Оригинал взят у
mymaster в
Лестничные сходы и транспортная безопасностьАннотация: некоторое время назад я
написал "откровения кегли", в котором рассказал о том, почему многие люди в Москве нарушают правила дорожного движения. Сегодня мне хотелось бы представить предельно конкретную позитивную программу по тому, что мэрия Москвы может сделать, чтобы облегчить жизнь большинства жителей города минимальными капиталовложениями. Мне очень хотелось бы, чтобы то о чем я здесь напишу дошло до чиновников, принимающих решения, чтобы они оценили насколько это действительно важная и посильная задача, требующая скорейшего реагирования.
В Москве очень много лестничных сходов: во-первых, они есть практически на всех станциях метро, во-вторых, они есть присутствуют на подземных и надземных пешеходных переходах, кроме того, они часто встречаются на станциях железной дороги, у автомобильных мостов и путепроводов и так далее. Я перечислил так подробно, потому что все эти объекты относятся к различным ведомствам, то есть вопросы их содержания и оснащения вопрос не тривиальный, для комплексного решения требующий уровня мэра города.
В Москве по официальной статистике 28% граждан относятся к категории маломобильных групп населения. Это не только инвалиды, о которых обычно все думают слыша слова "маломобильный", это еще пожилые люди, люди после травмы или операции, беременные женщины - просто те, кому действительно трудно опускаться и подниматься по лестницам. Я решил немного подсмотреть - как таким людям помогают преодолевать лестничные пролеты в США. Скажу сразу, фотографии будут только из Нью-Йорка, но ровно те же технические решения я видел в Бостоне, Филадельфии, Чикаго (собственно везде где успел побывать)...
Главный принцип: каждый человек, спускающийся или поднимающийся по лестнице имеет право опереться на поручень.
Вот типичный подъем в метро. Кроме поручней, закрепленных на стене, имеются также и поручни по центру лестничного схода. Это достаточно узкий подъем/спуск. Предполагается что в шеренгу по нему могут идти четыре человека, поэтому для них есть четыре ряда поручней. На более широких спусках на лестничном сходе будет два, а то и три ряда дополнительных перил.
Обратим внимание на то, как они сделаны: центральная стойка имеет поручни для обеих сторон. Возникает резонный вопрос - а стоит ли это дело, затраченных средств? На практике я встал у перехода и считал людей, которые спускаются или поднимаются держась за поручень, или без опоры на него. В обоих случаях 80% людей держались или придерживались за поручень. Когда он есть им пользуются даже молодые, совершенно здоровые люди. Естественно, что когда его нет - то есть поручень размещен только у стены, молодые к нему не пойдут специально. Но уровень комфорта на таком сходе снижается и для них тоже.
Следующая важная деталь - как заканчиваются поручни. Дело в том, что человек, которому реально трудно подниматься, должен взяться за поручень ДО того, как вступит на уклон. Поэтому поручни должны продолжаться по горизонтальной поверхности, и внизу, и наверху. Это принципиально важно для людей, испытывающих трудности при подъеме.
Очень важен материал поручней - нержавеющая сталь. Ее не надо красить, она легко вписывается в любой существующий интерьер. Из-за того, что она не подвержена коррозии, а поверхность легко очищается, за нее не будет противно/опасно браться рукой. Такой поручень не выглядит отталкивающим для человека. Округлая форма удобная для руки.
Обратите внимание на ступеньки.
Рассмотрим их поверхность поближе. Это металлическая накладная планка. Поверхность накладки имеет не только рифление, но и мелкие "зазубрины" - аналогичные крупной наждачке. Из-за этого поверхность абсолютно не скользкая при любых погодных условиях. Такие накладки сделаны на разных сходах, в разных условиях - повсеместно. Где-то их внедрили за счет частичного демонтажа кафельного покрытия, где-то на цемент, где-то на металл - но они повсеместно накладные, и всегда занимают хотя бы 50% площади ступеньки.
История в том, что в Москве на лестничных сходах есть еще один непременный атрибут - направляющие рельсы для колесных сумок-тележек и колясок. Это такая "лайт-версия" лифтов, которые есть во всем остальном мире. Но я сейчас не о том, как у нас все плохо, я о другом. Дело в том, что эти направляющие были разработаны в бородатом году под какой-то не очень понятный типовой вариант коляски, и теперь плохо подходят для выпускающихся ныне образцов. Так уж вышло, что они не только эстетически ужасающи, но крайне не функциональны. Например мне совершенно не понятно, зачем на таких конструкциях четыре ограничителя габарита, вместо одного (ограничивающего край, противоположный от стены).
Я убежден, что конструкцию этих направляющих рельсов можно пересмотреть и качественно улучшить, как по инженерии и эстетической составляющей, так и по качеству используемых материалов. На данный момент они зачастую не упрощают использование переходов, а усложняют его.
Принципиально важно, что описанный выше подход должен быть городским СТАНДАРТОМ. То есть нельзя допускать идиотизма, когда в метро будет сделано одним способом, на станциях РЖД - другим, а благоустройство сделает третьим. Любая лестница в Москве должна быть одинаково удобна и безопасна для людей. В США это осилили сделать в пределах страны, я очень был бы рад, если бы в Москве мэр смог уделить три минуты своего времени и поставить подпись под требованием единообразного переоснащения лестничных сходов в городе. К сожалению, это вопрос межведомственный, но может быть перед выборами кого-то все же зацепит судьба трети населения, которые реально рискуют и мучаются, каждый раз спускаясь и поднимаясь по нашим лестницам?
Теперь еще пара примеров поручней и накладок, прежде чем перейти к следующей теме.
Следующая тема вытекает из предыдущей логичным образом. Она о том где надо, а где не надо рисовать желтые полоски.
Сперва немного теории - зачем они вообще нужны. Дело в том, что у нас кроме слепых людей, есть еще и слабовидящие. Причем полных, абсолютных слепых не так много, как слабовидящих. Я как-то читал статистику, что каждый (!) московский слепой в течении жизни хотя бы раз падает на рельсы Московского метрополитена. Не возьмусь гарантировать что это так, но я вполне это допускаю, так как у нас пути не оборудованы по сути практически ничем. При этом для слепых на многих станциях есть такой "бугорок" перед путями - полоска плиток, уложенных чуть выше уровня остального пола (может замечали) - ее можно нащупать тростью. Для слабовидящих она, к сожалению, ни о чем. Для них очень важны контрастные выделения опасных мест.
Так уж вышло, что слабовидящие лучше всего видят желтый, и что желтый в сочетании с черным дает очень большой контраст. По этой причине желтым выделяют участки, через которые нельзя ПЕРЕШАГИВАТЬ. Такие участки - это начало лестничного схода, где вместо ровного пола вдруг начинается лестница, такие участки - это края платформ. Вот в таких условиях желтый цвет принципиально важен, и спасает жизни. Он СОВЕРШЕННО не нужен на скатах пешеходных переходов и на тактильной плитке. Тактильная плитка предназначена для того, чтобы ее читали тростью и ногами. Ее не надо выделять контрастно. Перекресток улиц - это заметный для слабовидящего человека объект, это не резкий обрыв пола, он не требует контрастного выделения.
Поэтому на приведенных выше фотографиях окращены кромки тех ступеней лестниц, где меняется характер рельефа - те места, через которые нельзя ПЕРЕШАГИВАТЬ. Точно также везде в США выделяются кромки платформ. Приведу примеры.
Это Нью-Йоркская подземка. Обратите внимание - сделать такую желтую накладную полоску прямо сейчас во всем Московском метро не мешает вообще ничего. Уложить тактильную плитку, естественно, сложнее. Но это НАДО сделать, послав на хер всех защитников "архитектурного облика". Метро - это транспорт, в котором не должны гибнуть люди.
А это подземный трамвай в Сан-Франциско. Тоже желтая полоска, тоже тактильная плитка. В самом вагоне места через которые перешагивать надо осторожно тоже помечены.
Это уже Бостон, станция скоростного трамвая:
Линия легкого рельсового транспорта в Нью-Джерси:
Думаю принцип понятен. Совершенно недопустимое и чудовищное дело, что вот такое простое дело РЕАЛЬНО влияющее на безопасность людей, в Москве не внедрено. У нас край платформы, отполированный миллионами ног, еще и оказывается зачастую скользким. Так вот решить и проблему скользкого края, и проблему отсутствия его контрастного выделения можно, уложив желтую тактильную плитку. Самый простой способ ее укладки, который я подсмотрел в США - это резиновая накладка, прижимаемая болтами. Для нее не требуется разносить платформы, ее можно раскатать и прижать на существующие сейчас конструкции.
Еще одна важная штука это любимая фраза всех транспортников: "mind the gap". О ней есть
статья в Википедии (!). Она вошла в культуру и искусство... ну только не в России. Эти слова - напоминание о возможности провалиться в зазор между вагоном и платформой. Обратим внимание на поезд нью-йоркского метро, и заметим накладки напротив дверей, которые призваны помешать провалиться в эту самую щель.
В Филадельфии - они же (хотя тип подвижного состава - другой)!
Вот эти мелочи - они и составляют безопасность. Никакие рентген-аппараты, которые ставят сейчас на станциях метро, никогда в истории не спасут столько людей, сколько могли бы спасти перечисленные выше мелочи. В Москве целый ряд составов метро вообще выше платформы - так что ее габарит не должен мешать сделать там защиту в стиле "mind the gap" - однако ее на наших поездах нет.
Теперь давайте посмотрим что есть у нас, и оценим "больные места". Это подъем в надземный пешеходный переход на улице Свободы, в Москве.
"Городские проекты" провели его исследование и доказали, что 47% пешеходов предпочитают перебегать дорогу, нарушая правила, чем подниматься в это удручающее убожество.
Поручни прямоугольные в сечении. На них скапливается вся грязь, их никто не чистит - только отчаянная нужда может заставить взяться за них рукой. Я хотел бы посмотреть на инженера, который придумал делать поручни прямоугольного сечения, точнее на его руки. Хочу заставить его подтянуться на прямоугольной перекладине турника. Я думаю, что человек, придумавший это не достоин звания инженера. По крайней мере у меня бы он диплом не защитил. Поручни обрываются до ровной земли - человек опирающийся на них просто упадет, при попытке держаться при выходе из перехода...
Тут же скользкие ступеньки, с заляпаной и уже сто лет как не контрастной краской. Справа классические "рельсы" по которым не пройдет 90% видов детских колясок. Инвалид же по такому переходу не поднимится вообще никогда - у меня сестра колясочник - я ее возил много где, и я трезво оцениваю - что для преодоления такого перехода надо четыре мужика ей в поддержку.
Я не думаю, что приведение этого перехода в порядок существенно бы изменило соотношение нарушителей и не нарушителей на улице Свободы, в силу вопиющей дурости самой идеи установить там надземный переход. Я приветствую идею замены зебрами подземных переходов на Тверской (и спасибо людям в Дептрансе, кто это пробил). Но я отлично понимаю, что в Москве ОЧЕНЬ много пешеходных лестниц, и значительная часть из них будет существовать еще достаточно долго. Поэтому я очень прошу, давайте сделаем их хотя бы немного "гуманоидней" и гуманней... Отремонтировать эти переходы, это не значит покрасить в них стены и вкрутить лампочки (как было сделано некоторое время назад по поручению Собянина) - это значит сделать их пусть не удобными, но хотя бы преодолимыми и безопасными.
Или вот спуск на Казанском вокзале - для кого поручень слева на фотографии?.. Как им пользоваться?.. Как пользоваться направляющими рельсами здесь? Вы помните какими скользкими бывают гранитные ступеньки в дождь?.. Почему в Москве людям отказали в праве опереться на поручень?.. Ведь это не затратное дело. Миллионам людей станет проще жить в городе, если эти переходы станут для них хотя бы чуточку комфортней.
И еще раз повторю - эта тема касается всех объектов, где есть лестничные сходы - в том числе сходов на платформы станций метрополитена мелкого заложения. Но это не вопрос Дептранса, или Благоустройства - это вопрос межведомственный, его надо решать на уровне постановления Правительства, и еще крепко думать как "подстегнуть" к нему РЖД.