Религиозное

Mar 13, 2023 09:50

Жена в России, общается с нашими близкими друзьями. Они люди религиозные, православные. И тут интересный момент. В отношении Украины четкая неприязнь не столько потому, что украинцы косплеят Украинский Рейхкоммисариат или потому что претесняют русских и не потому что они за "повесточку". Основная претензия - гонение на Веру. А это началось задолго ( Read more... )

Украина, размышления, религия

Leave a comment

darkhon May 12 2023, 12:45:26 UTC

Уточняю.

1. Ну не может фильтр порождать! Именно что "обрабатывающий". Иногда выделяющий нужное, иногда - искажающий. Фильтры надо настраивать.

Ну и не только мировосприятие, там мировоззрение ещё.

2. "действительность - т.е. ориентированное, понятное пространство"
Не совсем. Само пространство (в т.ч. и действительность как пространство феноменов) напрямую понятным быть не может, только через модели. И здесь очень важно не путать понимание с иллюзией - вполне могут быть ложные модели. Особенно если они неосозанные. Т.е. понимание действительности именно как "научно обоснованного" служит как раз минимизации глюков восприятия.

Но с учётом разницы наших моделей восприятия - да, достаточно близко. Не реальность, но внешнее, воспринимаемое.

3. "Действительность не может исчерпываться научной моделью, поскольку сама по себе научная модель никак не ориентирует" - она и не должна ориентировать, это к мировоззрению.

Действительность - это материальная (модель) база, на которую мы максимально надёжно можем опереться. Потому что проверяемо максимально из возможного. А уже поверх - личное мировосприятие, мировоззрение и проч. Они, конечно, тоже могут влиять на модель действительности (скажем: "верую в православного бога и сотворение мира"), но это больше к поведению/мотивациям. Если случаи "молиться вместо посещения врача" ещё бывают, то чего-то типа "молиться, чтобы интернет заработал, вместо настройки роутера" я не слышал. Хотя молитву "чтобы коннект был устойчивый" когда-то видел.

Так что "полезным является постулирование принадлежности к некоему совместному пространству, где" или же нет - очень зависит от соот. пространства (культурного). Скажем, религия стратегически очень вредна, но лично кому-то может послужить как эрзац-психотерапия в критическом случае. Или даже на подвиг смотивировать.

Ну и что касается общепринятости - то это тоже не "вообще", а "в некоем культурном пространстве" - тут мы согласны вроде бы. Вот поэтому и научная картина мира как действительность, её база - потому что если некая хрень АНТИнаучна, то явно нафиг.

4. "я стараюсь его подметить непосредственно от момента попадания возбуждения на орган чувств" - я тут не про перцепцию и восприятие объектов среды как процесс, а именно что про модель мира; метафизическую, но в плане гносеологии и психологии.

Впрочем, ладно, не столь важно, не будем раздувать обсуждение.

Переформулирую в иную плоскость: я так понимаю, что вы исходите из важности каждого мировосприятия и отталкиваетесь именно от него, кому бы оно по уровню развития не принадлежало (ОК, в рамках нормы)?

5. "готов выделить такой феномен - "коллекция научных фактов о реальности" в некоторый термин, чтобы у меня был симметричный вам. Например "научный консенсус""

Близко. но нет и принципиально. Консенсус - это "о чём договорились". В данном случае - учёные, причём под ними тут подразумевается "с официальным юридическим статусом". Уже приводил пример "гендерных наук", а у нас не так давно внаглую теологиии присвоили статус науки на уровне РАН, [censored]. Так что тут - через научную методологию и эмпирическое подтверждение теорий, а не "от мнения официально учёных". Я там на видео утром ссыль давал.

Reply

staerum May 12 2023, 19:38:02 UTC

1. > не может фильтр порождать!



Может. Можно, например, всю жизнь на планете земля представить как сложный набор фильтров энергии. Опять - надо углубляться "как определить фильтр", "что такое порождать". Фильтр воды может порождать водоворот - не новую воду, но новый феномен. Кажется это оффтопик.

2. Ок.

4. > вы исходите из важности каждого мировосприятия и отталкиваетесь именно от него, кому бы оно по уровню развития не принадлежало (ОК, в рамках нормы)?

Это вообще интересный ракурс. Каждое мировосприятия максимально важно для субъекта, являющегося носителем этого мировосприятия. При этом оно может быть более или менее продуктивным, менее или более интегрированным. В меньше или в большей степени способным выразить уникальную суть (самость) человека. И полезно мыслить о принадлежащих действительности (тут уже в вашем понимании, хотя и чуть шире чем просто "супер-жесткие факты", скорее более или менее сформированные феномены культуры) методов, которые бы объективно способствовали бы трансформации частных мировосприятий по стрелке большей интегрированности.

3-5. Вот тут ключевое.

> материальная (модель) база, на которую мы максимально надёжно можем опереться. Потому что проверяемо максимально из возможного.

Гуманитарные науки сюда кладём? Медицину? Биологию? Экологию?

Почему материальная, а связи материи? Информационные феномены?

> Консенсус - это "о чём договорились".
Наука это социальная практика, использующая постоянную экспертную кросс-верификацию мнений посредством peer-reviewed публикаций, учёта цитирования работ для понимания их значимости и выдаче грантов экспертными комиссиями. Это буквально пространство формирования консенсуса.

Другой науки нет.

>  через научную методологию и эмпирическое подтверждение теорий, а не "от мнения официально учёных"
Какой процент общего корпуса знаний вы готовы перепроверить таким способом, а на какой процент вынуждены опереться "с достаточной степенью доверия", прикиньте грубо.

Там же континуум, в большинстве серьезных дисциплин по интересным вопросам теории или шаткие или многочисленные. Абсолютно большую часть всего этого мы не знаем и не узнаем глубоко - просто потому, что нет возможности погрузиться и вынуждены будем в лучшем случае ориентироваться на мета-обзоры N-летней давности, а в лучшем на какие-нибудь полу-популярные рекомендации для практиков (которые через пять-десять лет будут переписаны на новых основаниях).

Лучший пример - маски при ковиде. Science! Как к этому всерьез относится?

Ну и самое интересное не то, что уже высечено в камне, а неизвестное. А тут уже важны не факты, а методы.

В общем по действительности надо как-то развести на несколько слоёв.

Личная действительность.

Культурная действительность.

Научная действительность.

--> Ваша действительность, еще более строгая, чем научная, я уже не знаю как её обозначить

> А уже поверх - личное мировосприятие, мировоззрение и проч.

Я бы сказал они на равных основаниях рядом лежат - есть мир более или менее (на самом деле довольно условно) установленных "объективных фактов" воспринимаемых из культуры и есть мир прочувствованных личных восприятий и предпочтений. Оба влияют на друг друга в психическом, довольно крепко.

> религия стратегически очень вредна, но лично кому-то может послужить как эрзац-психотерапия в критическом случае. Или даже на подвиг смотивировать.
Слепая вера в вашем определении безусловно вредна. Религия как комплекс интегрирующих практик выстроенных вокруг качественно сформированного предельного архетипического образа безусловно полезна. Возможно в разных формах подходящей для разных людей. Как я уже говорил - дефицит метафизической дисциплины это серьезная беда современности.

Вы же видите пользу от интеграции себя через свой сатанизм - это не религия, но безусловно шаг в сторону фиксации личной метафизики.

Reply

darkhon May 14 2023, 06:36:42 UTC

1. Не. "представить как сложный набор фильтров энергии" - да, но энергия фильтрами не порождается. Даже если после фильтра воды образуется водоворотик, то это - НЕ функция фильтра, а лишь побочный эффект. Фильтр в максимально обобщённом виде - это сепарация, отделение чего-то из общего потока. Но таки да, это тут случайно, не отвлекаемся.

4. "Каждое мировосприятия максимально важно для субъекта, являющегося носителем этого мировосприятия" - разумеется. Что не имеет никакого значения в контексте. Мало ли что кому важно. Это уже к мировосприятию и мировоззрению, причём у большинства они глючные: "При этом оно может быть более или менее продуктивным, менее или более интегрированным".

Но тут вылезла "интегрированность" - что именно подразумевается: куда и как?

"В меньше или в большей степени способным выразить уникальную суть (самость) человека".

Тут важно понимать, что хоть что-то, что можно назвать самостью хотя бы в зачаточном виде, есть хорошо если у 10% населения. Самость по Юнгу - это вовсе не синоним индивидуальности. Та же хрень с терминами, что и "вера/доверие/уверенность" или "справедливость" - в английском языке просто нет различия между личностью и индивидуальностью.

"полезно мыслить о принадлежащих действительности (...) методов, которые бы ...способствовали бы трансформации частных мировосприятий по стрелке большей интегрированности".

Можно раскрыть тезис?

Reply

staerum May 14 2023, 13:13:41 UTC

4. > "интегрированность" - что именно подразумевается: куда и как?
Интегрированность в смысле целостность. Соответствие картины о себе (модели себя и своих ценностей) реальности себя (своему поведению, действиям). Пример - тот самый случай когда исповедуешь то, что проповедуешь.

> можно назвать самостью хотя бы в зачаточном виде, есть хорошо если у 10% населения
Вопрос так ли это, если так, то почему и как это можно было бы изменить. Даже если принять такую оценку остаются вопросы что является ключевыми элементами формирования этого феномена. Вопрос не лишённый интереса, но оффтопик. Продолжение разговора о том, что я предпочитаю не делить людей на принципиальные отличающиеся сорта.

> Можно раскрыть тезис?
Как помочь людям скорректировать своё представление о себе, привести его к соответствию со своим состояним и выбрать цели для развития. Как организовать контакт с бессознательным и инициировать процесс Великого Делания обнаружения и роста самости. Как сделать эти процессы естественной частью социальной ткани, чтобы любой ребёнок проходил через такого рода интеграцию и ориентирование (не чудом, наткнувшись на обломки поисков других, а как системный процесс, являющейся частью общепринятой действительности).

Reply

darkhon May 14 2023, 18:18:42 UTC

ОК, про интегрированность понятно.

Остальное невозможно без деления людей на разумных и нет. Там, даже если считать. что неразумных тоже можно интегрировать (можно, но "снаружи") - совсем разные методы и результаты. Поскольку вы такого деления не хотите допускать, обсуждение невозможно.

Эту подветку закрываем, по идее.

Reply

darkhon May 14 2023, 06:38:25 UTC

3-5.

Гуманитарные науки очень разные. Есть, скажем, лингвистика - вполне себе наука. А есть, например, литературоведение (вот источниковедение - это наука). Психология - в теории наука на стадии становления (сбор фактов), а на практике сейчас по сути выродилась в психотерапию, причём раздробленную на множество школ, а как наукой заниматься типа негуманно. Причём даже эти психотерапии направлены не на раскрытие самости, а лишь на социализацию. А с недавного времени - вообще на ЛГБТ++.

Биология - наука. Медицина - "инженерная" дисциплина, в тесной связи с наукой, но сама наукой не является. Экология - не определено: это и междисциплинарная отрасль, и вообще политота голимая.

"Почему материальная, а связи материи? Информационные феномены?"

Потому что связи - это уже чётко наша модель и не более того. Материальные объекты действительности существуют "по базе" действительности (в реальности - не факт). Воспринимаем мы их тоже как модели, разумеется, но они будут взаимодействовать с нами, даже если мы не выделяем их как отдельные объекты, на уровне "простейшее живое в природе". Доходить до крайностей древних скептиков, которые утверждали, что-де когда собака тебя кусает и когда не кусает - различать нельзя, не стоит. Современный скептицизм - деятельный.

Что тут подразумевается под "информационными феноменами" - гадать не буду, но всё упирается в "$ что значит существовать$ ".

Б) "Наука это социальная практика... Это буквально пространство формирования консенсуса. Другой науки нет".

НЕТ. Это - НЕ наука, а именно что "социальная практика официальной научной среды" - сейчас, например, на Западе есть "гендерные науки" и попробуй вякнуть против. Я это уже писал, и ссыль на $ видео $ по теме давал.

В) "в большинстве серьезных дисциплин по интересным вопросам теории или шаткие или многочисленные. Абсолютно большую часть всего этого мы не знаем и не узнаем глубоко - просто потому, что нет возможности погрузиться и вынуждены будем в лучшем случае ориентироваться на мета-обзоры N-летней давности"

Разнообразие гипотез в начале изучения темы - это нормально. Если почитать новости астрономии, так там минимум раз в неделю "обнаружен такой-то объект, которого не может быть согласно существующим теориям, учёные морщат лбы". Но эти гипотезы не могут быть АНТИнаучными (типа "бог есть", как в теологии).

И тут явная путаница - речь не о науке, а о возможности лично всё проверить.

Г) "маски при ковиде. Science! Как к этому всерьез относится?"

Медицина - НЕ наука. А что касается масок, так от воздушно-капельной заразы они реально защищают (особенно если надевать на больного), но ковидоистерия - это вообще не наука, а ВОЗ - не про медицину, а про политику. Смотреть надо в суть, а не на форму.

Reply

staerum May 14 2023, 13:29:14 UTC

Т.е. строгая-действительность это набор моделей реальности, соответствующих идеальному представлению об строгой науке (в представлении, что оно в принципе формируемо).

Тут есть значимые уточнения?

Я согласен, что такая штука мыслима. А она есть? В каком смысле она есть - как часть действительности или как "культурный, психический феномен"? И если как часть действительности, то где её искать - я себе такую хочу.

> гипотезы не могут быть АНТИнаучными (типа "бог есть", как в теологии).
А почему, кстати, гипотеза бога антинаучна? Если убрать редукционизм и материализм из фундамента научной методологии (а они к ней не имеют фундаментального отношения, как к способу экспериментального изучения реальности и формирования теорий), то Бог туда в качестве гипотезы ложится вполне нормально и изучать его нужно примерно как сейчас изучаются возможности существования "внеземного разума". Внеземной разум это научная гипотеза или антинаучная?

Можно сказать "есть косвенные рассуждения позволяющие аргументировать наше существование в виртуальной реальности". Ок, как это проверить, как заметить авторство пространства, в котором ты существуешь. Вопрос на самом деле очень интересный и вполне научный методологически.

Не то, чтобы я прямо сейчас видел смысл притаскивать Бога как научную гипотезу, но ничего анти-научного я в ней не нахожу. Надо только, опять же, аккуратно сформулировать что ищем и по каким признакам можем считать найденным.

Reply

darkhon May 14 2023, 18:30:13 UTC

Ну ангидрид вашу перекись марганца!!! Я сколько раз писал, что нет никаких моделей реальности/бытия и что мы НИЧЕГО не можем о ней сказать, кроме как "существует"? Модели - у действительности.

Научная методология - это часть гносеологии, которая часть философии, которая есть наиболее обобщённая модель познания действительности "от общего к частному".

Материализм (вера в первичность материи) вообще не имеет отношения к научной методологии. Редукционизм не надо доводить до маразма, но холизм - маразм с ходу.

Что лично вы понимаете под "Богом" я ещё не знаю, но обычно имеют в виду моно-авраамический вид, который заявляется как Абсолют, причём трансцендентный. Наука не изучает трансцендентное в принципе по понятным причинам, и вводить что-либо эдакое в науку - антинаучно. Также наука не оперирует самопротиворечивыми моделями (невозможно быть одновременно всеведающим и всемогущим и при этом ещё и иметь свободу воли).

Инопланетяне - гипотеза не антинаучная, но не научная до тех пор, пока не будет фактов, подтверждающих наличие таковых. Наука изучает от частного (фактов) к общему. Пока изучать нечего - нет соотв. науки. То же самое - к параллельным мирам и виртуальным реальностям.

Reply

staerum May 14 2023, 18:56:32 UTC

Строгая-действительность это набор моделей реальности, соответствующих идеальному представлению о научной методологии и их идеальному осуществлению.

Скорректировав определение по вашим уточнениям повторяю важные вопросы, добавив новый.
Я согласен, что такая штука мыслима.

Она есть?

В каком смысле она есть - как часть действительности или как "культурный, психический феномен"?

И если как часть действительности, то где её искать - я себе такую хочу.

Идеальное представление о научной методологии - наиболее обобщённая модель познания действительности "от общего к частному" - это статичный феномен или он изменяется во времени?

Reply

darkhon May 14 2023, 19:16:22 UTC

Ну, не идеальному, а текущему, разумеется. И не путать научную методологию и "консенсус формально учёных" (обсуждали).

"В каком смысле она есть - как часть действительности или как "культурный, психический феномен"?"

Уф. Повторяю. Действительность - материальна (модель), изучаем мы именно действительность методом построения её моделей (идеальных, "внутри" психики). Идеальное (модель восприятия) не может быть частью действительности (материальной). ИМХО элементарно и я это всё писал вот прям недавно.

Считать ли модели феноменами? С чего бы? Феномены - конвенционально - это явления, "чувственные факты". Как раз их изучаем, строя модели.

"Идеальное представление о научной методологии - наиболее обобщённая модель познания действительности "от общего к частному" - это статичный феномен или он изменяется во времени?".

Вот не общались бы столь долго и подробно - подумал бы, что вы изощрённо издеваетесь. Вот как тут тупое мудло - по форме аналогично выглядит, честное слово. "Читаю, игнорирую прочитанное".

Я же чётко писал, что от общего к частному познаёт философия! Наука же познаёт от частного (фактов) к общему. Научная методология - да, это философия, и она выводится "от общего к частному". Но её применение в науке - для чего она предназначена - от частного к общему!

Если не согласны - ОК, оспаривайте. Но не приписывайте мне то, что я не утверждаю!

Научная методология, разумеется, со временем меняется. Собсно, началом именно её, а не предтеч, можно считать Копенгагенскую конвенцию, отход от наивного реализма к "мы не познаём реальность, а лишь строим [обсчитываемые] модели действительности" Конец 1920-х.

Reply

staerum May 14 2023, 19:24:48 UTC

Не, кстати, вы зря. Я естественно предположил ваши ответы и сличил их с предположением для верификации гипотезы корректности вашего понимания. И я почти всё понял корректно. Исключая вот этот пункт.

> Идеальное (модель восприятия) не может быть частью действительности (материальной).

Т.е. ответ на вопрос "Она есть?" - "её на самом деле нет"?

Это просто такой удобный инструмент работы с реальностью, лежащей внутри нашей психики - если ответ такой, то я тут полностью согласен и можно идти дальше.

Reply

darkhon May 14 2023, 19:34:04 UTC

Почему это "нет"?! Объекты материальные и идеальные - существуют, но по-разному. Уже писал и давал ссылку на свой давний пост, где это разбирается.

У вас вообще, как я вижу, есть склонность взять термин и попытаться свести его к "безвариантному" пониманию. Типа "что такое смысл ваще?".

"лежащей внутри нашей психики - если ответ такой, то я тут полностью согласен и можно идти дальше"

Именно так (без придрачи к "лежанию", ну как так можно-то...).

(бьётся головой о стенку) "инструмент работы с реальностью" - откуда реальность?! Действительностью. Много раз же писал: реальность есть - и всё, мы с ней НИКАК не оперируем. Просто "базовое существование" (мы же не можем считать, что ничего ваще нет). Бытие - есть (а небытия - нет), и ВСЁ по теме. Действительность - материальна (модель), а о реальности/бытии мы такого сказать не можем, неизвестно. Таким образом мы не впадаем в догматизм/веру в материализм/идеализм.

Reply

staerum May 14 2023, 19:51:12 UTC

> Объекты материальные и идеальные - существуют, но по-разному.
В принципе это меня тоже устраивает.

Вода, водоворот и модель водоворота в уме человека существуют, но тремя разными способами (как вещество, как особая стабильная форма движения вещества, как мышление о стабильных формах движения веществе). Такой вариант как вам?

> откуда реальность?! Действительностью.
Вот тут важное, давайте не путать. Повторю мысль в очередной раз.

Методы настройки линзы восприятия (воспринимал так, подумал, теперь воспринимаю иначе) - это методы работы с действительностю. А методы деятельности, в том числе экспериментальной - поставил щель, пустил электроны, посмотрел результаты - это работа с реальностью.

Понятно, что работа с реальностью через фильтр действительности, но, как мы уже трижды проговорили - феноменологический контакт с реальностью невозможно оспаривать, хотя интерпретируем мы этот контакт только в контексте нашего ограниченного понимания. Мы с реальностью в плотном контакте, просто наша интерпретационная рамка узка, специфична, человеко-центрична и т.д., т.е. реально мы не в курсе полной картины реальности, а смотрим на платоновские "тени на стене", но - ВАЖНО - это реальные тени от реального света на реальной стене реальной пещеры (которые мы принимаем за целый мир и интерпретируем как действительность).

Прям вот "какова она - реальность" мы знать не можем, но наука методичными проверками и математичскими формулами указывает на реальные отношения феноменов, интерпретированные в рамке действительности. Если F = G ∙ (m1 ∙ m2) / R²
это, возможно, не про силы, расстояния и массы, но в условном API матрицы есть эта же пропорция для того, что воспринимается у нас как массы, силы и расстояния.

Если для вас такого контакта научного метода и реальности не происходит - проговорите как вы это мыслите.

Reply

darkhon May 14 2023, 20:32:08 UTC

Так нормально, но нельзя "забывать", про то, что вода существует в действительности, модель водоворота - "в психике", а сам водоворот не существует вне своей модели вообще. То есть восприятие воды - это тоже модель, разумеется. Но при этом, если полный идиот не понимает, что такое вода, он всё равно будет мокрым, если облить. А вот если некто не знает, что такое водоворот - то может смотреть на него, не выделяя из "просто воды".

"А методы деятельности, в том числе экспериментальной - поставил щель, пустил электроны, посмотрел результаты - это работа с реальностью".

БЛЯДЬ!!!!!! Вот кому я только что писал, что про реальность мы НИЧЕГО не можем сказать и НИКАК с ней не взаимодействуем (в смысле не можем этого обоснованно утверждать). БЫТИЕ ЕСТЬ, НЕБЫТИЯ НЕТ, ВСЁ!!! Мы работаем именно что с действительностью (как материальной, так и психической). Нет никакой работы с реальностью, она всегда "за кадром" в плане восприятия, а если мы как-то с ней и что-то делаем, мы не можем этого выяснить!

ЧТО. ТУТ. НЕ. ПОНЯТНО?!

Кстати. Вот сейчас психанул и понял вновь ваш массаракш :-) Вот если бы вы спрашивали, уточняя, "что есть действительность и реальность" в моём понимании, это раздражало бы - объяснил же, разжевал, и если что не понятно, то уже надо спрашивать не "с нуля", а в виде "это вот понято, а это как?". Но вы-то начинаете оперировать действиями, "а что мы с этим делаем" - ЕЩЁ НЕ ПОНИМАЯ, а что есть это "что". Вот это - не просто раздражает, а выбешивает пиздец как. Полный массаракш. Типа "а давайте поговорим о боге, но не будем давать определения объекту обсуждения - о каком именно и с какими свойствами".

"Мы с реальностью в плотном контакте, просто наша интерпретационная рамка узка, специфична, человеко-центрична и т.д., т.е. реально мы не в курсе полной картины реальности, а смотрим на платоновские "тени на стене", но - ВАЖНО - это реальные тени от реального света на реальной стене реальной пещеры (которые мы принимаем за целый мир и интерпретируем как действительность)".

Не. Аналогия очень неудачная - Платон-то исходил из "есть идеальные идеи вещей", и это всё запутывает нафиг.

Всё же просто: бытие есть, небытия нет. Просто потому, что никак не может быть иначе: хоть что-то хоть как-то есть - это бытие. А если ничего нет - то это небытие, и его нет, потому что тогда нет НИЧЕГО (а Гегель - мудло).

И это - ВСЁ, что можно сказать о действительности. Может, там кто специально создал искажающий фильтр, и мы принципиально не можем воспринять из реальности хоть что-то. Может, действительность и реальность полностью совпадают. НЕИЗВЕСТНО. Мы НИКАК не можем строить НИКАКИЕ модели реальности и на практике, следовательно, никак её не учитываем, важно просто понимать её отличие от действительности. Ну просто же всё...

Reply

staerum May 14 2023, 20:42:07 UTC
> бытие есть, небытия нет
Это понятно, это общая база от которой можно двигаться. (Хотя про бытие мы выяснили, что оно в значимо разных формах .) Дальше у нас гносеологические рамки расходятся. Но получающаяся картинка у меня не складывается.

> она всегда "за кадром" в плане восприятия

В плане восприятия всегда за кадром. А в плане мышления?
И ещё - мы делаем что-то с бытием, меняем бытие. Бытие есть реальность. Значит что?

> Может, там кто специально создал искажающий фильтр, и мы принципиально не можем воспринять из реальности хоть что-то.

Может быть. Тогда мы изучаем этот фильтр, а фильтр этот есть в реальности. Это моя же схема про "виртуальную машину нашего мира, которую обманщик-владелец подсовывает нам вместо реальной реальности" - нормально, но мы тогда изучаем свойства этой машины, которые она реально подсовывает нам.

Мы - часть бытия. Всякое бытие - есть реальность. Из этого следуют некоторые выводы, их надо делать.

Если реальность ни в какой форме нам не доступна и даже говорить об этом нет смысла, то тогда какая ценность в строгой-действительности? Была бы надежда на контакт с реальностью - хоть какой, опосредованный, но объективный - было бы ценно. А так получается какая-то методологическая вещь-в-себе. Ну прикольно, да, а толку.

Reply

darkhon May 15 2023, 06:43:36 UTC

Уф.

Ещё раз. печатаю медленно.

Бытие и реальность - полный синоним, это одно и то же, "Всякое бытие - есть реальность". . То-что-есть-на-самом-деле. Мы не знаем, что там есть, и мыслить это не можем. Вопрос разжёван вот тут, ссылку я уже пару раз давал, держите в третий. Но вообще-то не читать ссылки на мои же тексты, когда я их даю как поясняющие - вот с какой целью?

Действительность - то, что мы можем воспринять. Не только прям ща, а вообще.

"Тогда мы изучаем этот фильтр, а фильтр этот есть в реальности" - если фильтр есть в реальности, изучать мы его не можем. Мы можем изучать только действительность.

"мы делаем что-то с бытием, меняем бытие" - у нас нет оснований это утверждать - мы никак не можем это проверить.

"Если реальность ни в какой форме нам не доступна и даже говорить об этом нет смысла, то тогда какая ценность в строгой-действительности?"

Действительность - то, что мы можем изучать. Лучше научной методологии сейчас ничего для этого не придумано. Если познание - это ценность, то и отделение действительности от глюков/фантазий - ценно.

"Была бы надежда на контакт с реальностью - хоть какой, опосредованный, но объективный - было бы ценно. А так получается какая-то методологическая вещь-в-себе. Ну прикольно, да, а толку".

Во-первых - интеллектуальная честность.

Во-вторых - психологическая "поддержка" отсутствия веры. Мы не знаем даже того, является реальность материальной или идеальной - и не вляпываемся в ловушку веры. Соотв., отсутствие веры становится естественным для мышления.

В-третьих - сколько раз повторять - не надо мне приписывать то, что я не говорил и против чего высказывался. НЕТ ничего "объективного", без субъекта нет объекта - и тут мы вроде бы даже согласились. Кроме того, я писал всё время про "не знаем сейчас", не так ли? "...и никогда не узнаем" - это позиция агностицизма, ничем не обоснованная, вера. Скептицизм такого не утверждает - мы не можем обоснованно заявить. что-де никогда и никак не сможем взаимодействовать именно что с реальностью. Просто сейчас мы даже представить не можем, как это возможно, но теория и практика познания - развиваются, и верить в "точно нет" не стоит. Вера - крайне вредная штука, хотя и привычная для чел-овечества.

Reply


Leave a comment

Up