Адрес: гора Щекавица
Как добраться Щекавицкого кладбища: ближайшая ст. метро Контрактовая площадь.
Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) - гора в Киеве над Подолом. Щекавица имеет заметное историческое значение как для Киева, так и для всей Древней Руси.
Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) - Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, - Юрковица (Иорданские высоты). Не вызывает сомнений в том, что гора называлась Щекавицей уже в эпоху Мономаха, так её именовали в XVIII в., так она называется и нынешнее время. Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева - Щека. Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII-IX столетий.
Щекавицкое кладбище расположено на одноименной горе, с которой, как считают многие историки, и начался Киев. До сих пор идут споры, на какой горе возник Киев. Щекавица, пожалуй, наиболее точно определенная "княжеская" гора. До появления кладбища гора Щекавица была густо заселена, однако эти поселения были практически стерты с лица земли после монгольского нашествия. Затем здесь обосновались земледельцы: на склонах горы они выращивали хлеб и виноград. На майские праздники киевляне организовывали на Щекавице народные гулянья. После эпидемии 1700 года, которая унесла жизни 6 тысяч людей из общего количества 20 тысяч проживающих в Киеве, на Щекавице появились общие "чумные" ямы, сверху засыпанные известью.
По официальным сведениям Щекавицкое кладбище было заложено в 1772 году. Сначала это было городское кладбище для жителей Подола, чьи жизни унесла эпидемия холеры 1771-1772 гг. Затем здесь стали хоронить членов магистрата, богатых мещан, знаменитых горожан. С давних нор на горе находятся также кладбища мусульман и староверов. До появления в Киеве кладбища все захоронения осуществлялись при церквях или даже возле домов. Однако, это вызывало большие проблемы, в частности в период, когда Киев настигало наводнение. Новое Щекавицкое кладбище обнесли земляным валом, были установлены специальные правила захоронения. Спустя 10 лет на территории Щекавицкого кладбища появилась церковь Всех Святых, возведенная в стиле барокко. Кладбищенская Всехсвятская церквь вплотную занялась организацией похорон, что было делом довольно прибыльным. Поэтому, отпевания на Щекавице продолжались, даже когда погост был переполнен до отказа. Захоронения осуществлялись в два-три яруса, могилы были даже на тропинках и вдоль ограды кладбища. Для захоронения самоубийц, которых по православному обычаю не отпевают в церквях, а хоронят за оградой кладбищ и без крестов, на склонах Щекавицы сооружались насыпные террасы (галереи), остатки которых сохранились и до наших дней.
Щекавицкое было центральным, а значит самым главным кладбищем Киева, как сейчас Байковое.
Считается, что именно здесь в 912 г. был похоронен легендарный киевский князь Олег, герой Песни о Вещем Олеге, который умер якобы от укуса змеи, выползшей из черепа его боевого коня. «И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год). Могилу князя Олега отыскать не удалось, а по улице Олеговской и сейчас можно пройтись. Некоторые историки и ученые, изучив топографию старого Киева, согласились с тем, что могила Олега находится в том месте, где расположена старая обсерватория.
Гора Щекавица упоминается также в летописи 1151 года в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев. Уже в XII веке, как свидетельствует летописная статья 1182 года, на горе стояла каменная церковь, и во время избрания игумена Печерского монастыря посылали сюда послов за священником Василием. Известно, что в XV веке здесь был построен Киевский замок.
В 1619 году историческая местность над Подолом гора Щекавица - была передана мещанам для поселения. Чудом до сегодняшнего дня уцелело несколько деревянных зданий - с наличниками, резными ставнями, карнизами. А среди полудиких зарослей и стройплощадок новых особняков можно отыскать остатки старых домов: стены, фундаменты, подчас полуразрушенные и сгоревшие остовы. Местами на улицах осталась старинная брусчатка: будто после XIX века сразу наступил XXI.
Щекавицкое кладбище помнит шаги А.С. Пушкина. Перед тем, как написать "Песнь о вещем Олеге", поэт прогуливался склонами Олеговки (так называли Щекавицу). Утверждают, что Пушкин долго ходил по горе, разыскивая могилу князя. Между заброшенными надгробиями по узким, занесенным жухлой листвой кладбищенским тропам любили прогуливаться Паустовский, Булгаков, Врубель.
На Щекавице покоятся композитор Артемий Ведель, знаменитый первый киевский архитектор Андрей Меленский, архитектор Михаил Иконников, историк и редактор "Киевской старины" Феофан Лебединцев, историки Петр Лебединцев, Владимир Иконников, представители известных родов Григоровичей-Барских, Балабух, Максимовичей и многие другие выдающиеся личности. Здесь даже хотели похоронить Тараса Шевченко: те самые "і Дніпро, і кручі" и сейчас еще видны со Щекавицы, несмотря на плотную застройку современного мегаполиса. В 1900 году городские власти (Городская управа) приняли решение о необходимости закрытия Щекавицкого кладбища, однако время от времени здесь все же осуществляли захоронения. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1928 года. Довольно разрушительным периодом стал для Щекавицкого кладбища 1935 год, когда в генеральный план застройки Киева был внесен пункт о преобразовании многих киевских холмов, в том числе и горы Щекавицы, в городские зоны отдыха - парки. Поэтому церковь Всех Святых и большую часть кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, тогда снесли. Результатом всех этих разрушений на горе Щекавице стал отнюдь не парк, а военная радиовышка, прогулки возле которой были чреваты допросом в КГБ. Сейчас вышка названа геодезической и выполняет исключительно мирные функции. В 1970-х годах кто-то тайно установил на нескольких десятках могил старообрядцев стандартные металлические кресты из обычных водопроводных труб.
«В послевоенное время мы, дети, на этой горе и картошку пекли, и змей запускали, и в игры играли, и пещеры рыли», - вспоминает местный житель Александр Валентинович Роганов, ветеран груда, с 1963 года до нынешнего времени работающий на киевском заводе им. Артема.
В середине прошлого века вблизи горы функционировали Житний и Птичий рынки, а также татарский базар «Шурум-бурум». На горе жили не только торговцы, но и базарные жулики, залетные воры и блатные. Щекавица со своими петляющими улочками, заросшими крапивой, лопухом и подорожником, хорошо могла спрятать человека от посторонних глаз.
Патриархальностью веяло от ветхих, скрытых сиренью строений, голубятен, сараев и не мощеных дворов. Здесь росли беспризорные шелковица, дикая малина и райские яблочки. Время как будто остановилось. Как сейчас вижу прилепившиеся к откосам оврагов домики со спрятанными в листве верандами и деревянными лестницами, саниками, петухами и убогим барахлом, развешенным на паутине бельевых веревок... Много жило здесь и босоты. Босота - взрослые ребята и надвинутых на глаза кепочках. Обычно они сидели на деревянных скамейках за такими же деревянными столиками, а иногда и просто на траве, и играли потрепанными картами либо на деньги, либо на другой «интерес». Прохожих они сопровождали презрительными взглядами и короткими плевками. Девочки слышали в свой адрес обычно сальный хохот.
Но всё равно здесь даже в жестокое послевоенное время витал ангел доброты и человечности. Живший рядом с нами босяк, знаменитый Витадик Бомба, часто миролюбиво похлопывал мальчишек по плечу и говорил: «Смотрите, ребята, не пойдите но моему пути. Узнаю - убью!»
Рядом жила семья цыган: престарелые родители, два сына, Толик и Гарик, а также дочь Леля. Толик был брачным аферистом: на Житнем рынке знакомился с богатой торговкой и приглашал к себе жить. Жили вместе, пока у торговки были деньги, а когда они заканчивались, Толик выгонял женщину из дома.
А на улице Черная Грязь у подножия горы, ближе к Птичьему рынку, после войны жили татары. Торговали изделиями из кожи, кониной и восточными сладостями, Жили на горе и два брата - Николай и Леонид Колумбеты. Они стали велосипедистами мирового класса. Николай на 16 Олимпийских играх в Мельбурне занял 6-е место в шоссейной гонке. Леонид завоевал две бронзовые медали: одну в Риме (1960 г.), другую в Токио (1964 г.).
Чем еще знаменита гора? В 1905-16 гг. по улице Верхнеюрковской, 34 жил Отто Юрьевич Шмидт - знаменитый полярный исследователь.
Мировую известность эта местность приобрела в связи с делом Бейлиса (1912-13г.) который также жил на улице Верхнеюрковской.
В 1950-х годах плоская часть киевского Подола выглядела заброшенной и провинциальной. В основном одно и двухэтажные деревянные дома - обшарпанные, заброшенные и неухоженные. А некоторые из таких домов даже были подперты темными бревнами, чтобы не завалились. Наиболее ветхие из таких домов располагались у подножья гор: Щекавицы, Юрковицы и на местности - Татарка. Из воспоминаний послевоенного времени запомнились дворы с закрывающимися на замок воротами. Во дворах - ветхие строения, дровяные сараи, голубятни… Здесь развешивали белье и вытряхивали коврики, а дети играли в замечательные и разнообразные дворовые игры. Автомашин на булыжных мостовых было мало. Много было телег, запряженных лошадьми. Дворники собирали в совки конский навоз. Подол вовсе не напоминал аристократический центр города. Всюду репейник, крапива, куры, собаки, деревянные скамейки, под которыми горы шелухи от семечек… Зато весной - опьяняющий запах сирени!
«Мое послевоенное детство прошло у подножья Щекавицы - старинной киевской горки с забытыми кладбищами, оврагами, кривыми тропинками и стекающимися вниз ручейками…Время здесь как будто остановилось…», - вспоминает Василий Баканов: «Вспоминается, с каким удовольствием мы, мальчишки с Подола, забирались на вершину этой горы и запускали бумажные змеи. Не боялись залезать и в глиняные пещеры, вырытые в горе. Необычным выглядело татарское кладбище с полумесяцами на могилах. Да и старинное городское кладбище, с красивыми каменными воротами, тогда еще не было так разрушено».
Народ на горе жил небогато… В основном - рабочий люд: сапожники, пекари, мастеровые… Мирно уживались и люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, цыгане, евреи, армяне …Мы, мальчишки, одинаково дружили с детьми любой национальности. Людей мы делили по другим признакам - жадный или добрый, трус или смелый, можно положиться на него в трудную минуту или нет… Сказывалась близость Житнего рынка. Жили на горе и базарные аферисты, и воры, и самогонщики…
У людей, живущих у подножья Щекавицы и на Татарке, даже в послевоенное советское время почти в каждом доме были иконы. Эти иконы передавались по наследству из рода в род. «Помню», - пишет Василий Баканов: «Незадолго до Пасхи народ шептался, что в таком-то доме икона замироточила, то есть стала каплями выделять маслянистую благоухающую влагу. Это считалось благословением свыше данному дому за благие дела хозяев. Так было принято, что люди несли свои мироточащие иконы в церковь, чтобы как можно больше людей на них молилось. Говорят, в год смерти Сталина на киевском Подоле в церквях самопроизвольно ударяли колокола. А вот в кабинете директора школы на Цымлянском переулке в 1953 году перед Пасхой упал со стены портрет Сталина. Директор так испугался, что сразу не понял, куда ему бежать - или в церковь поклоны бить или в райком сдавать партбилет».
В 1980-х годах здесь планировалась комплексная застройка: проект архитектора Людмилы Кравцовой до сих пор лежит в архивах "Киевпроекта". На живописных склонах предполагалось разместить творческие мастерские художников. Большинство жителей старых частных домов успели отселить, и в пяти минутах ходьбы от станции метро "Контрактовая площадь" образовался "мертвый город".
Наверное, нет в Киеве места более загадочного и до конца не изученного, чем гора Щекавица, расположенная над плоской частью Подола. Недаром ведь за ней закрепилось название "Город мертвых". Даже первоначальные названия улиц горы были неблагозвучными - Погребальная и Черный Яр. Впоследствии их переименовали в Олеговскую и Мирную. В 1873 г. на нынешней ул. Фрунзе был построен пивоварный завод, работающий и ныне. Во время земляных работ был обнаружен склеп с четырьмястами человеческими скелетами как результат опустошения местности Менгли-Гиреем во время монголо-татарского нашествия. В 50 г.г. прошлого века кожевенный завод задумал строить на Щекавице два трехэтажных жилых дома. Но при устройстве фундамента было найдено захоронение из более тысячи почерневших черепов. Строительство прекратили. В народе Щекавицу называют еще Олеговкой или Лысой горой (кстати, всего в Киеве пять Лысых гор). Владимир Иванович Даль утверждал, что здесь собирались ведьмы со всех концов Российской империи для проведения шабашей и сбора магических трав. На сегодняшний день здесь можно увидеть людей, занимающихся медитацией. Вопросами сохранения Щекавицкого кладбища с 1990 года занимаются активисты историко-культурного общества "Старая Поляна", Фонда солдатских матерей, историко-патриотического клуба "Поиск". Здесь регулярно проводятся субботники, было установлено бетонное ограждение, найдены военные братские могилы, появилась мемориальная плита. В рамках благоустройства кладбища жители современной Татарки предлагают создать лапидариум - фактически, музей памятников под открытым небом. Для этого планируется свезти сюда со всех 29 кладбищ Киева бесхозные памятники. Однако, пока эта идея только витает в воздухе, активисты ждут одобрения со стороны киевских властей.
На отдельных участках с западной стороны, между улицей Лукьяновской и склоном горы, сохранилась значительная часть могил Щекавицкого старообрядческого и мусульманского кладбищ. Старообрядческая община получила участок под кладбище на Щекавице в 1808г. В начале ХХ в. за фронтом улицы Лукьяновской соорудили новую кирпичную сторожку и кирпичные ворота. В последние десятилетия кладбище запущено, разобрана сторожка, а позднее, в 1986г., разрушены и ворота. Мусульманское кладбище существует со 2-й пол. XIXв. Сейчас мусульманское кладбище содержится в опрятном состоянии, но старые кирпичные ворота разрушены в 1980-х гг В 2000 году у мусульманского кладбища открыта мечеть Ар-Рахма. В настоящее время на Щекавице мирно уживаются мечеть, протестанская и православная церкви.
Когда-то на Щекавице, Юрковице и других горках, тянувшихся вдоль улицы Фрунзе к Куреневке, было очень много природных ключей. Однако беспорядочное строительство, нерасчищенные буреломы, бетонные блоки, бревна и различный мусор «похоронили» эти святые киевские источники. Сегодня, разве что в районе Мыльного переулка, у подножья горы Юрковицы восстановлен исторический Иорданский источник. Почему Иорданский? Издавна говорят, что в старину один киевский купец, совершая паломничество в Святую землю, уронил в реку Иордан свой именной ковш. Вернувшись в Киев, пошел к Юрковице испить воды из источника и чудесным образом выловил утраченный в Иордане ковш. С тех пор источник называют Иорданским. И хотя этот источник многократно уничтожали и засыпали землей, - сегодня, благодаря труду христианских подвижников восстановленного Николо-Иорданского храма, этот святой источник существует.
Гора Щекавица и церковь «Всех святых»
Гора Щекавица и церковь «Всех святых»
Церковь «Всех святых» на Щекавице
Щекавицкое кладбище
Конец XIX-го века
Вид на гору. 1946 май
Лукьяновские ворота Щекавицкого старообрядческого кладбища
Лукьяновские ворота Щекавицкого мусульманского кладбища
Источники:
«Щекавицкое кладбище в Киеве»«Щекавицкое кладбище "не умирает"»«Гора Щекавица и кладбище»Баканов В.А. «Забытые страницы киевского быта».
Проценко П. Історія київського некрополя. - К., 1995
Київ. Історична енциклопедія. 1917-2000 рр.