Прежде всего, что такое Мудьюг. Это остров, который находится в одном из крупнейших заливов Белого моря - Двинской губе. Административно считается территорией Архангельской области. Добраться на остров можно только по воде.
Сейчас на острове находится маяк Мудьюгский высотой 40 метров, открытый в 1838 году. Кроме того, на острове расположены радиомаяк, девиационный радиомаяк, радиолокационный маяк-ответчик и звукосигнальная установка, которая находится в 220 м к юго-юго-западу от маяка.
Весь этот комплекс маяков обслуживают люди живущие на острове, поэтому там ещё имеются хозяйственные и жилые постройки.
Сейчас на острове планируют строительство нового глубоководного порта-хаба для крупнотонажных судов водоизмещением до 100 тысяч тонн и осадкой до 17 метров. Это поможет оптимизировать логистику грузов, следующих с Урала и из Сибири, так как сократится железнодорожное плечо доставки и снизит стоимость доставки грузов к порту.
23 августа 1918 года на этом острове основали концентрационный лагерь интервенты.
Иностранная военная интервенция на севере России (известная также как Северная «русская» кампания) была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской революции. Интервенты выступили союзниками белого движения. Северная кампания интервентов началась в 1918 году, в последние месяцы Первой мировой войны, и закончилась с полной эвакуацией войск интервентов в сентябре 1919 года.
Сперва это был лагерь для военнопленных, позднее, спустя год, лагерь стал ссыльно-каторжной тюрьмой. В концлагере содержалось около тысячи человек, и среди них были деятели Советской власти: председатель профсоюза лесопромышленных рабочих и служащих Н. В. Левачёв, комиссар Архангельской дивизии Г. И. Поскакухин, председатель Шенкурского уездисполкома, член Архангельского губисполкома, делегат V Всероссийского съезда Советов Георгий Иванов, председатель Архангельского уездного Совета П. П. Стрелков, председатель Архангельского горисполкома А. А. Гуляев.
Особо жуткое место - барак для заключённых. Там всё сохранилось в том виде, в каком было изначально. Представьте деревянные неотапливаемые бараки с лежаками похожими на гробы, продуваемые всеми северными ветрами. Люди умирали от голода и болезней. Дневная пайка заключённого состояла из: 200г галет, 175г консервов, 42г риса, 10г соли. Всё. А работы, как вы понимаете, каторжные, такой пайки и ребёнку мало будет, не то, что взрослому мужчине работающему в нечеловеческих условиях.
Конечно заключённые падали от голода, но солдаты, избивая, заставляли их подниматься и опять идти работать. Заключённые пытались бежать, но при попытках к бегству их расстреливали. В этих условиях, без бани, смены одежды, без медицинской помощи, с этим скудным пайком, на острове очень быстро распространились тиф, цинга, вши.
В отдельном домике собраны разные таблички после закрытия музея. К сожалению, поток туристов с каждым годом становился всё меньше, содержать музей оказалось невыгодно, и в 2013 году его закрыли. В 2019 году его окончательно сняли с баланса, и теперь здесь бывают только те, кто узнал об «Острове смерти» по сарафанному радио.
Честно скажу, очень жаль, что остров-музей заброшен, всё-таки это наша история, которую и так собирают по крупицам. А сейчас ещё есть потомки тех заключённых, которые там находились.
Комплекс хороший, нужный, и я надеюсь, что у людей ведущих туризм в Архангельской области, дойдут руки до восстановления комплекса и распространении информации о нём. Ведь потому и поток туристов иссяк, что информации о комплексе почти нет, о нём мало кто знает.