Арсенальная площадь. Идеи ренновации публичного пространства

Nov 18, 2013 10:58




Арсенальная площадь как нельзя лучше подходит под определение публичного пространства. Здесь пересекаются огромные потоки пешеходов, пассажиров, имеются административные и жилые здание, памятники архитектуры, есть выход к зеленой зоне и даже некое подобие перехватывающей парковки. В изобилии - уличная торговля, есть пару кафе, уютные - по разному для разной публики - уголки, большой обувный подземный магазин и даже индустриальный музей.

Но это скорее начальные условия - на самом деле, как мы все знаем, ситуация здесь сложная. Уличная торговля, зачастую стихийная, перекрывает основные транспортные направления, площадь страдает от нелегальной парковки, о музее завода "Арсенал" никто не знает, кафе перегружены и неидеальны, а центральный въезд в Киевскую крепость - Никольские ворота - как-то оказались вне перечня памятников архитектуры, если верить градостроительному кадастру, да и вовсе комплекс вроде как продан и со стороны Днепра разрушается. Аллея вдоль кромки холмов превратилась в подобие рюмочной с отхожими местами здесь же, а за здание станции метро просто страшно зайти. "Киевские проекты" проанализировали нынешнее состояние площади, сформулировали некоторые идеи - и предлагаем для начала обсудить будущее площади. Ведь для многих туристов, следующих в Лавру, это - лицо города. А для киевлян уже привычное место встреч "под пушкой".

На площади расположено около двух десятков интересных с точки зрения градостроительства объектов, мы же выделили для начала 4 совершенно разнородных зон проектирования. Их последовательность не случайна: если в первой навести порядок проще всего, то четвертая - это уже серьезное строительство и общение с инвесторами.



Для начала - расшифровка схемы, ниже - очень кратко о каждом объекте с иллюстрациями

I. Площадь перед станцией метро
1.1. Здание станции метро «Арсенальная»
1.2. Площадь перед станцией метро
1.3. Тротуар-аллея к площади Славы
1.4. Площадь перед заводом «Арсенал»
1.5. Инженерный переулок

II. Пространство за станцией метро
2.1. Площадка за станцией метро
2.2. Здание дистанции тоннельных сооружений метрополитена

III. Кромка и двор дома по ул.Мазепы, 3-5
3.1. Лестница к Зеленому театру
3.2. Аллея по кромке Днепровских холмов
3.3. Внутренний двор дома по ул.Мазеры, 3-5
3.4. Внешний двор дома по ул.Мазеры, 3-5

IV. Территория Никольских казарм
4.1. Никольские ворота и Никольские казармы
4.2. Аллея к Мариинскому парку
4.3. Продолжение аллеи по кромке Днепровских холмов
4.4. Территория под подземное пространство

Теперь пройдемся по каждому объекту

I. Площадь перед станцией метро
Самое популярное пространство на площади, поток людей исчисляется десятками тысяч, как в будние, так и особенно в выходные дни.

1.1. Здание станции метро «Арсенальная»
Вестибюль метро довольно тесен - что не помешало метрополитеновцам впихнуть сюда довольно крупный магазин по продаже всякой ерунды. Есть боковой выход на две двери - но он чаще всего закрыт. Поскольку станцией активно пользуются туристы, разумно уже здесь разместить схему прилегающего района и особенно путь к Лавре. Идеальное решение - это размещение вместо магазина Туристическо-информационного центра. Хотя есть и минус - как к нему попасть, если не едешь на метро.



1.2. Площадь перед станцией метро
На площади перед вестибюлем "радуют глаз" сразу несколько проблем. Это и неупорядоченная передвижная торговля (кофе-машины, шаурмомобили), и откровенно стихийная торговля, и парковка - конечно же неурегулированная и бесплатная. 10 машин способны парализовать основные пути пешеходов.



Для сравнения - схема размещения МАФов согласно комплексной схемы (проект)



1.3. Тротуар-аллея к площади Славы
Аллея-тротуар к площади Славы - в выходные дни и в часы пик в будни здесь огромный поток пешеходов. Что не помешало устроить здесь парковку с выездом машин через тротуар. В выходные лавочки оккупируют стихийные торговцы сувенирами. Конечно же, ни одного магазина сувениров на видном месте здесь нет.



1.4. Площадь перед заводом «Арсенал»
Площадка перед заводом "Арсенал" на первый взгляд уныла и неинтересна - но для начала здесь разумно обустроить перехватывающий паркинг, уже на существующей территории. Достаточно установить столбики, организовать пешеходные маршруты и конечно же поставить парковщика со шлагбаумом. Город получит неплохие деньги с мизерными затратами - а доходы разумно направить в отдельный фонд площади, чтобы она сама зарабатывала себе средства на ренновацию.



1.5. Инженерный переулок
Инженерный переулок, самый короткий в городе, - еще одно удивительное по нерациональному использованию место. Сейчас здесь стоит 5 машин, может поместиться 10, транзитом никто не ездит. Варианта по сути два. Первый - организованная и конечно же платная парковка. С другой стороны, переулок можно сделать пешеходным, а на первом этаже здания Инженерного корпуса (справа, сейчас - поликлиника) разместить заведения питания с летними площадками на самом переулке. Есть и совмещенный вариант: летом летнее кафе, в остальной сезон - когда машин в городе больше - паркинг. Пока же - просто пустая территория.



II. Пространство за станцией метро
Территория за вестибюлем метро - просто праздник бесхозяйственности по "использованию" земли в центре города. Площадь пустого участка на сегодня - 1,25 га, если же к нему добавить площадку под зданием дистанции тоннельных сооружений и проход к лестнице к Зеленому театру, то мы получаем и вовсе 0,4 га - и это если не трогать забор Никольских казарм.

2.1. Площадка за станцией метро
Пространство за метро ныне представляет собой гремучую смесь неупорядоченной парковки, свалки, общественного туалета и мусорника. Конечно, можно все списать на ошибочное размещение вестибюля, "разрубившего" площадь пополам. Но на самом-то деле устранить проблему несложно: освещение, благоустройство, фонтанчик небольшой, летнее кафе. Замечу - вестибюль отделяет эту площадку от дороги и здесь удивительно тихо.



2.2. Здание дистанции тоннельных сооружений метрополитена
Изначально душкомбинат при строительстве метрополитена, сейчас это здание выглядит абсолютно бессмысленным в этом месте. Какая-то жизнь там есть - но сколько ни смотрели, совсем немного ее там. А крыльцо по вечерам выполняет функции барной стойки.



III. Кромка и двор дома по ул.Мазепы, 3-5

3.1. Лестница к Зеленому театру
Поговорим немного о городском проекте "Днепровская жемчужина" - ведь обустройство сквозного маршрута по кромке холмов относится именно к нему. Вот так выглядит проход от метро к лестнице к Зеленому театру. Все та же стихийная бесплатная парковка, МАФы. В вечерние часы парапет слева полностью занят людьми - здесь пьют все, от кофе до водки, и просто общаются. Чем не публичное пространство?



Собственно лестница к Зеленке, она используется, хотя в нижней части разрушена при строительстве Грушевского-9А



3.2. Аллея по кромке Днепровских холмов
Теперь собственно аллея по кромке. Опять же, парапеты превращаются в барные стойки, особенно по вечерам. Хуже этой территории - только площадка за метро. И конечно же кустики на склонах используются по известному назначению - но здесь не воняет, как за метро.



Аллея по кромке дальше, за домом по Мазепы, 3-5, практически уничтожена из-за строительства высотки Диамонт-хилл. Ее, как и высотку на Грушевского, толком не достроили - т.е. о благоустройстве речь не идет. Хотя место для продолжения аллеи есть.



3.3. Внутренний двор дома по ул.Мазеры, 3-5
Двор одного из самых престижных исторических жилых комплексов на самом деле довольно уныл - это единственная детская площадка с остатками еще советской инфраструктуры.



Парковка во дворе продумана очень плохо, это лучшая площадка. В целом же, если подойти к планировке разумно, во дворе можно разместить более сотни автомобилей, оставив место для зеленых клумб. А вот детские площадки лучше с автостоянки перенести за дом.



3.4. Внешний двор дома по ул.Мазеры, 3-5
Пространство за домом выглядит откровенно ужасно - какой-то старый сарай, возможно, уже приватизированный - но стройки здесь нет. Общая площадь придомовой территории со стороны кромки составляет 0,6 га, особо интересен конечно же этот участок. Именно здесь место детской площадке (в стиле Пейзажки, почему бы и нет?), здесь место и аллее вдоль кромки, и лавочкам - по сути, для местных жителей получится дом в парке. Пока же сюда в вечерние часы страшновато зайти.



IV. Территория Никольских казарм

4.1. Никольские ворота и Никольские казармы
Здание крепости, заброшенное крыло. Об этом объекте можно рассуждать в более дальней перспективе - сложностей много, как и затрат. Здание Никольских казарм вроде как продано, крыло со стороны Днепра заброшено. Тем не менее, потенциально это может быть интересный торгово-развлекательный комплекс с галереями и музеями, возможно, даже небольшим люкс-отелем. Ведь поток туристов огромен!



Памятники архитектуры и истории - вот здесь вопрос к разработчикам градостроительного кадастра, почему здание казарм и ворот не отмечено. Территория же объекта крайне интересна!



4.2. Аллея к Мариинскому парку
Наиболее логичное решение - это открытое пространство площади бывшего плаца с обустройством прямого прохода сквозь здание по Грушевского, 9-А к Мариинскому парку. На визуализации - довольно старый проект, где еще показана и застройка территории завода "Арсенал", и автомобильный тоннель с Парковой дороги к Кловскому спуску. Решение не худшее


4.3. Продолжение аллеи по кромке Днепровских холмов
Здесь получается конечно не совсем кромка - скорее между корпусами жилого дома. Однако связь нужна.

4.4. Территория под подземное пространство
Это уже для начала вопрос к транспортникам - насколько нужна такая дорога-тоннель. Но в любом случае под площадкой бывшего плаца, которая и так ниже общего уровня, логично обустройство подземного паркинга или ТРЦ. Лучше паркинга - т.к. ТРЦ можно разместить и в Никольских казармах, и в Арсенальных мастерских. Но завод "Арсенал" - это уже совсем другая история.

При подготовке поста использованы данные градостроительного кадастра.
Приветствуется информация о собственности зданий, проектах по этой территории, характеру использования существующих объектов.

публичное пространство, Печерск

Previous post Next post
Up