закулисье спектакля Eurepica.Challenge несколько отличается от закулисной части рядового малобюджетного спектакля. У каждого из восьми актеров несколько выходов в 14-и фрагментах представления, перегруженность закулисной части предметами и устройствами, сложная конфигурация входов и выходов...
Но начнем по-порядку. Четыре человека во время спектакля постоянно находятся в зале: Наташа занимается экспонированием субтитров в тех фрагментах, которые идут не на шведском или английском языках; Тема обеспечивает «считывание» сцены с помощью видеокамеры, сигнал которой экспонируется на экран; Лавр работает со звуком; Яро ведет несколько функциональных задач, основной из которых является театральное освещение.
Рабочее место Яро больше напоминает центр управления полетов НАСА. Даже при условии полной оптимизации процесса, под ее началом два пульта и 5 мониторов.
Рабочее место Лавра попроще - здесь один микшер и два монитора. Но этот факт никак не делает его работу более расслабленной - музыкальная и звуковая партитуры спектакля очень сложны.
Гримерные просторные, и в распоряжении коллектива их всегда три: мужская, женская и режиссерско-административная. Структура почти трехчасового представления не позволяет актерам отдыхать в гримерке в течение спектакля, а потому гримуборные остаются как правило пустыми. После переодевания акеры уходят за кулисы, и проводят там все время спектакля.
Это Оскар и Маттео, которые являются «шведским компонентом» нашего технического стаффа. Оскар координирует работу по подготовке звукового оборудования, Маттео - свет и функции stage-менеджера, в его обязанности входит координация работы с местными техниками, работающими в театре, где проходит спектакль.
Когда спектакль выходит на старт, в работе Оскара и Маттео наступает трехчасовой перерыв, который, как правило, заполняется посещением интернет-страниц. Но, как только отзвучат последние аплодисменты, они бросятся раскоммутировать оборудование и паковать его в кейсы.
А это Леша и Никита - именно они руководят процессом за кулисами, «разруливая» ящики, страхуя актеров, помогая оперативно справится с любой технической задачей, возникшей по ходу спектакля. Десяток объектов внимания каждую минуту - работа не для слабонервных.
Первая сцена - румынский отрывок - на глаза Стефани направлена камера, сигнал которой проецируется на экран-задник. Одновременно она работает с микрофоном. Никита смотрит на контрольный монитор, контролируя экспонирование «картинки».
Актеры готовятся к выходу на испанский фрагмент - растяжка и неизменные шутливые комментарии. Закулисная энергия самобалансирующаяся - если идет комичный фрагмент, актеры могут шутить и смеяться; если драматичный - никаких улыбок. Хотя, иногда случаются сбои.
Польский отрывок. Денис ведет сцену, оставаясь для зрителей, на всем ее протяжении, лишь тенью на бумажном экране.
А за кулисами у него свой фан-клуб. Причем, актеры в это время могут покинуть закулисье - сцена длится около 15 минут - но не делают этого, оставаясь «малым зрительным залом» из спектакля в спектакль.
Финал этой сцены - сгорание экрана. Пожалуй, в шведском, «противопожарном» варианте, из-за кулис она смотрится эффектнее.
Во втором акте есть два истерических закулисных момента - проезд актеров на велосипедах в шведском фрагменте, и перемещение ящиков в немецком отрывке. Находиться в этот момент за кулисами с камерой не рекомендуется.
Олегу Сидорчику раз за разом выпадают в спектаклях Свободного театра «физиологические» роли. В немецком фрагменте его монолог сопровождается разрывания куска сырого мяса зубами. А спустя несколько минут он должен будет выйти на сцену для произнесения финального монолога спектакля. Потому - срочное полоскание.
Американский отрывок - за кулисами тихо, все актеры на сцене. Затем македонский монолог Сидорчика, аплодисменты, и все они ворвутся за кулисы... Но это сюжет для совсем другого репортажа.
Володя Щербань любит говорить «чтобы стать режиссером, первое, что должен знать человек - как все устроено за кулисами». И он прав - это основа основ. Если за кулисами все правильно - все правильно и на сцене.photo: © kilgor_trautt