Но чаще всего любовь сияет именно своим отсутствием: отсюда отблеск наших добродетелей и непроглядная тьма нашей жизни. Отблеск вторичен, а тьма первична, но все-таки это не всепоглощающая, не тотальная тьма.
А. Конт-Спонвиль
Телевизор я смотрю редко. Неожиданно для самой себя увлеклась сериалом Гай Германики "Краткий курс счастливой жизни". Автор сценария Анна Козлова запомнилась мне тем, что ее первая книга "Плакса" (кстати, очень благосклонно встреченная литературной критикой) была и моей первой в жизни книгой, которую я ритуально, с чувством, выбросила в помойное ведро. Мне захотелось сотворить с этой талантливо написанной прозой что-то грязное, отомстить ей за то, что и она меня окунула в чьи-то непромытые скользкие промежности, хитростью заманила в вонючий сортир. Зато - видите? - искреннее произведение запомнилось.
ККСЖ - сериал со сценарной точки зрения явно искусственно затянутый и очень неровный, как будто какие-то диалоги автор прописывала, а какие-то накидывала "на коленке". Узнаваемые четыре типажа, замечательные актерские работы. Самая яркая и харизматичная героиня Светланы Ходченковой влюблена в босса с женой на сносях - ситуация патовая. Героиня Алисы Хазановой безрезультатно пытается забеременеть от бездельного выпивающего мужа, но получается это сделать от любовника-мента. Третья героиня Ксении Громовой самая из всех формально благополучная жена и мать двоих детей - запоздало открыла для себя радости оргазма и мечется между мужем и любовником-соседом, и наконец героиня Анны Слю - мясистенькая, вся в "жутких розочках" дурища с собачкой Моней, очень хорошая и добрая, по-детски непосредственная и безмозглая. Тридцатилетние (и около) подруги-москвички неустанно ищут любви и счастливой жизни. Все четыре девки мне очень нравятся, но что-то свербит.
Лирическое отступление. В ТЮЗЕ раньше (сейчас не знаю) шел изумительный спектакль по "Грозе" Островского - программному школьному произведению. Сцена отделялась от зрительного зала занавесом, несколько рядов кресел для зрителей размещались на сцене же, актеры находились совсем рядом или перемещались вверх-вниз по выстроенным до потолка вертикальным конструкциям. Текст - классический, разве что Кабаниху играла молодая актриса, лет 38-40 (что похоже на историческую правду). Прекрасная, точная, сценически выверенная постановка, с очень тонко ненавязчиво вплетенным сексуальным мотивом, понятным только взрослым зрителям - Катерина же совсем юная женщина. И что? Судя по реакции и разговорам в фойе, присутствовавшие старшеклассники ВООБЩЕ НЕ ВЪЕХАЛИ в происходящее! Из-за чего так переживать-то?! ! Луч света в темном царстве, говорите?! Да дура она и истеричка.
(Вскоре состоялся такой диалог с сыном:
- Учительница сказала на собрании, что вам задали сочинение по "Грозе". Написал?
- Ну написал.
- Как тема-то звучит?
- "Был ли у Катерины другой путь?"
- Ну и как - был? Дай почитать, чего ты там наваял.
- Мам, ты уверена, что на самом деле этого хочешь?
Это оказался мудрый вопрос. Потому что в сочинении - если коротко - было написано примерно следующее. "Я считаю, что другой путь у Катерины был. Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно. Из текста пьесы ясно следует, что Катерина увлекалась вышиванием. Так вот он - выход! Ей надо было купить ткани, нашить красивых фартуков, продать их через посредника на рынке, и на вырученные деньги разыскать этого своего придурка Бориса. А она утопилась, понимаешь ли..."
Я вернула сочинение, только исправив грамматические ошибки. Без каких-либо комментариев.)
Если снова возвратиться к фильму Гай Германики, то я, сочувствуя героиням, СОВЕРШЕННО НЕ ПОНИМАЮ (как молодежь - классическую пьесу), сути коллизий. Какое такое счастье и какие такие разделенные чувства рассчитывают они найти столь причудливыми тупыми способами (серфинг по клубам, магазинам, постелям и офисным столам, какие-то безумные поступки, непонятно как и кем воспитываемые дети...)? Как справедливо заметил А. К.-С.: Память правдивее мечты, а опыт правдивее воображения. Да и что значит быть влюбленным, как не создавать себе определенное количество иллюзий - о любви, о себе или о том, в кого мы влюблены? Чаще всего все эти три потока иллюзий сливаются, смешиваются и превращаются в реку, которая несет нас… Куда? Туда, куда текут все реки: в океан времени или в пустыню будничной жизни.
Но чтоб ТАК несло? Без русла, без руля, без ветрил... Без паруса. Подобно известной своей плавучестью коричневой субстанции?!