В одном из варшавских театров мы проводили кастинг, отбирая актеров для нового проекта. Наша подруга - переводчик и театральный менеджер - посмотрела список, и вдруг удивленно произнесла: «Ого, даже Фараон придет». Сначала мы пропустили эту фразу мимо ушей, полагая, что это какие-то «местные радости». В конце концов, в Варшаве каждый второй актер, приходящий на кастинг в ведущие театры - польская кинозвезда.
Но когда Ежи Зелник вошел в репетиционный зал, мы поняли сразу - Фараон. Тот самый Рамзес XIII, из фильма Ежи Кавалеровича «Фараон», снятого в конце 60-х по роману Болеслава Пруса. Зелник снялся там в возрасте 18 лет, и на всю жизнь за ним закрепился этот образ: как Сухов за Кузнецовым, как Штирлиц за Тихоновым, как Рокки за Сталлоне.
Во время съемок в этом фильме у Зелника разгорелся роман с молодой актрисой Барбарой Брыльской, которая стала его первой женой. Фильм был номинирован на Оскар, вошел в конкурсную программу Каннского фестиваля. После него Зелник поработал практически со всеми выдающимися польскими режиссерами - от Свинарского до Вайды, снялся в семи десятках фильмов и сыграл сотню ведущих ролей в спектаклях.
Сегодня он говорит «я устал от театра»; рассказывает о кризисе в семейной жизни; мечтает о новизне восприятия и хочет попробовать что-то такое в творчестве, чего еще не было в его жизни.
Когда он вышел из репетиционного зала, мы стали между собой в который раз говорить о том, чего нет в нашем обществе. А нет в нем таких вот Ежи Зелников, которые, став национальными звездами, и дожив до преклонных лет, могут пойти на кастинг в поисках новизны; живут, продолжая моделировать свой творческий маршрут, не доверяясь посторонним людям; рефлексируют о том, что происходит в мировом искусстве, и хотят вернуть остроту ощущений, получаемых от сцены.
Варшава. Польша. 23 апреля 2010
photo ©kilgor_trautt