Nov 16, 2012 13:34
Николай Халезин
Комики военного положения
В жизни доводится общаться с самыми разными людьми - злыми и добрыми, заносчивыми и покладистыми, умными и глупыми. И большинство из них, даже несмотря на пороки, вызывают интерес и желание разобраться в человеческой природе. Единственной категорией собеседников, которые вызывают абсолютное неприятие, являются люди без чувства юмора.
Так случилось в современной истории Беларуси, что именно человек без чувства юмора получил власть демократическим путем, а потом стал удерживать ее силой, превратившись в «последнего диктатора Европы». И вот уже на протяжении почти двух десятков лет мы принимаем за шутки его безграмотные и безаппеляционные высказывания, которых уже могло бы хватить на несколько увесистых томов. Мы пытаемся конвертировать в смеховую культуру его безумный поток мыслей.
«Я знаю телодвижение каждого нашего спортсмена»
«Потеряем учителя - капец, будем ходить пьяные и дурные»
«Я вырос среди животных и растений»
Для нас давно стали нормой его высказывания, хотя в любой цивилизованной стране окружение уже давно пристроило бы своего вождя в психушку, объяснив населению, что клиент «в последнее время много работал, поэтому ему необходим отдых». Ну, а дальше действовали бы по обстоятельствам. Наш же «клиент», вдохновленный звенящей тишиной вокруг и полным отсутствием критического мышления, продолжает радовать нас своими оригинальными мыслишками.
«Мне кажется, что нефть где-то есть. А если есть нефть, не может быть, чтобы где-то не прорвало газ… Мне кажется, что нам надо внимательнее посмотреть на недра. Найдем мы что-то»
«Я зашел - аэробика. Мне показали там, потому что я ни разу аэробики не видел. Я сразу сказал: «Этих бы красавиц - на лыжи!»
«Я видел как плакали женщины, когда мы выводили ядерные ракеты среднего радиуса действия»
Однажды мы решили провести эксперимент, перевели ряд основополагающих цитат нашего «кормчего» на английский, и передали их с оказией в Госдепартамент США. Монография была передана после официальной встречи тогдашнему госсекретарю - Кондолизе Райс. Она долго смеялась, и в итоге спросила: «Вы меня не разыгрываете? Он и вправду это говорил?». Да, говорил, говорит, и будет говорить еще какое-то время. Его слова лишь с виду кажутся безобидными, но суть в том, что каждое слово лидера государства имеет свою цену. Иногда слово приносит стране многомиллиардные инвестиции, иногда со слова начинается война.
«Я не хочу говорить о всяких Баррозу, других козлах, быках и прочих… Козлы - они и есть козлы…»
Как вы полагаете, в какую сумму стала Беларуси приведенная выше цитата? Какого количества кредитов и инвестиций недосчиталась страна, лидер которой называет главу Еврокомиссии козлом? Возможно следующие цитаты как-то объясняют политику Александра Лукашенко.
«Что я там в Европе не видел! Грязно все! Люди трутся друг о друга…»
«Беларусь стояла на краю пропасти, а я помог ей сделать шаг вперед»
Но то Лукашенко - диктатор, самодур, поклонник Гитлера - что с него, болезного, взять. Другое дело - демократическая оппозиция. По логике, если у власти сатрап, лишенный чувства юмора, на смену ему должны придти его антиподы - люди образованные и отличающие шутки от бреда. Читаем интервью Зенона Позняка.
«В то время когда уничтожается язык, уничтожается все белорусское, истребляются книги белорусские, ну, а этому Западу, им хоть плюй в глаза, они этого не слышат, но если про гомосексуалистов скажут, о, это ценность. Это что, ценность? Это же против природы, это же противоречит природе вещей»
К чему данный спич, поначалу я и не понял. Почему уничтожению белорусского языка противопоставляется защита прав сексуальных меньшинств? Почему из всех прав, соблюдением которых озабочена Европа, Позняк выбирает именно это? И продолжает, не прерываясь для того, чтобы выпить стакан воды, и глубоко подышать.
«Мне когда задавали такой вопрос, я сказал: в демократической Беларуси будет принят закон о преступлении против природы человека. Мне не надо тут приводить разные аргументы идиотские.
Есть вещи элементарные, как построена природа, как построен человек, как построено общество»
То есть, даже не «будет предложен проект закона», а «будет принят». То есть, гарантированно. А Зенон Станиславович, стало быть, будет определять, что согласуется с законами природы, а что противится. Знаем уже этот опыт - от любимца Александра Лукашенко Адольфа Гитлера. Для него «против природы» были не только гомосексуалисты, но еще и евреи, и цыгане, и умственно-неполноценные дети... И не боится ли Позняк, что боевая дружина, ответственная за соблюдение этого закона, придет к нему домой, и констатирует: «А у вас ведь, Зенон Станиславович, детей нет - так это, как вы понимаете, против природы»...
Залп Позняка по гомосексуализму возник не случайно - это был ответ на размышления о природе явления Александра Лукашенко. Тот, вдруг озабоченный этой проблемой, поделился с журналистом глубокомысленным церебральным испражнением. Начал с темы лесбийской, которую, как выяснилось, не осуждает: «Это наша, мужиков, вина, что женщина сегодня женщине заменила мужчину. Это наша вина. Поэтому я сожалею. Мы несостоятельными оказались мужиками для некоторых женщин. То, что они у нас должны были найти, они начали искать в женщине. Поэтому я с сожалением воспринимаю это лесбиянство».
Не уверен, что я готов разделить вину «мужиков», по вине которых женщины живут с женщинами, - полагаю, не хватит у меня сил на то, чтобы исправить ситуацию, сложившуюся в лесбийской сфере, и предложить им всем свою «состоятельность». Может быть, это под силу Александру Григорьевичу - тут комментировать не берусь. Но поскольку молва приписывает ему шестерых сыновей и какое-то количество беременностей нераспознанных журналистами девушек, могу поверить, что в ближайшее время он ситуацию с белорусскими лесбиянками поправит.
Что же касается отношения к «мужикам», живущим с «мужиками», тут Лукашенко был менее категоричен, чем Позняк: «Я нигде инициативно не обсуждаю и более того, не осуждаю их. Потому что пока это за гранью моего понимания. Поэтому, если не понимаешь, зачем лезть в эту проблему и в эту тему. Но я говорю прямо, что сейчас я это не воспринимаю. Более того, я если это и воспринимаю, то крайне негативно, я это считают крайне ненормальным. Но еще раз говорю критерий - если это нормально, то почему нет детей?!». Скорее всего, именно этот упрек и заставил Позняка публично дистанцироваться от гомосексуализма.
Это вообще какая-то тема, невероятно болезненная для большинства белорусских мужчин, и уж, тем более, политиков. Казалось бы, у тебя что, проблем других нет? Или тебя кто-то заставляет лечь в постель с особой твоего пола? Откуда вдруг такая болезненность в восприятии темы, по которой весь цивилизованный мир определился, и перешел к решению более важных проблем? Какая-то кавказски-патологическая страсть доказать, что ты настоящий «мужик». Причем, не действиями, а на словах. Полагаю, исток проблемы все в том же отсутствии чувства юмора, и, как следствие, критического отношения к себе. Но ведь, если бы у аудитории отсутствовало чувство юмора, так же, как и у обозначенных политиков, мы бы и фразу действующего главы государства «я работал в деревне и жил с мужиками» воспринимали буквально.
Тот же Позняк на голубом глазу сообщает журналисту в интервью о двух фактах. Первый: движение «Говори правду» потратило перед выборами 4,5 миллиона долларов. Второй: у Позняка свои люди в КГБ, которые дают ему информацию. Даже нам, людям, любящим посмеяться, не смешно.
Да, на сегодняшний день «Говори правду» - это самая ресурсоемкая политическая структура в среде оппозиции. И это очевидно. Но, если уж появилось желание у лидера КХП-БНФ озвучить цифру, ему следовало бы прикинуть штат сотрудников, работающих на протяжении года и их зарплаты; объем выплаченных средств волонтерам за сбор подписей; затраты на изготовление продукции; плюс процент на издержки, если вдруг кто-то что-то упер - вот и получится сумма, которой располагала структура перед выборами. Но 4,5 миллиона не получится, даже если Позняк решит, что Некляев с Дмитриевым поднимают за ужином золотые чарки, украшенные рубинами.
Ну, а про сотрудников КГБ, которые присягнули Позняку - это и вовсе из серии рассказов Лукашенко о том, что он «патриарх мировой политики». Сегодня в спецслужбах практически нет спецов, которые сбрасывали информацию «из-за любви к родине». Все, кто грешит этим, мотивированы либо своими шкурными интересами, либо сбрасывают дезинформацию для обнародования в средствах массовой информации во время борьбы лукашенковских группировок за доступ к телу вождя. И коэффициент полезного действия при этом - максимум процентов десять, поскольку обнародовать что-то можно лишь многократно проверив информацию. И уж в списке тех, кому сотрудники спецслужб хотят сбросить информацию, Зенон Станиславович стоит в очереди предпоследним - за ним только хоровая группа старушек партии КХП-БНФ.
Сегодняшнюю белорусскую власть Лукашенко сформировал «по образу и подобию своему». Там собрались люди, которые стояли в очереди за глупостью, когда Господь раздавал чувство юмора. Недавно руководство доблестного КГБ рассказало нам очаровательную историю о том, как полковник этой спецслужбы пошел на охоту, и вдруг им овладело непреодолимое желание снести себе голову картечью. Он снял с ноги резиновый сапог, затем носок, и вынес себе мозг. При этом, полковник решил не делать этого дома или на рабочем месте, а выбрал лес как место, где сама природа способствует уходу на тот свет. И стоит еще не забыть о том, что полковник по должности имеет табельное оружие, вполне пригодное для сведения счетов с жизнью, не снимая при этом обуви.
Или еще одна история - про шпионов. Как 22-летний слесарь из Новополоцка передавал секретную информацию ЦРУ. Собственно, мы уже знаем историю о том, как КГБ назначил токаря с электриком террористами, и это обернулось трагедией - расстрелом двух молодых парней, вина которых не была доказана в суде. Теперь вот уже не трагедия, а фарс. Слесарь собрал секретную информацию и упрятал ее в тайник, к которому должны были придти и забрать ее сотрудники ЦРУ. Ну, конечно, а кто же еще? Спецагент Смит десантировался в Новополоцке, закопал парашют в лесу, и пришел в парк забрать в дупле дерева микропленку, на которой запечатлена секретная труба нефтеперерабатывающего предприятия «Нафтан». Это кем нужно считать граждан, живущих в стране, чтобы они могли верить в подобный бред? И насколько нужно быть людьми без чувства юмора, чтобы всерьез нас убеждать в правдивости этой истории.
Понимаю, что грех избыточно серьезного отношения к себе - это болезнь всех авторитарных и тоталитарных режимов, где глава государства пытается всех убедить в том, что он и по-большому не ходит, а если и ходит, то розовыми лепестками. Хорошо, пусть власть патологически невесела, но оппозиция на это права не имеет. Она обязана иметь чувство юмора, обязана быть критичной к себе и обязана перманентно образовываться. Иначе она не имеет ни малейшего шанса забрать власть у диктатора.
Однажды, во время переговоров министра иностранных дел Франции Лаваля со Сталиным, тот высказал мнение, что если бы Советский Союз поощрял развитие католицизма, это очень помогло бы в переговорах с Папой Римским при подготовке в войне с Германией. Сталин ответил высокомерной, и, как ему показалось, смешной шуткой: «Папа Римский? А сколько у него дивизий?». Фраза вошла в историю. Спустя полвека она получила свое продолжение. Во время визита Папы Иоанна II в Польшу во время коммунистической диктатуры, на встречу с ним на площадь пришла группа студентов с транспарантом «Мы твои дивизии!». Спецслужбы арестовали студентов, и несколько дней шли допросы с пристрастием. Основным вопросом был «где находятся склады с оружием?». Чувство юмора, самокритичность и образование!
Сейчас доводится наблюдать, как в очередной раз эти три фактора игнорируются полковником Владимиром Бородачем. Верю, то, что он делает, делает искренне. Но нельзя представлять себя командующим армией, не имея в подчинении ни одного солдата, я уж не говорю дивизии. Точнее, представлять самому себе можно, но убеждать нас выкрикиванием громких приказов в пустоту в том, что армия уже на марше, и вот-вот возьмет Дрозды, не стоит. Равно, как и не стоит демонстрировать свою мужественность разговорами о том, что политзаключенные надоели своими жалобами на пытки в тюрьмах. Не стоит, хотя бы потому, что любой политзаключенный, прошедший ад лукашенковских тюрем, имеет право спросить «а вы, полковник, находитесь за границей не потому ли, что этой самой тюрьмы решили избежать?».
Нынешнее состояние Беларуси можно легко охарактеризовать как «военное положение». Необоснованные аресты, исчезновения политических оппонентов, давление, пытки, политически мотивированные увольнения и отчисления из университетов, прослушка, избиения - все компоненты, которые наличествовали и в Польше во время военного положения, и в диктаторской Аргентине, и при «черных полковниках» в Греции. Наша ситуация кардинально изменилась, и в это время от демократической оппозиции требуется не копирование модели власти, а абсолютной адекватности, самокритичности и сохранения умения смеяться, в том числе и над собой. Тогда не будешь выглядеть в глазах других посмешищем.
политика,
война,
цитата,
Беларусь,
политики,
пресса,
размышления,
кризис