Бодинамика

Jan 23, 2014 01:22


Само название системы -   bоdy(dy)namics (изначально)  ориентирует наше восприятие на темы взаимодействия  тела (body) и  развития  (dynamics).
И, действительно, Бодинамическая модель рассматривает взаимодействие и переплетение множественных факторов физического роста, психологического развития  и социального становления человеческого индивида, увязывая их в единую целостную систему.

Взаимная связь, как основная идея Бодинамической модели

Если посмотреть на нашу жизнь изначально, то можно увидеть, что она зарождается, формируется и рождается во взаимосвязи и взаимодействии (мужчина и женщина, мать и дитя, дитя и ближайшее окружение). Что и остается постоянным контекстным фактором нашей жизни, который в более широком смысле приводит многих к философской идее о единстве жизни.
Этим объясняется и глубинная потребность людей ощущать себя частью целого мира, проявляющаяся очень конкретно в желании быть в контакте, в связи и во взаимодействии с другими людьми.  Именно поэтому терапевтическая работа может сталь сильным, глубоким и эффективным опытом для человека.  Т.к. именно в контакте с другим человеком  клиент, восстанавливая первичную модель полноценного контакта с миром и удовлетворяя тем самым свою глубинную потребность, удваивает свои силы и получает опору для преодоления травматического опыта, опору для самопонимания и восстановления себя.
Сама Лизбет Марчер говорит об этом так: «Я считаю, что взаимосвязь - это основной драйв человека и основная задача его развития. Когда взаимосвязь прерывается, развитие оказывается блокированным. Задача терапии, как я её понимаю, помочь клиенту исцелить прерывания и восстановить развитие». Также Лизбет считает, что взаимная связь - это одна из базовых мотиваций в жизни человека (1).
Подтверждения своим идеям,  Лизбет Марчер находила в работах Боулби (Bowlby) о привязанности, Малер (Mahler) о процессах сепарации/индивидуации, в книгах Конрада Лоренца (Konrad Lorenz) о том,  как устанавливаются связи у животных, а также в работах датского физика Нильса Бора (Niels Bohr) о поведении частиц, двигающихся в противоположных направлениях со скоростью света при делении ядра.
Другой базовой мотивацией человека является сохранение контакта с собственными естественными природными импульсами и своим ядром. В связи с этим в бодинамике говорят о возникновении на основе такого контакта состояния и качества «Достоинство». Бодинамические терапевты считают, что при возникновении сильного или длящегося во времени внутреннего конфликта между потребностью установления  в з а и м н о й   с в я з и   и  сохранением д о с т о и н с т в а  происходит остановка в развитии, фиксация на определенном способе совладания с конфликтной ситуацией (что носит название «травмы развития» и  приводит к образованию характера, как защитного механизма).
Таким  образом, концепция взаимной связи, заключающаяся в том, что движущей силой развития ребенка является его стремление к установлению взаимной связи и большего единства с другими людьми и миром и сохранении при этом контакта с собственными естественными природными импульсами, стала одной из главных идей системы Бодинамического Анализа.

Связь телесного опыта и психологического развития в Бодинамике

Другим важным аспектом Бодинамической модели стала тесная связь между психологическим и моторным развитием ребенка, а также состоянием  определенных мышц.
При рождении у ребенка  большинство мышц активировано непроизвольными рефлексами. В дальнейшем он  постепенно осваивает те или иные моторные навыки.  Также, в  разные периоды своей жизни ребенок последовательно осваивает разные психодинамические темы - безопасности существования; удовлетворения потребностей; исследование мира и автономности; возможности быть в контакте со своими намерениями и силой и одновременно чувствовать себя любимым; романтичности и сексуальности; формирования своего мнения; возможности быть членом группы, осознавая при этом свою уникальность.
Эти темы соответствуют семи основным стадиям развития ребенка, которые охватывают период от внутриутробного развития до двенадцати лет. Основные психодинамические темы и их связь с этапами моторного развития  были тщательно исследованы и описаны в материалах института Бодинамического анализа (2).
 Мышцы же, которые активируются в ходе развития определенной  психодинамической темы,  получают иннервацию еще и от произвольной нервной системы, т.к. начинают подчиняться произвольному контролю. Таким образом, в дальнейшем, они используется не только функционально, но и психологически.
И этот факт является основой  для достаточно подробного и точного анализа мышечной системы тела, по которому можно  сложить представление об истории развития индивида.

Теория мышечной  гипо-отзывчивости и  гипер-отзывчивости в Бодинамическом анализе

Из эмпирического опыта стало известно, что мышцы взрослого человека, иннервированные произвольной ветвью нервной системы (их называют «пробужденными»), в отличие от «мышц младенца», на ощупь имеют дополнительное качество отзывчивости или реактивности (3).
Система Бодинамического анализа развила  свою теорию о гипо- и гипер-отклике мышц.
Нормальная  мышца обладает эластичностью, мышца же с гипореактивностью - вялая, слабая, отказывающаяся от действия, а мышца с гиперреактивным откликом - напряженная, жесткая, сдерживающая энергию и действие.  Гипо-отклик и гипер-отклик - это две основные реакции мышц на стресс, которые соответствуют определенным схемам поведения и психологическим паттернам взаимодействия с миром.
В зависимости от того когда, на каком этапе развития произошла стрессовая ситуация, какова была степень её интенсивности, насколько она была переносима для ребенка, и формируется возможная ответная реакция соответствующих мышц.

Картирование и Карта тела как инструменты бодинамического терапевта.

В результате тестирования отклика мышц, мы получаем возможность создать общее представление, общую картину не только о следах стрессовых факторов, отпечатавшихся в теле человека. Мы можем также увидеть объем имеющихся ресурсов - тех навыков и, буквально, телесных возможностей, на которые он  уже опирался и может рассчитывать и в дальнейшем, в особенности  при встрече со своим травматическим опытом в процессе терапии.

Такая общая картина в Бодинамической модели называется «Картой тела» (4), а процесс её создания - картированием. Карта тела - это своего рода диаграмма человеческого тела, на которой в анатомическом соответствии представлен весь спектр мышечных ответов, изображенный системой разноцветных линий и точек.



Карта тела.
Картинка взята с американского сайта по бодинамики: www.bodynamicusa.com

Благодаря этому материалу терапевт также получает возможность более точно работать с запросом клиента, локально фокусируясь на нужных психологических темах, этапах развития и конкретных моторных навыках и мышечных реакциях. Таким образом, не активизируется дополнительно другой проблемный материал клиента, а ход терапии приобретает эффективную и мудрую траекторию.

Существующие темы и направления работы в Бодинамике

•    Весомая часть исследований была проделана Лизбет Марчер  в области внутриутробного развития, рождения и раннего детства. В результате чего, родилась своя систематизация этапов процесса рождения и, собственно, терапия повторного рождения, как особый род работы с травмами раннего периода.

•    Бодинамический анализ также исследовал подростковый возраст с его особенностями - влиянием активных гормональных изменений в это время, фактом завершения физического формирования тела, а также кардинальной сменой социального статуса (переход в совершеннолетие и социальную вписанность во «взрослые» взаимоотношения). Также Бодинамический анализ исследовал процесс того, как эти особенности подросткового возраста взаимодействуют и накладываются  на сформированные к этому времени структуры характеров более ранних возрастов (5).

•    К одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности, кроме травм развития, Бодинамика относит травмы жизненных кризисов и шоковые травмы (6). Работе с ними также была посвящена значительная часть исследований Института Бодинамики. На данный момент времени  в бодинамическом подходе существует своя теория, в которой сформулированы определения «шоковой травмы», её отличие от «травмы развития» и «жизненного кризиса», введено понятие «пикового переживания» и выработана стройная система работы с ядром шоковой травмы.

•    В рамках Бодинамической модели была разработана коммуникативная «модель BodyKnot» (7). Её основные задачи - улучшение и углубление уровня контакта, возможность разрешения конфликтов при взаимодействии людей на разных системных уровнях - от семейных отношений до международных кризисов, а также - повышение уровня собственной осознанности.

•    Еще одной моделью  Бодинамической системы стала «модель F8» (8), в которой сформулированы восемь функций для группы, коллектива или организации.  Реализуя эти функции, коллектив получает возможности для умения разрешать внутренние конфликты, выполнения своих задач, гармоничного существования и развития.

Елена Калашник

Литература
«Телесная психотерапия. Бодинамика», (пер. с англ.)/ ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова - М.: АСТ МОСКВА, 2010 (ссылка на книгу):
(1)    - Питер Бернхард, «Индивидуация, взаимная связь и телесные ресурсы: интервью с Лизбет Марчер»; стр.14.;
(2)    - Питер Бернхард, Марьянна Бентцен, Джоэль Исаакс, «Пробуждение телесного эго: Часть 2. Психология соматического развития Лизбет Марчер»; стр.112;
(3)    -  Питер Бернхард, «Искусство следовать структуре. Интервью с Лизбет Марчер об источниках системы бодинамики »; стр. 52;
(4)    -   Питер Бернхард, «Искусство следовать структуре. Интервью с Лизбет Марчер об источниках системы бодинамики »; стр. 28;
(5)     - Питер Бернхард, Марьянна Бентцен, Джоэль Исаакс, «Пробуждение телесного эго: Часть 2. Психология соматического развития Лизбет Марчер»; стр.160;
(6)    -  Стин Йоргенен, «Структура характера и шок»; стр. 172;
(7)    -  Эрик Ярлнес, Лизбет Марчер, «Модель BODYKNOT. Инструмент для личностного развития, коммуникации и разрешения конфликтов»; стр.272;
(8)    -  Леннарт Олларс, «Бодинамическая модель F8 (Необходимые функции группы). Краткое изложение статьи «Полет или падение»; стр. 325.

тело

Previous post Next post
Up