До премьеры спектакля Czas Kobiet (Время женщин) в Teatre Polskim осталось меньше 8 дней. Позавчера мы перебрались из репетиционной комнаты на сцену. По-сути, это самый неприятный момент в период работы над спектаклем - актеры осознают неминуемость приближения премьеры, и у них появляется истерическая нервозность. В этот период возможно все: от нервных срывов до ухода актеров с проекта. Каждый режиссер борется с этим своими методами: кто-то - задушевными разговорами, пытаясь остаться в поле "доброго следователя"; кто-то - усиливая давление на актеров, пытаясь излечить их "шоковой терапией"; кто-то - полностью игнорирует возникшую в групповой психологии ситуацию. Я использую методику, с которой достаточно неплохо знаком - теорию групповой динамики Карла Роджерса.
Дело в том, что работа режиссера со своими актерами, и с актерами чужих трупп кардинально разнится. Свои все знают и все понимают - им не нужно привыкать к режиссеру, с которым работают много лет. В чужом коллективе работает всегда один и тот же механизм, состоящий из нескольких фаз, из которых избежать не удается ни одной.
1. Первое знакомство и влюбленность актеров в приглашенного режиссера и новый материал.
2. Трансформация отношений из романтических в производственные.
3. Привыкание к режиссеру и материалу - переход событий в разряд обыденных.
4. Предпремьерная истерика: изменение отношения к режиссеру в сторону негатива и сомнение в материале.
5. Премьерное братание с умилением, признаниями и откровениями.
6. Тоска по режиссеру и идеализация репетиционного процесса по мере удаления от премьеры.
Я использовал "роджеровскую" теорию, рассказав актерам, в какой фазе они сейчас находятся, и что будет происходить дальше. Собственно, этот шаг ограничил пункт "4" одним днем - днем перехода из репетиционного зала на сцену, минимизировав потери.
Вчера состоялся
media call, на котором присутствовало 5 телекамер и около десятка фотографов. Почувствовал невероятную легкость, накануне отказавшись давать интервью польской прессе. Пожалуй, впервые осознал, насколько устал от разговоров с журналистами за последние годы. Сидел в зале и блаженно улыбался, видя, как актеры, переходя от одного журналиста к другому, излагали свои версии спектакля.
Пожалуй, следует объяснить, почему я отказался от общения с журналистами. В этом нет протеста и какого-то особого отношения к польской журналистике, которую на самом деле очень люблю. Просто возникший конфликт с администрацией театра из-за расхождения во взглядах на промоушн спектакля, поставили перед выбором: либо честно говорить на эту тему с журналистами, некоторые из которых уже в курсе происходящего, либо соблюсти правила корпоративной этики, не вынося маркетинговый сор из театральной "избы". Выбрал второе, и оказался абсолютно прав, лишив себя ненужной нервотрепки и заодно получив время на отдых от публичной активности. Исключение сделал только для телеканала Белсат, ограничив разговор темой идеи спектакля.
Теперь впереди финальная неделя, в течение которой пройдут три полных прогона, из которых два - при зрителях. 9 июня - на следующий день после открытия Чемпионата Европы по футболу - премьера.
Репетиционный зал
Сцена. Во время media call
Teatr Polski. Варшава. Польша. 30-31 мая 2012 | photo © kilgor_trautt / iPhone