Заплутавшие в постмодернизме

Oct 17, 2012 18:53


Фактор Джокера
"У меня с Советской властью чисто эстетические разногласия"
А.Синявский

Пару дней назад прочел в какой-то из новостных лент о том, как политические протесты в Познани заставили отменить запланированный концерт с участием белорусской группы "Рокер-Джокер". Прочитав новость, заодно потребил и комментарии всего спектра: от "так им и надо, луковским подстилкам" до "какие же вы демократы, коли уподобляетесь диктатору, запрещая творчество". Трудно не согласиться и с одними и с другими тезисами, но, на мой взгляд, проблема лежит отнюдь не в политической плоскости, а в плоскости эстетической.

Пресловутый "злой гений" "Рокер-Джокер" -- это всего лишь очередная двухаккордная группка без цвета и запаха -- в мире подобные исчисляются сотнями тысяч. В одночасье ставшие известными благодаря президентским выборам и песенке "Саня останется с нами", исполненной в стиле "эх, еб твою мать", два хихикающих паренька стали едва ли не главными злодеями белорусского музыкального рынка. При этом, злую шутку с ними сыграла отнюдь не политика, а культурная изоляция, в которой находится Беларусь.

"Рокер-Джокер" -- это типичные представители постмодернизма, если оценивать их творчество с позиции искусствоведения. Их творчество едва ли не образцово иллюстративно для постмодерна, в основе которого лежат ирония, цитация и комбинаторное апеллирование к любым стилям и направлениям в искусстве.

Проблему, возникшую после того, как официальные идеологи взяли песню "Саня останется с нами" гимном президентской кампании Лукашенко, "рокер-джокеры" могли решить одним комментарием, заявив "мы пошутили, а эти долбоебы взяли нашу песню себе гимном". Вопрос был бы снят в ту же секунду. Но вместо этого горемыки стали делать хитрые глазки, глупо хихикать и уходить от комментариев, демонстрируя еще один постулат постмодернистов -- уход от прямой декларации. Теперь же они пожинают плоды своих заблуждений. И все лишь потому, что не нашлось человека, который бы сообщил этим весельчакам, что эпоха постмодернизма завершилась приблизительно с десяток лет назад, и сегодня существует скорее в виде казусов, подобных белорусской архитектуре. Развивать сегодня идеи постмодерна -- это значит быть любимцем люмпена и врагом мыслящей аудитории.

Стили и направления в искусстве возникают не по чьему-то желанию -- их формируют изменения в общественном сознании. Мир меняется, и меняются подходы к искусству. Странно, если бы сегодня кто-то из художников с остервенением развивал соц-арт, бичуя и высмеивая сталинизм-ленинизм. Сегодня в искусстве период межсезонья, когда формируется новая философия: общество требует произведения лишь двух сегментов -- основанные либо на документальном материале, либо на сказочном. Но, ни тот, ни другой сегмент не востребуют элементы постмодерна. Так получается, что каждое последующее доминирующее направление в искусстве парадоксальным образом основывается на тезисах предшественника, при этом полностью сменив инструментарий на противоположный.

Сегодня два творческих коллектива в Беларуси движутся, согласно мировому тренду, и, что уникально, формируя его. Это, как бы нескромно не звучало, Белорусский Свободный театр, успешно разрабатывающий постдраматическое направление в театральном искусстве, и потому востребованный в мире; и группа "Ляпис Трубецкой", которая строит свое музыкальное творчество на пафосе и прямой декларативности, что приносит им неизменный успех из-за того, что именно это настроение доминирует сегодня в обществе.

При этом, именно "Ляпис Трубецкой", а не театр, я бы назвал творческой единицей, наиболее точно иллюстрирующей трансформацию в искусстве. Белорусский Свободный театр сразу начал с жесткого формулирования своей творческой концепции, от которой не отступает с первого дня, лишь фрагментарно корректируя ее. Все предыдущие поиски в дебрях постмодернизма руководители Свободного театра проходили индивидуально, "в прошлой творческой жизни". А "Ляпис Трубецкой" проходил процесс трансформации именно как творческая единица -- этап за этапом. Начиная как типично постмодернистский проект, "рассказывая музыкальные анекдоты" со сцены, они планомерно двигались к формированию новой творческой концепции, меняясь и взрослея вместе с обществом, переживая при этом все его пороки и достижения.

Собственно, мораль "казуса рокеров-джокеров" в том, что, в современном мире невозможно заниматься искусством, не огладываясь по сторонам, не разбираясь в том, что происходит с обществом, не понимая закономерностей его развития, и не изучая опыт предшественников и коллег в других странах мира. А иначе, не став "джокером", останешься провинциальным "рокером", проповедующим в XXI веке ценности 80-х годов.

Польша, музыка, война, лишенцы, культурная политика, "Свободный театр", мир, Европа, Беларусь, театр, кризис

Previous post Next post
Up