Лион. Франция. 7 февраля 2010 | photo © kilgor_trautt
С Анджеем Северином мы познакомились при обстоятельствах, которые свойственны чаще всего творческой среде, нежели какой-то другой. Мы преподавали в ведущей французской театральной школе ENSATT, когда раздался телефонный звонок, и приятный мужской баритон, представившись, произнес: "Я хотел бы приехать в Лион, чтобы встретиться и поговорить. У вас есть такая возможность?". Было бы странным, ответь мы, что заняты, и загружены работой с утра до вечера -- не часто раздаются звонки от любимого актера Анджея Вайды, кавалера Ордена почетного легиона, звезды театра "Комеди Франсез"...
Спустя несколько дней Анджей приехал в Лион. Всего на несколько часов, чтобы обсудить предложение о сотрудничестве. Оказалось, он принимает на себя руководство Teatrom Polskim - варшавским театром, находящемся в глубочайшем кризисе не годы, десятилетия. При этом, обладающий единственным театральным зданием, сохранившемся в центре Варшавы с довоенного времени. Анджей решился на этот шаг, поначалу взяв в "Комеди Франсез" годовой отпуск, положенный его штатным актерам раз в десять лет, а затем перейдя в Teatr Polski окончательно и бесповоротно.
Северин построил концепцию обновленного Teatra Polskiego на синтезе театра классического, традиционного -- любимого им и понятного; и театра актуального -- пытающегося отвечать на современные вызовы -- не только польские, но и европейские. Наш первый совместный проект должен был состояться весной 2011 года, став одной из первых премьер первой директорской каденции Анджея. Обстоятельства не позволили -- в то время, когда должны были заниматься спектаклем в Teatre Polskim, мы мотались по свету, не имея ни малейшего представления о том, где сможем остановиться. Анджей позвонил два раза: один раз, сказав, что переживает за нас и спросив, может ли он чем-то помочь; и второй -- "я буду ждать до тех пор, пока у вас не появится возможность поработать с моим театром".
Его порядочность, последовательность, и вера в правильность выбранного маршрута, еще раз уверили меня в том, что подобный подход может иметь целый ряд проблем: ставить выбор под удар общественного мнения, не разделяться членами коллектива, -- но он имеет право на существование и уважительное отношение всех -- от друзей до врагов. Собственно, подобный маршрут и является неотъемлимой частью творческого процесса, неизменными компонентами которого являются риск и право на ошибку. Его мягкость в отношении творческих людей сочетается с жесткостью продюсера, никогда не преступающего черту, за которой -- неразрешимый конфликт. Редкое качество для современного продюсера, представляющего, при этом, старшее поколение театральных деятелей Восточной Европы.
Анджей невероятно обходителен, тактичен и щепетилен в отношении тех, с кем работает. Подчас он эмоционально срывается, демонстрируя свое подлинное отношение к человеку -- теплое, невероятно трепетное, на грани крайнего проявления эмоций. Это нравится тем, в адрес кого разливается вулкан эмоций, и не всегда тем, кто ими обделен. Наверное, это та часть его потрясающего актерского естества, которую не может сдержать, оставив за границей проявления обычного человеческого характера.