49-й автобус, или как не проезжать зазря 6 000 км в месяц

Jan 04, 2016 12:43



Современная трасса 49 автобуса
К транспортной схеме моих родных Березняков у меня уже давно много претензий и предложений. Но наиболее вопиющий случай именно с 49 маршрутом - неэффективный, неудобный, слабоконкурентоспособный (причём только в одну сторону).
Итак, начнём разбираться.


История

49 автобусный маршрут - практически самая обычная подвозка к метро из жилого района, в данном случае из Березняков к Левобережной.
До введения в строй развязки на левом берегу при въезде на мост Патона автобус ходил по вполне понятной и адекватной трассе, охватывая большую часть Березняков:


Схема 49 маршрута до 2009 года. Сразу после моста Патона автобус поворачивал на ул.Серафимовича.
Новая развязка не предусматривала прямого выезда со стороны Русановки на Серафимовича.
В результате выезд на Серафимовича осуществляется поворотом на светофоре на пересечении Тычины и Днепровской набережной. Так сейчас разворачивается 249 маршрутка - дублёр 49-го:


Скорее всего, большие автобусы не вписываются в такой поворот, потому после введения новой развязки старая трасса стала нереализуемой.

Первое время автобус пустили просто по проспекту Тычины:



Зелёный - от Левобережной, синий - к Левобережной
Красным отмечен местный рынок

Такая трасса тоже выглядит вполне логичной, но по ней маршрут проработал всего несколько месяцев, после чего пришёл нынешний вариант (перва схема в начале поста) с заездом на Тычины с Набережной, разворот на Тычины-Шумского, обратно к набержной и наконец по Серафимовича.

Почему отменили трассу по Тычины и сделали этот огромный крюк?
Скорее всего из-за того, что в таком варианте автобус по пути от Левобережной не заезжал на рынок (мы к этому ещё вернёмся).
Также огорчились жители улицы Серафимовича - пропала возможость доехать от метро прямо к себе под дом.

Всё вместе, вероятно, дало критическое количество жалоб и приняли решение заставить автобус долго крутиться по району, но проехать через рынок.

Чем плоха существующая трасса

Дальше будем говорить только про трассу при движении с Левобережной - нас интересует именно она.

Очевидно, что разворот по Тычины, добавленный в результате строительства развязки, значительно увеличил время в пути (+6 минут в сравнении с маршруткой-дублёром 249), хотя и стал популярен у жителей этой части улицы.

Интересно, что основная высадка на Березняках происходит именно на первых двух остановках на Березняках - "Автомагазин" и "Дитяча полікліника" - после них в салоне остаются только сидячие даже в час-пик. А ведь у автобуса впереди ещё больше половины маршрута!
(от Левобережной до "Дитча полікліника" - 3,5 км; от "Дитча полікліника" до "пл. Лівий Берег" - 4,7 км)

Вывод: автобус в таком виде непривлекателен для жителей 2-го и 3-го микрорайонов Березняков.[Шпаргалка по нумерации микрорайонов Березняков]




Так что же предлагается?

Предлагается после пересечения на Тычины-Шумского пустить автобус по Шумского сразу к железнодорожной платформе и закольцевать маршрут (чем-то аналогично ещё одному маршруту по Березнякам - 95).

Таким образом:
  • 3-й микрорайон получит возможность добираться быстрее, 2-й аналогично существующему
  • 1-й микрорайон останется так же обеспеченным 49 со стороны Тычины, станет дольше доезжать людям, которые живут на Серафимовича со стороны рынка
  • для 4-го микрорайона добавятся две дополнительные остановки.
Чтобы было убедительнее вот сравнение времени проезда в существующем и предлагаемом вариантах, начиная от остановки "Дитяча полікліника":


Комментарий: может показаться, что такой вариант всё-таки сильно ухудшает ситуацию. Ну, например, пары (+13, +8); (+15, +6 ). Но это ведь всего две остановки. Причём до одной из них вполне можно дойти за то же время от "Автомагазина", что и доехать на автобусе. Если человек с ограниченой мобильностью - то возможность доехать просто сохраняется.
В сухом остатке имеем ухудшение для пассажиров только одной остановки (+13, +8).

Рассмотрим ещё несколько вопросов.

Если маршрут кольцевой, то не будет ли возникать перегрузка салона?
Нет, не будет. Маршрут явно выраженный пиковый и односторонний.
То-есть, пассажиров в противопиковом направлении совсем не много.

Ок, а где обещанные лишние 6 000 км в месяц?
Считаем: сейчас трасса от "Автомагазина" до "пл. Лівий Берег" - 4,7 км. Будет - 0,7 км.
Итого каждый рейс автобус едет впустую 4 км.
По расписанию, которое было по рабочим дням до новогодних праздников, на маршруте работало 5 выпусков. Делали они соответственно по (16, 10, 16, 9, 15) рейсов в день.
Тогда получается, что каждый день впустую проезжалось (16 + 10 + 16 + 9 + 15)х4 = 264 км
23 рабочих дня в месяц да по 264 км за каждый, вот и получается 6 072 км впустую каждый месяц только по будним дням.

Что будет с итервалами движения?
Сейчас 49-му даётся по 3 минуты на отстой на каждой конечной.
Поскольку маршрут кольцевой, то дадим ему целых 6 минут отстаиваться на конечной на Левобережке.
При нынешней трассе время в рейсе выглядит так: 3+3 минут отстой + 28 минут в одну сторону + 22 минуты в другую = 56 минут.
Интервал при 5 машинах: 56/5 = 11,2
При предлагаемой трассе дело будет выглядеть так: 6 минут отстой + 36 минут рейс = 42
Интервал при 5 машинах: 8,4
Интервал при 4 машинах: 10,5
Как видите, даже убрав одну машину с маршрута, мы уменьшим интервал движения.

А как же люди, из-за которых сделали такую длинную трассу?
Малые локальные корреспонденции по району.
В основном они выглядят так:
  дом - рынок
  рынок - дом
  ж/д платформа - рынок
  рынок - ж/д платформа
Дом - рынок и ж/д платформа - рынок обеспечиваются в любом варианте.
Возникает проблема только с рынок-дом и рынок-ж/д платформа.

Их предлагается решить созданием либо локального районного маршрута, либо создание нового (благо, у нас одна машина освобождается при сохранении и даже уменьшении интервала движения).[Например такого:]



Синий - от Левобережной, зелёный - от ж/д платформ к Левобережной

То-есть, маршрут по Березнякам будет такой:
От Левобережной: Серафимовича - (рынок) - Бучмы - Тычины - Березняковская - Шумского - Тычины - Бучмы - Серафимовича - на Левобережную.

В случае запуска такого маршрута мы не только решим проблему малых местных корреспонденций, но и обеспечим транспортом от Левобережной восточный участок улицы Серафимовича.
К тому же, он будет альтернативой 87 автобусу, а потому будет загружаться и возить воздух не будет.

Кстати, даже если запустить его без заезда на Левобережную, а только по району, то это всё равно будет выгоднее, ибо у 49-го не будет проезда лишних неэффективных километров.
Так что он может хоть воздух в прямом смысле возить, всё равно дешевле будет чем сейчас.

Выводы

Подитожим всё, что было сказано ранее и сделаем выводы.
Итак, положительные моменты предложенной организации:
  • Уменьшение времени в пути для жителей 3-го микрорайона
  • Уменьшение пробега впустую в месяц на 6 000 км (!)
  • Уменьшение интервала движения на маршруте
  • Улучшение транспортного обеспечения 4-го микрорайона Березняков
  • Увеличение конкурентоспособности общественного транспорта от Левобережной до Березняков
  • Сохранение общественного транспорта для малых местных корреспонденций без дополнительных ресурсов
  • В случае запуска дополнительного маршрута не по району, а до Левобережной, дополнительное улучшение транспортного сообщения 2, 3, 4 микрорайонов Березняков, появление возможности доехать до восточной части улицы Серафимовича от ст.м Левобережная
Негативные моменты:
  • Увеличение времени в пути для пассажиров двух остановок, причём время для пассажира при поездке метро-дом ухудшиться только для пассажиров одной остановки
Ещё раз замечу, что для реализации предложенных вариантов не потребуется дополнительного подвижного состава.

При подготовке материала использованы данные с официального сайта КП Київпастранс, EasyWay, GoogleMaps.

общественный транспорт, киевпастранс, автобус, проект, удобство города, транспорт

Previous post
Up