49-й автобус, или как не проезжать зазря 6 000 км в месяц
Jan 04, 2016 12:43
Современная трасса 49 автобуса К транспортной схеме моих родных Березняков у меня уже давно много претензий и предложений. Но наиболее вопиющий случай именно с 49 маршрутом - неэффективный, неудобный, слабоконкурентоспособный (причём только в одну сторону). Итак, начнём разбираться.
История
49 автобусный маршрут - практически самая обычная подвозка к метро из жилого района, в данном случае из Березняков к Левобережной. До введения в строй развязки на левом берегу при въезде на мост Патона автобус ходил по вполне понятной и адекватной трассе, охватывая большую часть Березняков:
Схема 49 маршрута до 2009 года. Сразу после моста Патона автобус поворачивал на ул.Серафимовича. Новая развязка не предусматривала прямого выезда со стороны Русановки на Серафимовича. В результате выезд на Серафимовича осуществляется поворотом на светофоре на пересечении Тычины и Днепровской набережной. Так сейчас разворачивается 249 маршрутка - дублёр 49-го:
Скорее всего, большие автобусы не вписываются в такой поворот, потому после введения новой развязки старая трасса стала нереализуемой.
Первое время автобус пустили просто по проспекту Тычины:
Зелёный - от Левобережной, синий - к Левобережной Красным отмечен местный рынок
Такая трасса тоже выглядит вполне логичной, но по ней маршрут проработал всего несколько месяцев, после чего пришёл нынешний вариант (перва схема в начале поста) с заездом на Тычины с Набережной, разворот на Тычины-Шумского, обратно к набержной и наконец по Серафимовича.
Почему отменили трассу по Тычины и сделали этот огромный крюк? Скорее всего из-за того, что в таком варианте автобус по пути от Левобережной не заезжал на рынок (мы к этому ещё вернёмся). Также огорчились жители улицы Серафимовича - пропала возможость доехать от метро прямо к себе под дом.
Всё вместе, вероятно, дало критическое количество жалоб и приняли решение заставить автобус долго крутиться по району, но проехать через рынок.
Чем плоха существующая трасса
Дальше будем говорить только про трассу при движении с Левобережной - нас интересует именно она.
Очевидно, что разворот по Тычины, добавленный в результате строительства развязки, значительно увеличил время в пути (+6 минут в сравнении с маршруткой-дублёром 249), хотя и стал популярен у жителей этой части улицы.
Интересно, что основная высадка на Березняках происходит именно на первых двух остановках на Березняках - "Автомагазин" и "Дитяча полікліника" - после них в салоне остаются только сидячие даже в час-пик. А ведь у автобуса впереди ещё больше половины маршрута! (от Левобережной до "Дитча полікліника" - 3,5 км; от "Дитча полікліника" до "пл. Лівий Берег" - 4,7 км)
Предлагается после пересечения на Тычины-Шумского пустить автобус по Шумского сразу к железнодорожной платформе и закольцевать маршрут (чем-то аналогично ещё одному маршруту по Березнякам - 95).
Таким образом:
3-й микрорайон получит возможность добираться быстрее, 2-й аналогично существующему
1-й микрорайон останется так же обеспеченным 49 со стороны Тычины, станет дольше доезжать людям, которые живут на Серафимовича со стороны рынка
для 4-го микрорайона добавятся две дополнительные остановки.
Чтобы было убедительнее вот сравнение времени проезда в существующем и предлагаемом вариантах, начиная от остановки "Дитяча полікліника":
Комментарий: может показаться, что такой вариант всё-таки сильно ухудшает ситуацию. Ну, например, пары (+13, +8); (+15, +6 ). Но это ведь всего две остановки. Причём до одной из них вполне можно дойти за то же время от "Автомагазина", что и доехать на автобусе. Если человек с ограниченой мобильностью - то возможность доехать просто сохраняется. В сухом остатке имеем ухудшение для пассажиров только одной остановки (+13, +8).
Рассмотрим ещё несколько вопросов.
Если маршрут кольцевой, то не будет ли возникать перегрузка салона? Нет, не будет. Маршрут явно выраженный пиковый и односторонний. То-есть, пассажиров в противопиковом направлении совсем не много.
Ок, а где обещанные лишние 6 000 км в месяц? Считаем: сейчас трасса от "Автомагазина" до "пл. Лівий Берег" - 4,7 км. Будет - 0,7 км. Итого каждый рейс автобус едет впустую 4 км. По расписанию, которое было по рабочим дням до новогодних праздников, на маршруте работало 5 выпусков. Делали они соответственно по (16, 10, 16, 9, 15) рейсов в день. Тогда получается, что каждый день впустую проезжалось (16 + 10 + 16 + 9 + 15)х4 = 264 км 23 рабочих дня в месяц да по 264 км за каждый, вот и получается 6 072 км впустую каждый месяц только по будним дням.
Что будет с итервалами движения? Сейчас 49-му даётся по 3 минуты на отстой на каждой конечной. Поскольку маршрут кольцевой, то дадим ему целых 6 минут отстаиваться на конечной на Левобережке. При нынешней трассе время в рейсе выглядит так: 3+3 минут отстой + 28 минут в одну сторону + 22 минуты в другую = 56 минут. Интервал при 5 машинах: 56/5 = 11,2 При предлагаемой трассе дело будет выглядеть так: 6 минут отстой + 36 минут рейс = 42 Интервал при 5 машинах: 8,4 Интервал при 4 машинах: 10,5 Как видите, даже убрав одну машину с маршрута, мы уменьшим интервал движения.
А как же люди, из-за которых сделали такую длинную трассу? Малые локальные корреспонденции по району. В основном они выглядят так: дом - рынок рынок - дом ж/д платформа - рынок рынок - ж/д платформа Дом - рынок и ж/д платформа - рынок обеспечиваются в любом варианте. Возникает проблема только с рынок-дом и рынок-ж/д платформа.
Их предлагается решить созданием либо локального районного маршрута, либо создание нового (благо, у нас одна машина освобождается при сохранении и даже уменьшении интервала движения).[Например такого:]
Синий - от Левобережной, зелёный - от ж/д платформ к Левобережной То-есть, маршрут по Березнякам будет такой: От Левобережной: Серафимовича - (рынок) - Бучмы - Тычины - Березняковская - Шумского - Тычины - Бучмы - Серафимовича - на Левобережную.
В случае запуска такого маршрута мы не только решим проблему малых местных корреспонденций, но и обеспечим транспортом от Левобережной восточный участок улицы Серафимовича. К тому же, он будет альтернативой 87 автобусу, а потому будет загружаться и возить воздух не будет.
Кстати, даже если запустить его без заезда на Левобережную, а только по району, то это всё равно будет выгоднее, ибо у 49-го не будет проезда лишних неэффективных километров. Так что он может хоть воздух в прямом смысле возить, всё равно дешевле будет чем сейчас.
Выводы
Подитожим всё, что было сказано ранее и сделаем выводы. Итак, положительные моменты предложенной организации:
Уменьшение времени в пути для жителей 3-го микрорайона
Уменьшение пробега впустую в месяц на 6 000 км (!)
Уменьшение интервала движения на маршруте
Улучшение транспортного обеспечения 4-го микрорайона Березняков
Увеличение конкурентоспособности общественного транспорта от Левобережной до Березняков
Сохранение общественного транспорта для малых местных корреспонденций без дополнительных ресурсов
В случае запуска дополнительного маршрута не по району, а до Левобережной, дополнительное улучшение транспортного сообщения 2, 3, 4 микрорайонов Березняков, появление возможности доехать до восточной части улицы Серафимовича от ст.м Левобережная
Негативные моменты:
Увеличение времени в пути для пассажиров двух остановок, причём время для пассажира при поездке метро-дом ухудшиться только для пассажиров одной остановки
Ещё раз замечу, что для реализации предложенных вариантов не потребуется дополнительного подвижного состава.