Eurepica / Шведский тур / Хроники / Part XIII / Портрет / Никита Володько
Никита Володько появился на пороге театра на Рождество 2009 года, когда проходил набор в театральную лабораторию Fortinbras при Белорусском Свободном театре. Пожалуй, Никита стал самым наглядным примером того, что при наборе в наше студию не обязательно с выражением читать басни или твердо произносить звук «с». Важно быть другим. И желательно не просто другим, а Другим.
На его голове был стог дредов; выражая мысли, он говорил путано, обильно снабжая речь словами-паразитами. Но Никита, как и пришедшая в тот же набор Вика Биран, отличались от остальных абитуриентов какой-то алогичностью и скрытой атакой, свойственной натурам настырным и творчески одаренным. Никита был принят, невзирая на косноязычие и неспособность, из-за перенесенной операции на глаза, в течение полугода переносить физические нагрузки.
Его косноязычие практически испарилось после нескольких недель занятий, а речь приобрела стройность и логику. Но основная метаморфоза произошла не со способностью формулировать мысли при помощи речевого аппарата - он, с места в карьер, начал писать, и писать мощно. Первые же драматургические тексты заставили всех признать - при активных занятиях и настойчивой практике, страна может получить в свое распоряжение незаурядного драматурга.
Среди студийцев лаборатории Fortinbras редко встречается тяга к режиссуре. Эта театральная ипостась проявляется со временем, да и то далеко не у всех - практически всегда последней, уже после того, как человек поиграет на сцене и напишет несколько вразумительных текстов. Никиту режиссура «прихватила» практически сразу, вплоть до того, что возникло решение поехать учиться режиссуре в Германию. Но идея учебы в Германии испарилась в драйве ежедневной работы в Свободном театре: ежедневные занятия в Forinbras’е, написание пьес, работа над курсовыми постановками...
Его первой курсовой работой, спустя полгода учебы, стала постановка фрагмента пьесы «Очищенные» Сары Кейн в заброшенном сквоте в одной из промзон Минска. Следом - работа над еще одной постановкой... Пока эти работы можно считать просто упражнениями, но, тем не менее, это работы, которые можно обсуждать - работы, в итоге суммирующиеся в опыт.
Летом этого года он стал одним из двух студийцев (вместе с Риммой Ушкевич), которые отправился в очередную экспедицию Свободного театра в Африку. Руанда и Уганда стали новым открытием Никиты, а сам Никита - еще одним приятным открытием театра. После экспедиции ему доверили пост звукорежиссера в спектакле Володи Щербаня New-York’79, а затем и работу помощника режиссера на спектакле Eurepica.Challenge - сначала стажером во время гастролей в Италии, а затем и в основном составе во время шведского тура.
Сложно говорить о том, что дальше будет происходить с человеком, которому сегодня всего лишь 20 лет. Можно только верить и надеяться. Верить в то, что он будет логичен в своих поступках, и надеяться на то, что не растратит на глупости свой незаурядный потенциал.
photo: © kilgor_trautt