Обзор на книгу по мехенди

Jun 29, 2016 16:45

Всем привет! Сегодня я хочу поделиться своим обзором на вот такую книгу.
Автор - Божена Мелосская, изд-во «Аргумент Пресс», Харьков, 2013.



Стоит ли ее покупать и читать, может ли она быть полезной мастерам мехенди - об этом в моей рецензии.

Кто впервые читает мой блог, скажу пару слов о себе. Я руководитель Kiev Henna Studio, рисую мехенди с 2008 года, с 2010 преподаю это искусство по авторским программам. Поскольку я увлеклась росписью в то время, когда никакой информации практически не было и в Украине никто этим не занимался - пришлось с нуля осваивать все самостоятельно и вникать во множество нюансов. Поэтому за время практики я насобирала огромное количество практических и теоретических знаний, а также мифов и заблуждений, связанных с мехенди. И вполне могу оценить полезность и правдивость той или иной информации.

Итак, на первой фото вы видели обложку книги и мои торчащие закладки :) Их я клеила везде, где в тексте встречались ошибки и противоречия. Их немного, но это оттого, что сам текст занимает 10% от объема книги, остальное - это картинки и фотографии. Сама идея книги прекрасная и нужная - дать теоретическую информацию и вдохновение для практики росписи.
Справился ли автор? К сожалению, вынуждена отметить, что отнюдь.

Данное издание - всего лишь компиляция из нескольких текстов (не прошедших редакторскую проверку) из интернета, а также подборка фотографий чужих работ (без указаний авторства) и картинок из сборников орнаментов (без отбора по пригодности к рисованию мехенди), тоже без указания источника. То есть, эта книга - яркий пример пиратского сборника, что уже лично меня сильно настораживает. Я немного «повернутый» на этике мастер и очень чувствительна к плагиату - не только своих работ и текстов, но и чужих.

Немного об авторе. Божена Мелосская - похоже, что это псевдоним неизвестного редактора-компилятора. Поскольку в ее послужном списке 27 книг, среди которых «Справочник настоящего дачника», «Как избавиться от боли в спине…», «Чудеса исцеления и помощи архангела Михаила». Убедиться в этом и впечатлиться можно здесь. Я привожу это не для сарказма, а чтобы мы задумались - насколько профессиональной и проверенной будет поданная информация…

Итак, пройдемся по цитатам с моими комментариями. Здесь просто фестиваль ляпов :)
На первой же странице:




Примечательно, что в нескольких местах к книге автор постоянно путается - сколько же держится рисунок хной. Сначала указано «…в среднем 2 недели и максимум 2 месяца» (что никак невозможно при использовании натуральной хны), уже на следующей странице 4 написано: «…держится на теле примерно 25-30 дней», а к стр.41 автор уже передумала - «от 3-7 дней на груди и спине до 1-3 недель на руках или ногах» (что тоже сомнительно).

Следующий ляп не менее прекрасен, правда, позабавит он только мастеров, хорошо знакомых с историей развития символики и технологий мехенди: «…временная татуировка хной была известна еще в Древнем Египте […], причем сами рисунки временной татуировки хной были совершенны - от сложнейших орнаментов до реалистичных изображений растений и животных». На это, кстати, очень часто ведутся начинающие мастера - и несут эту мысль дальше. На самом деле, «сложнейшие орнаменты» появились не много ни мало, а всего в 70-е года, с появлением синтетических материалов - а значит, технической возможности сделать конус и рисовать непрерывной тонкой линией. До этого рисунки были достаточно примитивными, тк их выполняли тонкой палочкой либо через трафарет.

И еще один конфуз, тоже в самом начале книги - объяснение, почему роспись хной была практически неизвестной в северных странах. По мнению автора, причина в строжайшем секрете, в котором хранились рецепты приготовления хны. Да просто в северных странах хна не растет и долго не хранится :) Поэтому до развития активной и быстрой торговли северные люди никак бы этими рецептами и не воспользовались!

Читаем и просвещаемся дальше.


Думаю, бедуины Северной Африки очень бы удивились, узнав о «прохладе гаремов» и «аромате персидских роз». В точности неизвестно происхождение искусства мехенди, одна из версий - что хну изначально использовали в качестве лекарственного растения для лечения трещинок кожи и грибка, а уж потом благодаря красящим свойствам стали задействовать для декоративных и ритуальных целей.




Также те же бедуины и многие другие удивились бы тому, что «Изначально использование пасты из хны с ароматическими маслами могли позволить себе только люди из богатых и знатных семей» (с.5). Видимо, автор не в курсе, что пигмент свежей хны настолько активен, что даже сухой порошок может окрасить кожу-волосы-ткань, а самый дешевый и простой рецепт - это заварить хну кипятком.

Еще одна ошибка - «жители Северной Африки часто смешивали [хну] с древесным углем или сажей. От этого татуировка становилась значительно темнее, а иногда и совсем черной». Эврика! Куда же пропал этот волшебный рецепт? Зачем же добавляют столько опасной химии ради черных рисунков? Не потому ли, что никакой уголь и сажа не смешиваются с хной и не способны дать темный цвет? ;)

А теперь мой любимый ляп, на котором тоже «палятся» неопытные мастера :) «Хну, которая используется для мехенди, получают из листьев хинного дерева» (с.7-8). Здесь, как говорится, смешались в кучу кони-люди. Хна - это кустарник Lawsonia. Хина - это препарат коры хинного дерева Cichona pubescens, который используют в лечении малярии, а также для приготовления известного всем тоника Schweppes.

Далее в книге идет подборка «символов в мехенди и их значений». Я это даже не в силах комментировать :) Что картинки - надерганные из книг и фото, что рекомендации по астрологическим соответствиям. Одна фраза «от расположения на теле зависит будет ли работать ваш талисман» (с.30) дорогого стоит ))

Дальше переходим к рекомендациям по техникам нанесения. Здесь тоже разброд и шатания, увы. Причем, если ляпы с историей и символикой, в общем-то, безвредны, то неправильное нанесения рисунка может привести к печальным последствиям. Например, на стр.35 и далее автор неоднократно рекомендует протирать кожу спиртом и эфирным маслом эвкалипта, наносить лимонный сок и его смесь с сахаром на рисунок. Такие советы, действительно, встречаются в различных источниках. Однако следовать им бездумно - очень опасно. Спирт пересушивает кожу, масло эвкалипта - вызывает раздражение, а лимон - повышает фоточувствительность (может спровоцировать солнечный ожог). Эти советы адекватны для использования в традиционных для мехенди культурах, для смуглых восточных и южных женщин с плотной кожей. Для тонкокожих европеек и славянок - это очень опасно. Иными словами, в книге приведены рекомендации без какого-либо анализа и адаптации для особенностей нашей кожи.

Еще один довольно глупый совет на стр.39 - сделать эскиз на коже косметическим карандашом. Почему это глупо, я подробно рассказываю на своих курсах.

И еще одна опасная рекомендация на стр.42 - «Перед окончательным обесцвечиванием можно возобновить рисунок». Да, это можно делать, но исключительно при соблюдении очень строгих правил безопасности. Подрисовывать же мехенди бездумно - значит, многократно увеличить риск аллергии.

Также встречаются распространенные ошибки. Например, совет смешивать хну с басмой для получения более темного оттенка. Почему это не работает, я подробно написала здесь.

Еще автор никак не может сама с собой договориться о том, чем же отличается кожа на разных участках тела и как это влияет на рисунок. Например, в одном месте пишет, что на подьемах ног кожа тоньше, в другом - что очень плотная. То рисунок лучше сохраняется на тонкой коже, то на толстой :)
Теперь давайте посмотрим на рисунки, которые издание рекомендует в качестве образцов узоров. Думаю, комментировать не стоит :) Самые красивые работы, естественно, без указания источников и авторства.

























А вот вообще шедевр, я считаю. Рисунок на лице (и сделан явно аквагримом). При том, что рисовать на лице цветной хной категорически нельзя. Вопрос - что, что делает это фото в книге про мехенди?...




В общем, вот такое «пособие» по мехенди, которое я могу рекомендовать исключительно с целью «поудивляться» тому, насколько непрофессионально можно подходить к изданию книг.

(с) Аника Рымаренко, Kiev Henna Studio
Все права защищены, полное или частичное копирование возможно только с согласования и с активной ссылкой на этот блог

Надеюсь, этот разбор был вам полезен и интересен :) Подписывайтесь на меня в социальных сетях и присылайте ваши вопросы о мехенди, с удовольствием буду отвечать!

безопасность, интересно, обучение

Previous post Next post
Up