Что такое BRT

Jan 28, 2014 12:30



История и предназначение BRT.

BRT предназначается для создания скоростной системы передвижения по городу при помощи автобусов. BRT сочетает в себе преимущества скорости железнодорожного сообщения и удобства использования автобусов в качестве передвижного состава.

Основные особенности BRT
- частое использование автобусов с “несколькими вагонами”
- увеличенное расстояние между остановками по сравнению с обычными автобусными линиями
- создание выделенных линий для общественного транспорта на дорогах
- создание отдельных магистралей только для BRT
- комфортное перемещение по городу на высокой скорости
- сравнительно низкая цена создания (особенно в сравнении с метрополитеном) и поддержки системы

Типовая скорость перемещения по городу на BRT составляет от 27 до 48 км/ч, что может быть сравнено по скорости с трамваями, легкими электричками а также лежит в диапазоне скоростей метро. К сравнению, нормативная скорость движения автобусов по обычным дорогам составляет 21 км/ч, но на практике сейчас данные скорости могут быть существенно ниже, особенно в условиях транспортных коллапсов и пробок.

Первая система BRT, была создана в Бразилии в 80е годы 20 века (1974 год). Система носит название “Интегрированная транспортная система” и была создана в городе Куритиба.

Основными постулатами создания данной сети являлись выделенные линии для автобусов на главных городских магистралях

В Куритибе используются трехсекционные автобусы


Рис.3 Трехсекционные автобусы.



Рис.4. Фотография BRT в Стамбуле, Турция. Выделенные линии общественного транспорта перевозят более 800000 человек каждый день

На момент май 2012 года BRT успешно функционировало в 60 городах США
некоторые из них:
1) New York (BusPlus) - ветка более 30 км, 18(36) остановок, 15 автобусов, стоимость проекта $36.5M
2) Everett - ветка более 30км, 15 автобусов, стоимость проекта $30M
Полный список тут
http://www.nbrti.org/docs/pdf/Survey/Currently%20_Operating_May_2012.pdf


Параметры мировых лидеров среди BRT

Город Система Пиковая нагрузка (в одном направлении), чел в час Пассажиров в день
Богота-Трансмиленио -35000/40000-1600000
Гуанджоу-Гуанджоу BRT-26900-1000000
Куритиба-Реде Интеграда-до 24100-2300000
Бело Горизонте, Сан Паулу-15800/20300
Стамбул-Метробус-7300/19500-800000
Нью Джерси-Линкольн Тоннель-15500-62000
Брисбейн-Юго-восточный басвей-15500

Для автобусных перевозок и BRT используется несколько основных схем выделения транспортных артерий для автобусов

1. Полоса, смешанная с потоком (Mixed Flow Lane)
В данном случае автобусы перемещаются вместе с остальным транспортом по одним и тем же полосам. Является самой распространенной формой автобусных перевозок. Напрямую не относится к BRT. Прямых затрат нет, но и эффективность для общественного транспорта практически отсутствует.


Рис.5 пример Mixed Flow Lane

2. Полоса, смешанная с потоком, имеющая ответвления для объезда пробок (Mixed Flow Lanes with Queue Jumpers)
Такой способ организации подразумевает выявление “узких мест” в транспортной системе города и создание специальных линий в этих местах, по которым перемещается только общественный транспорт.
Стоимость - 100-290 тысяч долларов за один типовой отрезок
Стоимость может быть существенно ниже за счет переназначения текущих полос в ответвление (Queue Jumper)



Рис. 6. Пример ответвления для объезда пробки (Queue Jumper) на светофоре
3. Выделенные полосы (On Street Bus Lanes).




Рис.7.8 - выделенные полосы для общественного транспорта.

Выделенные полосы снижают время перемещения и улучшают общий комфорт использования общественного транспорта.
Иногда выделение полосы идет только в пиковое время или в отдельные дни.

Существует несколько типов выделенных линий
3.1. Рядом с тротуаром (Curbside)


Рис.9 Выделенная линия рядом с тротуаром

3.2. За линией/рядом с линией парковки (Outside of parking lane)


Рис.10 выделенная линия рядом с линией парковки

3.3. По центру (Center, Median-Running)


Рис.11 Выделенная линия по центру шоссе.


Рис.12. Выделенные линии в центре магистралей в г. Богота

3.4. В противоположность движению (Contraflow)


Рис.13 Выделенные линии в противоположность движению

Иногда методики совмещают:


Рис. 14. Выделенная линия по центру с обратным движением.

4. Выделенные улицы (Bus-Only Streets)


Рис.15 Выделенная улица

5. Экспресс-линии (Expressway Bus Lanes)



Рис. 16 Экспресс-линия для автобусов.

6. Транзитные магистрали (At-Grade Transit Ways, Grade-Separated Transitways)




Рис. 17, 18 Специальные магистрали и сооружения для автобусных перевозок

Как видно на рисунках выше, транзитные автобусные линии выделяются разметкой, цветом дорожного полотна, обозначениями, а иногда и являются отдельными, в том числе надземными, сооружениями.

Для корректировок направления движения (особенно критично для длинных автобусов) используются разные методики

1) Движение по направляющим (Curb Guidance)




Рис. 19, 20 Движение по направляющим.


Рис. 21 Движение по направляющим.
2) Монорельсовая направляющая (Single Rail Guidance ) - трамвай на колесах


Рис. 22. движение по монорельсовой направляющей

3) Световая направляющая (Optical Guidance)
Световая направляющая имеет в своем составе активный компонент - в цифровой “мозг” автобуса встроена оптическая система которая осуществляет “подруливание”, анализируя разметку на дороге.




Рис. 23 Движение с оптической стабилизацией

Сочетание всех методик позволяет добиться скоростного передвижения на автобусах по городу.
При этом, стоимость внедрения BRT значительно ниже, к примеру, строительства метрополитена.

Ссылки и различные цитаты из зарубежных исследований

Моделирование, показывающее экономический выигрыш BRT по сравнению с метро
http://computationalmodelingblogs.stanford.edu/winter2012/2012/03/25/brt-or-subway-an-agent-based-model-of-curitibas-public-transportation-network/

Аналитика стоимости BRT
http://www.easts.info/on-line/proceedings_05/2195.pdf

Выдержка из отчета (стоимость BRT - 14 миллионов за милю, стоимость железной дороги - 300млн за милю):

A study by the United States General Accounting Office concluded that bus rapid transit presents an attractive option for mass transit and has several advantages over rail systems.

Those advantages include lower capital cost for construction and a lower operating cost and also higher speeds. In comparing the capital cost of constructing a heavy rail system versus a bus system, the numbers are really astonishing: the Honolulu rail would cost as much as $300 million per mile, whereas you can improve a lane for buses on arterial streets for $1 million per mile, or you could build a new lane for buses - the busway would cost about $14 million per mile, again compared to the Honolulu rail system at $300 million per mile. So it’s just a huge difference.

Университет Флориды:
- вы можете построить 10 линий BRT по стоимости одной линии легкого поезда
http://www.thetransportpolitic.com/2011/05/25/the-silly-argument-over-brt-and-rail/
University of South Florida, saying “You can build up to 10 BRT lines for the cost of one light-rail line.”

В заключение могу добавить что BRT активно развивается в странах BRIC (за исключением России). Особенно активно идет развитие в Латинской Америке. Без затрат на строительство метрополитенов, властям городов удается создать эффективные транспортные артерии, по качеству сравнимые с метрополитеном в короткие сроки и существенно дешевле.

При этом, определенные исследования показывают что при достижении скорости передвижения на автобусах определенного порога, жители городов массово пересаживаются с автомобилей на автобусы.

Сравнительные кадры от грамотной политике по внедрению транспорта в Боготе


Рис.24. Одна из улиц Боготы до и после ввода запрета парковки в пешеходной зоне


Рис.25. Пешеход, велосипедист, автомобиль - именно такой порядок приоритетов в современной транспортной сети комфортных городов.






Рис. 26.27,28. BRT очень напоминает по своему принципу метрополитен,

Посмотрите на последние рисунки. Вам все еще хочется ехать на автомобиле? Вы до сих пор считаете что строительство дорог спасет от пробок? Тогда перечитайте текст еще раз.

Хотелось бы, чтобы в Нижнем Новгороде, да и вообще, в других городах России транспортные службы активно применяли вышеописанные методики для организации транспорта.

Источник статьи
Евгений Макаров, DorogaTV
http://facebook.com/makarov

общественный транспорт, мировой опыт

Previous post Next post
Up