В БУТЫШЕВОМ ПЕРЕУЛКЕ, 11 РАСПОЛОЖЕНА ПЕЧЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 75 - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КИЕВА.
В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города - все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.
Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения Российской империи был очень мал: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель был еще более удручающ, если учесть, что только 4% жителей страны проживало в городе. При этом сам критерий грамотности был крайне низок: в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком).
В связи с этим в 1802 году создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 году были опубликованы результаты работы Министерства: "Устав университетов Российской империи" и "Устав учебных заведений, подведомственным университетам".
В основу системы были положены три принципа:
- бесплатность,
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
1) приходские училища - 1 год обучения;
2) уездные училища - 2 года:
3) гимназии в губерниях - 4 года;
4) университеты - 5-7 лет.
При этом в гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки. Кроме того, учебные заведения второго-четвертого разрядов Волынской, Киевской и Подольской губерний были отнесены к Вильненскому учебному округу, и преподавание в них велось, в основном, на польском языке.
Приходские училища создавались при церковных приходах и находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. В них изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение.
В 1809 году такое училище было открыто на Печерске на улице Шпетерской (будущий Бутышев переулок) в одноэтажном деревянном доме. Первым директором стал Погоненко Х. О.
В 1850 году училище переформатировали в одноклассное начальное народное с трехлетним сроком обучения. С 1894-го - двуклассное, со сроком обучения пять лет. В двуклассной школе, кроме письма, чтения, арифметики и Закона Божьего, изучалась еще и история.
В конце XIX века здание училища несколько раз ремонтировалось с участием архитектора Александра Степановича Кривошеева. В 1901-м Городская дума приняла решение о строительстве нового кирпичного дома. Его будущий абрис был определен проектным заданием, составленным по тогдашним требованиям школьной гигиены с учетом параметров классных комнат, условий освещения, проветривания и отопления. Дом планировался двухэтажным, рассчитанным на возможную надстройку третьего этажа, с коридорной системой внутренней планировки, где классы были ориентированы в сторону улицы, коридоры - во двор. Каждый этаж должен был состоять из трех больших классных комнат (площадью около 70 кв. м, высотой 4,0 - 4,5 м), помещения для ручного труда и рукоделия, рекреационного коридора, рассчитанного на 150 учащихся, раздевалки, прихожей, учительской, библиотеки, комнаты для врачебного осмотра, а также швейцарской с отдельным входом (нижний этаж) и изолированного помещения для заведующего (верхний этаж). Первый этаж отводился для мужского училища, второй - для женского. Проект и смету, составленные Александром Кривошеевым, строительная комиссия думы рассмотрела в октябре 1901 года. В декабре были объявлены торги на выполнение работ, в которых приняли участие 11 подрядчиков. Победил инженер А. Уманцев. 13 сентября 1902 года он отчитался о завершении строительства.
Здание представляет собой удачный образец школьного строительства начала XX века.
В 1915-1917 годах здесь размещалась Третья Киевская (Бутышевская) школа прапорщиков. Создана в марте 1915-го для пополнения воинских частей офицерскими кадрами - в основном из числа студентов и гимназистов Киева. Преподавателями были кадровые офицеры Киевской крепости, которые из-за тяжелых ранений не могли вернуться на фронт. По приблизительным подсчетам, в годы войны школа выпустила более 2 тыс. офицеров. В отчете за январь 1917-го главный инспектор военных учебных заведений российской армии отметил, что Третья школа лучшая не только среди киевских, но и подобных школ прапорщиков Москвы и Петрограда.
Во время октябрьского восстания 1917 года в Киеве Третья школа прапорщиков заняла жесткую позицию в отношении большевиков. В последний день восстания, 31 октября, юнкера школы выступили против красногвардейцев "Арсенала", пробольшевистских 3-го авиапарка и понтонного батальона, завладели улицам Московской и частично Никольской. На следующий день командование школы совместно с юнкерами других училищ готовило штурм "Арсенала" и наступление на Мариинский дворец, где заседал Совет рабочих и солдатских депутатов, но этим планам не суждено было сбыться. Украинская Центральная Рада взяла под свой контроль весь Киев и позволила юнкерам выехать на Дон, где формировалась Добровольческая армия генерала Л. Корнилова. В декабре 400 офицеров и юнкеров Третьей Киевской школы во главе с полковником М. Мастики, и подполковниками Б. Макаревичем и Дедюро отправились в Таганрог. Перед отъездом они пришли к Педагогическому музею, перед которым состоялся прощальный митинг с членами УЦР. На Дону воины несли службу по охране железных дорог. Им приходилось не только разоружать дезертиров, но и вести кровавые бои с большевистскими войсками. В феврале 1918 года школа в составе Добровольческой армии отправилась в Первый Кубанский "Ледяной" поход. В походе Третья Киевская школа прапорщиков была расформирована: одна треть пошла на укомплектование 1-го Офицерского полка, две другие - юнкерского батальона.
После отъезда школы прапорщиков дом передали Министерству образования УНР. В 1922 году здесь был открыт интернат для детей учителей. В 1924-1926 годах помещения занимала школа для переростков, в 1928-1930-х - ликбез, в 1932-33-х - пункт приема голодающих детей, наконец, с 1934-го - средняя школа № 75. Во время нацистской оккупации Киева дом использовался как казарма, после освобождения города в 1943-м - как госпиталь. В 1945-м работа средней школы № 75 возобновилась.
В 1957-58 годах на здании был надстроен третий этаж. Старая двухэтажная часть отделена от надстройки карнизом и фризом, декорированными лентами поребрика. В результате внутренней перепланировки первоначальный рекреационный коридор остался только в центральной части второго этажа.
В 2009 году, после празднования двухсотлетия, школе присвоен статус гимназии, и она теперь называется Печерская гимназия № 75 I-III уровня аккредитации.
![](http://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/309577/309577_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/309803/309803_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/310205/310205_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/310469/310469_original.jpg)
Источники:
1. Интернет-ресурс
"Звід пам'яток історії та культури"2. Интернет-статья
"Система образования в XIX веке"3. Интернет-ресурс
"История Российской империи"4. Середницька Г.В. Історія України. 9 клас: Опорні конспекти. - К.: Книги України - 2012. - 336 с.
Читайте также:
Первая Печерская или Пятая Киевская Школа на ул. Сечевых Стрельцов, 27