БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В КИЕВЕ

Oct 30, 2016 14:56

Все знают о большом культурном и просветительском влиянии, которое оказал Киев в XVII - XVIII веках на Российскую империю. Выпускники Академии - Данило Савич Туптало (Дмитрий Ростовский), Симеон Иванович Яворский (митрополит Стефан), Феофан Прокопович, Александр Андреевич Безбородко, этот список можно продолжать и продолжать, - занимали высшие должности в государственной и церковной иерархиях России. Но мало кому известно, что и в начале XIX столетия, когда, казалось бы, первенство в образовании прочно утвердилось за Петербургом и Москвой, наш Город не пас задних. Речь идет о Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения.


Справка Википедии:
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) - форма учебной работы, сущность которой состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга англиканский священник доктор Эндрю Белл и квакер Джозеф Ланкастер.
Сущность метода: сперва учитель занимается со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, начинают обучать им, под руководством учителя, более младших. Эти старшие и более успевающие учащиеся называются мониторами (у Ланкастера) или помощниками (у Белла).
Преимущества системы: объяснение материала младшим школьникам дается на доступном им уровне, так как нивелируется разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулирует мониторов к самообразованию.
Недостатки системы: отсутствие у учащихся необходимых педагогических знаний и умений.


Англиканский священник Эндрю Белл в 1789 году возглавил приют для мальчиков-сирот, детей погибших солдат, в Мадрасе (Индия, тогда - Британская колония). Увидев однажды, как малабарцы обучали детей грамоте, заставляя их чертить буквы пальцами на песке, Белл нашел этот способ во многих отношениях удобным и ввел его в своем училище. Однако, при его применении, Белл не встретил сочувствия в своем помощнике и вынужден был перепоручить преподавание в младшем классе одному из лучших учеников. Этот опыт оказался удачным, и постепенно новая система была введена во всех классах. К 1795 году учение в Мадрасском училище производилось исключительно учениками, учителям же был предоставлен лишь надзор за ними и хозяйственная часть. Таким образом, были введены существенные черты системы взаимного обучения.
После возвращения в Англию в 1797 году Белл опубликовал книгу "Эксперимент в образовании…", но идеи, изложенные в ней, не получили широкого распространения до тех пор, пока не были адаптированы квакером Джозефом Ланкастером и знаменитым предпринимателем-социалистом Робертом Оуэном в открытых ими собственных школах.


Огромным достоинством этих школ была их массовость. Образование затрагивало те бедные слои общества, которые раньше были лишены возможности учиться систематически. Потому-то Белл-Ланкастерский метод интенсивно применялся в ряде стран, переживающих разные стадии экономического подъема или промышленного переворота: Англии, Франции, Бельгии, США, Канаде, Австралии. Актуальным он стал и для России. За дело взялись сразу два министерства: народного просвещения и внутренних дел. В 1816-м Министерство народного просвещения отправило по инициативе попечителя Петербургского учебного округа Сергея Семеновича Уварова четырех студентов в Лондон. Они вернулись в Петербург в 1819 году, и с этого времени начинается систематическое распространение системы взаимного обучения в училищах министерства и в других школах России.


Александр Морозов. Сельская бесплатная школа. 1865 г.
Но еще за пять лет до официального внедрения метода, Белл-Ланкастерские школы для обучения солдат стали открываться по инициативе русских офицеров в полках регулярной армии. Вероятно, первая из них была устроена на севере Франции в городе Мобеже, где в 1815-1818 гг. находилась штаб-квартира генерал-лейтенанта графа Михаила Семеновича Воронцова - командующего русским оккупационным корпусом во Франции. Школой руководили генерал-майор Михаил Федорович Орлов и дипломат Сергей Иванович Тургенев. В феврале 1816-ого Тургенев при помощи француза Анри перевел с французского и исправил ланкастерские таблицы для обучения солдат. В Мобеже было издано руководство для солдатских школ. Успех этого опыта получил широкую огласку в России.


Петр Соколов. Портрет С.И. Тургенева. 1810-ые г.г.
По уверениям газеты "Русский инвалид", № 85 за 1819 год, на территории России первая белл-ланкастерская школа появилась в 1816 году в Киеве при содействии героя Отечественной войны генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского. Размещалось учебное заведение в Печерской крепости и имело 40 учеников.

Дальнейшее развитие школа получила благодаря Михаилу Федоровичу Орлову, назначенному в 1817 году в Киев начальником штаба 4-го пехотного корпуса. К 1819-ому он довел число учащихся до 800 человек, причем обучение велось как для детей, так и для взрослых солдат.
Предоставим слово "Русскому инвалиду" (№ 85, 1819 г.): "…стараниями генералов Раевского и Орлова это заведение приведено в такую степень совершенства, что видеть его и не восхищаться были бы две несовместные идеи". Через год количество учеников достигло 1800 человек. Стоит также отметить и большую заслугу в развитии школы штабс-капитана Прасолова, непосредственно заведующего учебным учреждением. Киевская школа стала образцом для учреждения других подобных учебных заведений.
Михаил Орлов заботился также и о популяризации самого Белл-Ланкастерского метода, собирал пожертвования для "Общества распространения училищ…" и израсходовал на это дело значительную часть своего состояния.
Сохранился восторженный отзыв писателя Ивана Романовича Мартоса, который, отметив, что в Киев присылают учеников из многих мест и что приготовленные здесь учителя открывают подобные классы в Москве, Могилеве и Херсоне, назвал увиденное им в Печерской крепости училище "маткой взаимного учения" в России.

В 1820 году Орлов был назначен начальником 16-й пехотной дивизии, стоявшей в то время в Кишиневе. С этого момента начался упадок киевской Белл-Ланкастерской школы. К сожалению, ей, как и другим подобным учреждениям Российской империи, была суждена короткая жизнь. Подозрения в распространении вольнодумства, извечный недостаток средств, события на Сенатской площади привели к закрытию большинства школ взаимного обучения. Распространение грамотности среди простого народа было отложено на целое столетие.



Источники:
1. А.А. Орлов. Ланкастерские школы в России в начале XIX века // Педагогика и психология образования. 2/2013.
2. И.Р. Мартос. Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.) // Киевская старина. 1897. Т. LVIII. № 7-8. Приложения.
3. М.О. Гершензон. Избранное. (Российские Пропилеи) - М.; Иерусалим: Университетская книга; 2000.

#Белл-Ланкастерская система, #Орлов Михаил

Previous post Next post
Up