2012 / итоги года

Dec 31, 2012 16:04




Решил в последний день подвести итоги этого непростого года, который стал для меня, пожалуй, самым насыщенным за последнее десятилетие.

Подводить итоги прошлого года я не стал, поскольку состояние было невероятно тяжелым, - я потерял отца, друзья сидели в тюрьмах, мы пытались обжиться в новой стране… Нынешний год можно и проводить, подводя итоги: я много и плодотворно работал, друзья оказались на свободе, Англия тепло приняла нас, и здесь оказалось не меньше близких нам людей, чем в Беларуси.

Драматургическое

Весь год прошел от дедлайна до дедлайна. Вместе с Крисом Торпом и британскими актерами мы подготовили work-in-progress проекта «12 предложений» для театра West Yorkshire Playhouse в Лидс. Презентация получилась несколько громоздкой, поскольку работали всего лишь 5 суток при обилии наработанного материала, и для того, чтобы почистить материал, времени не оставалось совсем. Но, тем не менее, работа руководству театра понравилась, и West Yorkshire Playhouse решил продолжить работу в следующем году над полноценным спектаклем.

В июне мы приняли участие в предолимпийском театральном проекте Globe to Globe на сцене Шекспировского театра «Глобус», где наш «Король Лир» оказался в числе лучших из 37 показанных спектаклей. Я делал драматургическую адаптацию пьесы, хотя сам не стал бы называть эту работу адаптацией, поскольку она превратилась в мучительную резекцию шекспировской трагедии. Она подтолкнула к решению сделать все-таки в будущем полноценную адаптацию какой-то из шекспировских пьес.

Дальше была совместная с Наташей работа по созданию пьесы Czas Kobiet для постановки в Teatre Polskim. Она провела около 40 масштабных интервью, на базе которых и была создана пьеса.

Достаточно сложной была и работа над драматургическим материалом к спектаклю Trash Cuisine. Истории со всех континентов, касающиеся смертной казни, необходимо было соединить в одну цельную ткань спектакля, наделив каждую из них собственной разножанровой манерой изложения.

В ноябре вместе с Лорой Уэйд мы работали над сценарием короткометражного фильма, первый драфт которого был принят без каких бы то ни было оговорок. Это совместный проект газеты The Guardian, лондонского театра Young Vic и Белорусского Свободного театра. Съемки пройдут в январе 2013 года.

Во второй половине декабря я начал работу над проектом, который был задуман почти три года назад. Поначалу не было театра, который бы готов был предоставить для его воплощения достойные условия; затем не было весомого британского со-продюсера; потом долго не могли остановиться на актрисе, на которой и строится весь проект. Наконец все сошлось, и мы приступили к работе с той актрисой, с которой я мечтал поработать. Первый сет - пять дней по восемь часов работы - завершился 21 декабря, и сразу после Нового года я приступлю к работе над первым драфтом пьесы.

Последний дедлайн я одолел вчера, за день до официального закрытия сроков. Это пьеса, которую представлю в мае на Берлинском театральном фестивале. В 2006 году я стал одним из шести победителей драматургического конкурса этого фестиваля, и в 2013 году организаторы собирают 36 победителей разных лет, чтобы они представили по своему новому тексту. Я презентую пьесу, которая до сих пор не была нигде представлена - Return to Forever.

Режиссерское

Режиссуры в этом году было в избытке, и в основном она была связана с зарубежными актерами. Поначалу, работа с шестью британскими актерами над проектом «12 предложений», где все шестеро оказались блестящими профессионалами, и троих из них я бы очень хотел видеть в финальной версии спектакля.

Czas Kobiet стал достаточно сложным испытанием для меня, поскольку погружение в структуру репертуарного «императорского» театра для меня уже мучительна и нелогична. Шесть польских актрис и один актер оказались очень точными в исполнении, но абсолютно некреативными. Это заставило и работать «по-императорски», самому придумывая весь спектакль: с первой секунды до последней. Надо сказать, спектакль получился очень подробным и эмоциональным. Так как по первой театральной профессии я сценограф, другие сценографы являются для меня скорее проблемой, нежели помощниками. На этот раз меня покорила Юстина Лаговска, супруга и бессменный сценограф Яна Кляты, которая, кажется, смогла поселиться в моей голове и подглядывать там все мои пожелания. Надеюсь, с ней еще доведется работать в будущем. Спектакль Czas Kobiet идет в постоянном репертуаре Teatra Polskiego в Варшаве.

Третья режиссерская работа года, спектакль Trash Cuisine, оказалась для меня на сегодняшний день самой важной, как в творческом плане, так и в сфере межличностных театральных отношений. Пожалуй, никогда в жизни мне не доводилось испытывать такого наслаждения от творческого процесса. Международная группа - Беларусь, Великобритания, США, Австралия. Неутомимые пятеро актеров Свободного театра, которых потрясающе дополнили трое иностранцев; фантастический австралийский хореограф Бриджет Фиске, способная работать без устали по 20 часов в сутки; невероятный композитор Аркан Юшин, находящий и воплощающий «с листа» сложнейшие решения; Наташа, заразившая голландских со-продюсеров нашей манерой работать на пределе сил и возможностей... Премьера спектакля прошла на сцене Королевского театра Нидерландов. Он получился, и, надеюсь, его ждет активная прокатная жизнь уже в следующем году.

Публицистика и литература

К концу года вдруг понял, что написал немало материалов, которые достаточно сильно резонировали. Одна из публикаций оказалась для меня особенно важной - в литературном журнале Granta. И дело не в том, что предисловие к нему написал наш друг Том Стоппард, а в том, что там я смог поговорить о личной жизни сквозь призму того, что происходит в Беларуси. Поговорить спокойно и тихо, словно создавая набросок новой книги, к которой хочу плотно приступить в следующем году.

Общественное

Мы периодически взрывали информационное пространство шумными общественными кампаниями с участием мировых звезд кино и театра. Не готов сегодня рассуждать о том, насколько эти кампании помогают изменениям в Беларуси, но могу сказать, что рад тому, что мои друзья оказались на свободе, и тема белорусских политзаключенных не уходит со страниц ведущих мировых СМИ.

Личное

При том, что творчество занимает в моей жизни очень большое пространство, еще большее занимает моя семья и мои друзья. Этот год порадовал тем, что семья пережила наконец очень сложное время, и наступил период, когда можно немного расслабиться, не боясь, что в любую секунду случится что-то непоправимое, что мы можем оказаться на улице без средств к существованию, что с кем-то из друзей может произойти что-то чудовищное… К сожалению, расслабиться можно пока лишь немного, но это уже шаг вперед. Пожалуй, в этой возможности перевести дух "виновен" только один человек -- Наташа. Это она, практически в одиночку, вытаскивает на своих плечах все -- способность театра выжить, способность семьи существовать.

В течение этого года мы жили в четырех домах, и все это были дома наших друзей, которые предоставляли нам возможность жить, иногда неся при этом серьезные финансовые потери. В канун Рождества произошло очередное чудо - наш друг, известный в Британии человек, купил дом для своей маленькой дочери, и отдал его нам в аренду за символическую сумму. Теперь мы обживаемся в новом доме, где проживем несколько ближайших лет.

Одно из главных открытий этого года - осознание того факта, что у нас очень много друзей. И это радует не меньше, чем творческие успехи.

семья, друзья, Англия, драматургия, "Свободный театр", литература, итоги года, кино, Беларусь, театр

Previous post Next post
Up