Или недопонимаю. Или... впрочем, судите сами.
Я люблю театр, хотя, к сожалению, бываю в нем не так часто, как мне бы хотелось. Но вот, в эти новогодние праздники я попала в некогда мой любимый Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко на оперу "Майская ночь, или утопленница".
Повесть Гоголя знают все. Равно как и то, что музыку и либрето к этой опере написал Римский-Корсаков. Премьера оперы состоялась в Мариинском театре в 1880 году. Конечно, с того времени много воды утекло. И сейчас наравне с классическими постановками на сцене проводятся различные эксперименты. Но мне всегда казалось, что классика она на то и есть классика, чтобы оставаться вечной и прекрасной в своей статике. Но видимо кто-то придерживается иного мнения. И видимо господам Александру Тителю (режиссер-постановщик) и Владимиру Арефьеву (художник-постановщик) захотелось увековечить свои мена оригинальной трактовкой этой оперы.
Действо начинается с показа черно-белой советской кинохроники первой 30-40-х голов минувшего века, представляющей улыбающиеся лица передовиков производства, процесс сбора кукурузы, уборки хлеба и праздничные шествия граждан украинской ССР в национальных костюмах. После этого уже непосредственно на сцене зритель может увидеть украинских панночек времен Екатерины Великой в резиновых сапогах, кедах, джинсах и мини юбках, а лихих казаков, пусть и с усами, но пиджаках и с фальшиво поблескивающими медалями советских времен. Красота!
Нет, я не спорю, и музыка, и пение (особенно арии главных героев) хороши, нет слов. Но я (не знаю, как остальные) все же не могу абстрагироваться от внешнего вида актеров. Голова, размахивающий кожанным портфелем сороквых годов XX века, и при этом вспоминающий Екатерину II, вызывает мое недоумение. Равно как и скачущие в конце первого акта полуголые мужики разного возраста и телосложения, изображающие из себя парубков украинского села XIX века. Равно как и Свояченица в обтягивающих и весьма современных свитерочке и юбке. Равно как и немаленьких размеров крыса, по-видимому на дистанционном управлении, бегающая во втором акте по хате Головы. Равно как и непонятно как сюда приплетенные фламинго, чьи огромные фигуры появляются на сцене в конце оперы вместе с русалками, казаками, парубками и девчатами в кедах.
Мне кажется, что Николай Андреевич и Николай Васильевич должны были бы перевернуться в гробах от такого. Не знаю. Или я что-то не понимаю, или "искусство у нас по-прежнему в большом долгу".
P.S. Фотографии сцен из оперы можно посмотреть на
официальном сайте театра.