ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО И РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ

Feb 13, 2018 22:34




На углу улиц Щекавицкой и Кирилловской (ул. Щекавицкая, 6/8) стоит приземистое сооружение, выкрашенное белой краской. Вычурные лепные украшения - капители на пилястрах, сандрики над окнами и т.п. - свидетельствуют о том, что эти стены возведены в духе украинского барокко XVIII века. Правда, нынешний вид здания лишь отдаленно напоминает его облик в те времена, когда строение было частью значительного сакрального комплекса в Плоской части Киева - Царе-Константиновского храма с Димитриевской церковью.

В этой местности издавна селились люди. Тут не раз делались археологические открытия, встречались остатки каменных храмов домонгольской поры. Но после Батыева нашествия, а особенно после набегов крымских татар в XV веке местность опустела. Как писал историк Николай Петров, "Плоская часть Киева обратилась в пустырь, который киевские воеводы в XVI веке отдавали по частям во владение разным служилым людям, пока наконец в самом начале XVII века не разделена была она между двумя учреждениями: кафедрой киевского католического бискупа и восстановленным православным Кирилловским монастырем". Будущий погост Царе-Константиновского храма отошел во владение бискупа (католического епископа). Однако в годы освободительной войны украинского народа во главе с Богданом Хмельницким почти все католические строения в Киеве были уничтожены. Во второй половине XVII века бывшей Бискупщиной завладели киевские мещане. Именно в этот период здесь был возведен первый известный (с 1682 года) храм в Плоской части в честь Свв. Константина и Елены.



Цареконстантиновская церковь на плане Ушакова, 1695 год. Находилась сразу за Подольскими укреплениями.
В 1726-м эта деревянная церковь, уже обветшавшая, сгорела. Вместо нее в 1734 году при содействии бурмистра Гордея Минцевича возвели новый каменный храм: одноглавое строение, завершенное граненым барабаном и грушевидным куполом в традициях украинского барокко. При храме действовала приходская школа.

С только построенной каменной церковью диссонировала старая деревянная колокольня. В конце 1755 года настоятель храма отец Василий (Дечинский), испросив благословение митрополита, возглавил сбор средств на возведение нового здания. От "доброхотных дателей" денег поступило немало, и уже в 1757-м рядом с церковью, построенной Минцевичем, красовалась новая трехъярусная каменная башня колокольни, увенчанная грушевидным куполом на деревянном каркасе. Первый ярус был несколько заглублен, на второй вели две наружные лестницы, а на третий этаж с колоколами поднимались по ступеням в толще северной и западной стен. По стилистическим признакам колокольню приписывают творчеству Ивана Григоровича-Барского, хотя документально это не подтверждено.



Поначалу при колокольне не было особой церкви. Но спустя несколько лет священник о. Василий (Алексеев) сообщил: "Кроме большой каменной церкви, при каменной колокольне и другая каменная церковь, ради отправления ранней в воскресные и праздничные дни и по четвертинам литургий, во имя новоявленного святителя Димитрия Ростовского, по благословению Его Преосвященства [митрополита Арсения (Могилянского)] устроена и освящена; в оной же с 1760 года священнослужение и совершается". Новый храм назвали в честь святителя Димитрия (Даниила) Ростовского.

Этот выдающийся церковный деятель и просветитель родился в 1651 году в местечке Макарове на Киевщине в семье казацкого сотника. Он учился в Киевской коллегии, потом стал монахом Киево-Кирилловской обители (где был тогда ктитором его отец); позже, в 1684-м, поселился у Киево-Печерской Лавры, де приступил к 20-летнему подвижническому труду над составлением Житий святых ("Четьи-Минеи"). В последние годы жизни был митрополитом Ростовским. Умер в Ростове-Великом в 1709 году, в 1757-м канонизирован как святой.



Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в.
Церковь разместили во втором ярусе колокольни, куда вели, как уже отмечалось, внешние лестницы с открытыми деревянными галереями - "ґанками". В 1769 году внешние галереи были перекрыты и обнесены каменными стенами. Димитриевская церковь имела печное отопление и считалась теплой (для богослужений в зимний период, когда в неотапливаемой главной церкви было слишком холодно).

В августе 1800 года вследствие удара молнии сгорели деревянные конструкции завершения колокольни. Основная часть, впрочем, не пострадала. Вскоре купол был восстановлен в прежних барочных формах. На старых снимках видно, что во фронтонах верхнего яруса были помещены вензеля царя Павла І. Из этого становится ясно, что купол возобновили не позже марта 1801 года, когда этот император стал жертвой дворцового заговора.
Рост населения Киева и развитие Царе-Константиновского прихода вызвали потребность расширения Димитриевского храма. Его перестраивали дважды - в 1830 и 1865 годах. В результате объем реконструированной церкви значительно вырос. Новая пристройка поглотила кирпичные галереи, и строение протянулось вдоль Щекавицкой улицы почти на 32 м. При этом декор стен с изящным оформлением окон, сложными карнизами и спаренными пилястрами был точным повторением барочных украшений XVIII века. Церковь теперь располагалась уже не в пределах колокольной башни, а заняла почти весь верхний ярус пристройки. Над ее алтарем устроили небольшую главку. Помещения нижнего яруса использовались для нужд прихода, в частности, здесь находилась приходская школа.



Обмерный чертеж колокольни, 1841 год.
Тем не менее, число жителей Плоской части росло слишком быстро. И в 1897 году священник прихода о. Николай (Рыбчинский) опять жаловался духовным властям на тесноту в теплой церкви, сообщая, что последняя "хотя и несколько просторнее холодной, слишком низка, почему при малейшем скоплении народа в ней становится невыносимо жарко и бывает трудно дышать". На сей раз прихожане решили реконструировать и утеплить основную, холодную церковь Свв. Константина и Елены. Соответствующие работы были проведены в 1897-1899 годах архитектором Николаем Казанским.



Царе-Константиновый комплекс, 1902 год.
Со своеобразным предложением обратились к приходскому причту в октябре 1906 года киевский купец Стефан Пташевский и его жена Мария Пташевская. Их единственный сын-гимназист по имени Василий безвременно умер, и они выразили желание устроить под колокольней при Димитриевской церкви встроенную часовню во имя Св. Василия Великого, в которой регулярно поминали бы их сына, а сама часовня могла способствовать сбору пожертвований на благотворительные нужды: "Часовня эта будет находиться на бойкой дороге, по которой днем и ночью движутся тысячи людей из города и подгородних сел на близлежащий Житний базар. Многие из них охотно заходят в открытую церковь и, след[овательно], так же охотно будут заходить и в часовню, ставить здесь свечи и бросать копейки в кружку. Таким образом, могут собираться здесь значительные денежные средства". Причт ответил согласием, и военный инженер Павел Лебедев составил соответствующий проект. Уже в мае 1907 года все было готово. Внутри часовни установили иконостас и чашу для водосвятия.



Царе-Константиновый комплекс, 1910 год.
Но сама Димитриевская церковь в это время испытывала значительные трудности: здание дало большую трещину и требовало значительного ремонта. Служба в храме были приостановлена и до революции уже не возобновлялась.
В советское время Царе-Константиновский приход некоторое время действовал, однако в 1930-х церковь Свв. Константина и Елены была снесена, примерно на ее месте в 1936 году соорудили по типовому проекту здание школы № 37 (ныне № 17) на 880 учеников. Это была акция в духе времени - "источник просвещения" на месте "гнезда мракобесия"... Димитриевской же церкви, можно сказать, повезло. Ограничились только сносом верхнего яруса и купола колокольни. Основной объем храма уцелел. Его поначалу использовали под общежитие, потом под склад. В 1948 году храм даже вернули в число действующих, соорудив над угловой частью подобие главки со звонницей. Однако в 1964-м, на новом витке атеистической пропаганды, его закрыли, а помещение приспособили под спортзал для школы. К слову, в это время в искусствоведении распространилось утверждение, что церковный объем представлял собой якобы трапезную. Как мы видели из предшествующего рассказа, это утверждение ни на чем не основано. Внешний облик строения не пострадал, так что в наше время появились все предпосылки к тому, чтобы воссоздать его верхний ярус с колокольней. В 2005 году здание вернули верующим (общине УПЦ МП). Храм сохранил историческое посвящение Св. Димитрию Ростовскому, но в то же время он посвящен и Свв. Константину и Елене, в честь которых здесь образован приходской храмовый комплекс. Возможно, придет день, когда один из выдающихся памятников церковной старины Подола вернет свой прежний облик.




Источники:
1. М. Кальницкий. Храмы Св. Димитрия и Свв. Константина и Елены в Киеве.
2. Интернет-ресурс Монастыри и храмы Киева.

Димитриевская церковь, церковь Константина и Елены, Подол

Previous post Next post
Up