Как в Виннице сокращают маршрутки

Oct 25, 2013 12:36



Благодаря транспортной реформе количество поездок в муниципальном транспорте Винницы увеличилось на 25%.

Посетил вчера первую национальную конференцию по мобильности, организованную немцами. Конечно, мы уже привыкли повторять, что вот, до них нам далеко, то их мир - а у нас все по-другому. Нет, это на самом деле лишь прекрасная отмазка - чтобы и дальше парковаться на газонах и тротуарах, а вместо поездки на велосипеде записываться в фитнес-центр.

По-настоящему на конференции поразили два украинских города, которые были представлены на весьма высоком уровне - Львов и Винница. То, на что у немцев ушли десятилетия, здесь делают за считанные годы, а иногда и месяцы. Сначала немного о Виннице, а позже сделаю отдельный пост о Львове.

Небольшой город - немного больше 300 тыс. человек, но за недавние несколько лет здесь поселился дух Европы. Первыми стали цюрихские трамваи. Швейцарцы долго отбирали, кому же подарить больше сотни вагонов 1950-1960-х годов, много раз модернизированным и с комплектом запчастей еще на полвека. Так, сложилось, что выбрана была Винница - как лучшее узкоколейное трамвайное хозяйство Украины, сохраненное в 1990-х годах во многом стараниями покойного ныне директора Музыки. Точнее, Винница выиграла у Львова - ведь в Украине всего две крупные узкоколейные трамвайные системы, в Житомире 1 маршрут, в Евпатории - 3.

Две недели ушло у винничан на то, чтобы привыкнуть открывать двери в вагонах кнопкой, как в Цюрихе. Научились - теперь это городская привычка. За трамваями пошли пешеходные зоны в центре, парки, велодорожки - пусть не грандиозные, но превратившие до того вполне банальный советский облцентр в Город - со своим собственным стилем.

На конференцию приехал и мэр Винницы - Гройсман. В джинсах и без какой-то охраны или свиты вокруг (другие винничане были, но хвостом за мэром не ходили), он сидел со всеми где-то в середине зала, а во время дискуссий рассказывал, как он в два раза сумел уменьшить количество маршруток - с 450 до 250. Винницкая транспортная реформа на сегодня - самая успешная в Украине, количество поездок на муниципальном общественном транспорте увеличилось на 25%. В первую очередь, за счет платежеспособных пассажиров. Да, и в винницких трамваях, и в некоторых троллейбусах есть wi-fi.

С маршрутками у Гройсмана была настоящая война. Нет, они не совсем исчезли с улиц, но сокращение наполовину - это серьезный результат. Замечу, что маршруточный бизнес зачастую имеет хорошо организованное лобби в городском совете - нередко, когда  депутаты сами владеют автопарками. "Лоббисты" же трамваев и троллейбусов - разве что сотрудники и небольшая горстка транспортных фанатов. Но городским чиновникам удалось найти в законодательстве способ, как перевернуть картину, приструнив маршруточников.

Схема проста. Конкурсы на маршруты как таковые не проводятся в принципе - так как формально каждые три месяца меняется маршрутная схема, т.е. перевозчики работают как бы временно. Но и это не все - договора они заключают не с городом, а с муниципальной транспортной компанией, которая сама осуществляет перевозки трамваями, троллейбусами, автобусами. Меньше бюрократии, больше контроля над частниками - а результат мы видим на улицах города. Помимо увеличения на четверть поездок в муниципальном транспорте, это экономически оправданное увеличение на полтора десятка трамваев и сколько же троллейбусов на линиях. А значит и интервалы меньше, и улицы свободней.



Но и это не все. В рамках транспортной реформы были введены муниципальные экспрессы - по сути, альтернатива маршруткам. Только здесь ездят не видавшие виды Богданы или тесные Спринтеры, а вот такие вполне современные Мерседесы. Закупали их б/у - но это все же уровень комфорта.  А как рассказал Гройсман уже в перерыве за чашечкой кофе, сейчас прорабатывается получение городом кредита в российском банке под закупку еще кажется 40 троллейбусов и 30 автобусов. Процент - всего 10%, и подобная практика будет едва ли не первой в Украине.

Есть в Виннице и ночной автобус - от жд вокзала через весь город по главной магистрали. Стоимость проезда - 3,5 грн. Кстати, в мае в Виннице повысили тарифы на транспорт. Теперь трамвай и троллейбус - 1,5 грн, автобус - 1,75 грн, экспрессы - 2,5 грн.

города против Киева, транспорт

Previous post Next post
Up