Анджей Северин (из цикла "Человек играющий")

May 14, 2012 13:00



Лион. Франция. 7 февраля 2010   |   photo © kilgor_trautt

С Анджеем Северином мы познакомились при обстоятельствах, которые свойственны чаще всего творческой среде, нежели какой-то другой. Мы преподавали в ведущей французской театральной школе ENSATT, когда раздался телефонный звонок, и приятный мужской баритон, представившись, произнес: "Я хотел бы приехать в Лион, чтобы встретиться и поговорить. У вас есть такая возможность?". Было бы странным, ответь мы, что заняты, и загружены работой с утра до вечера -- не часто раздаются звонки от любимого актера Анджея Вайды, кавалера Ордена почетного легиона, звезды театра "Комеди Франсез"...

Спустя несколько дней Анджей приехал в Лион. Всего на несколько часов, чтобы обсудить предложение о сотрудничестве. Оказалось, он принимает на себя руководство Teatrom Polskim - варшавским театром, находящемся в глубочайшем кризисе не годы, десятилетия. При этом, обладающий единственным театральным зданием, сохранившемся в центре Варшавы с довоенного времени. Анджей решился на этот шаг, поначалу взяв в "Комеди Франсез" годовой отпуск, положенный его штатным актерам раз в десять лет, а затем перейдя в Teatr Polski окончательно и бесповоротно.

Северин построил концепцию обновленного Teatra Polskiego на синтезе театра классического, традиционного -- любимого им и понятного; и театра актуального -- пытающегося отвечать на современные вызовы -- не только польские, но и европейские. Наш первый совместный проект должен был состояться весной 2011 года, став одной из первых премьер первой директорской каденции Анджея. Обстоятельства не позволили -- в то время, когда должны были заниматься спектаклем в Teatre Polskim, мы мотались по свету, не имея ни малейшего представления о том, где сможем остановиться. Анджей позвонил два раза: один раз, сказав, что переживает за нас и спросив, может ли он чем-то помочь; и второй -- "я буду ждать до тех пор, пока у вас не появится возможность поработать с моим театром".

Его порядочность, последовательность, и вера в правильность выбранного маршрута, еще раз уверили меня в том, что подобный подход может иметь целый ряд проблем: ставить выбор под удар общественного мнения, не разделяться членами коллектива, -- но он имеет право на существование и уважительное отношение всех -- от друзей до врагов. Собственно, подобный маршрут и является неотъемлимой частью творческого процесса, неизменными компонентами которого являются риск и право на ошибку. Его мягкость в отношении творческих людей сочетается с жесткостью продюсера, никогда не преступающего черту, за которой -- неразрешимый конфликт. Редкое качество для современного продюсера, представляющего, при этом, старшее поколение театральных деятелей Восточной Европы.

Анджей невероятно обходителен, тактичен и щепетилен в отношении тех, с кем работает. Подчас он эмоционально срывается, демонстрируя свое подлинное отношение к человеку -- теплое, невероятно трепетное, на грани крайнего проявления эмоций. Это нравится тем, в адрес кого разливается вулкан эмоций, и не всегда тем, кто ими обделен. Наверное, это та часть его потрясающего актерского естества, которую не может сдержать, оставив за границей проявления обычного человеческого характера.

Польша, Франция, друзья, "Свободный театр", человек играющий, Беларусь, театр, фото, портрет

Previous post Next post
Up