Добраться до Нарьян-Мара наземным путём можно только по зимнику. Летом там реки, болота, топи. Поэтому летом только по воздуху. Но даже наличие зимника не гарантирует быстрой переправы с "большой земли" до Нарьян-Мара. Периодически эту дорогу закрывают по погодным условиям, и тогда людям приходится ждать. Сколько ждать, неизвестно... Можно день, можно два, и больше...
Для справки: Зимник - автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Зимники широко распространены в Сибири и районах Крайнего Севера, в болотистых регионах, в районах, где отсутствуют мосты через многочисленные ручьи и реки, и в других т. п. труднодоступных условиях.
Как я уже рассказывала, 8 марта мы провели в посёлке вахтовиков, Харьяге. Наверное это был самый необычный женский день в моей жизни. К вечеру поступило сообщение, что зимник открыт. Хотя погода была совершенно не располагающая к променадам по тундре. Но и сидеть в ожидании чуда было уже невмоготу.
Итак, зимник открыт! Все оперативно собирают шмотки и прыгают по машинам. В этот раз я сажусь в Ford Transit. Высоко сижу, далеко гляжу. Путь предстоит дальний, утомительный и опасный. Правда не столько для пассажиров, как для водителей. Ведь это им вести машины в пургу по перемётам, когда свежую колею от предыдущей машины моментально заметает снегом. Когда одно неверное движения руля и машина может утопнуть в снежной ловушке по самую крышу. Когда надо лавировать в колее так, чтобы не сесть днищем на снег. Тревожно.
Все острые, колющие, режущие предметы прячем. Тяжёлые вещи спускаем на пол. Укрепляемся ремнями. Поехали. Въехали на зимник. Кругом пустота, голая тундра, ветер, не сдерживаемый преградами сметает всё на своём пути. Колея заметается снегом, и не факт, что ты проедешь следом за машиной из своего каравана.
Так мы и ехали, убаюкиваемые коварным ветром. Ночь. Кто-то спал, кто-то пристально вглядывался в дорогу. Наши водители, участники и победители Off-Road, были на высоте. Но даже наши три машины из четырёх застряли в снежной тундре.
По пути мы увидели застрявший автомобиль, и все ребята высыпали на помощь. Общими силами вытолкнули, и сами поехали следом. Наш Транзит шёл первым. И несмотря, что мы только что вытолкали из этой колеи машину, наш авто сел. Хорошо, что там были Камазы, один из них нас вытащил, остальные автомобили быстро-быстро проехали по нашему следу, пока колею не занесло снегом, и путь продолжился.
Следующей попадает в снежный капкан Ford Explorer. Вы знаете чем опасна бескрайняя снежная тундра? Там дороги не видно. Особенно, если метёт метель. Даже вешки иногда не помогают идти по указанному пути. Кстати, по рассказам бывалых путешественников, зимник лучше проезжать ночью. Потому что ночью, в свете фар, хоть какой-то путь виден, а днём это сплошная белая пелена (Я ещё покажу фото, как мы ехали по зимнику днём. Но тогда нам повезло, ярко светило солнце, ветра не было и снег дорогу не заметал).
На заметку таким чайникам как я: если вы встряли на зимнике или у вас случилась беда, вывесьте за окно авто что-либо светоотражающее, например жилет, и тогда проезжающие поймут, что вы не просто остановились в тундре пописать, а вам реально нужна помощь. Взаимовыручка на Севере даже не обсуждается. Зимник, это не по Тверской под ручку с барышней прогуливаться. Это опасность. Порой смертельная. Поэтому, чтобы ни случилось, помощь придёт всегда. Тем более на зимниках всегда есть пункты МЧС.
Нашу экспедицию всю дорогу сопровождали сотрудники МЧС. Вели от региона к региону. Сергей, наш руководитель, постоянно им отзванивался и сообщал где мы находимся.
Наш путь по зимнику был длительностью 5,5 часов. Обратную дорогу, в ясную, солнечную погоду, мы проделали за 3 часа.
А впереди нас ждал Нарьян-Мар, тёплая гостиница, горячий чай, и радость по поводу пройдённого зимника. Заселились мы в гостиницу около двух ночи, но пережитый драйв нас не отпускал, и мы разошлись только под утро. А утром узнали, что после нашего перегона зимник опять закрыли.
Если меня спросят, пущусь ли я во все тяжкие в такое путешествие ещё раз? Уверенно отвечу, да. Потому что для меня подобное преодоление препятствий было не первый раз.
Ненецкий автономный округ
Живой Журнал